Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа
Основные задачи бухгалтерского учета материалов:
-контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
-правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
2.3 Внутренний контроль за поступлением материальных ценностей
Службе внутреннего контроля предприятия необходимо учитывать, что поступление материальных ценностей осуществляется по следующим основаниям:
— по договорам купли-продажи, договорам поставки;
— внесению в счет вклада в уставный капитал;
— получению активов на безвозмездной основе.
По активам, поступающим на основе договоров поставки или купли-продажи, предприятие должна получить от поставщиков расчетные документы и сопроводительные документы, в том числе товаротранспортные накладные, счета, спецификации, сертификаты и т.д. Предприятие должно установить порядок приемки, регистрации, проверки, прохождения документов (график документооборота) по поступающим товарам. Ответственные лица должны:
— произвести регистрацию документов в журнале учета поступающих грузов;
— проверить соответствие данных документов по количеству, номенклатуре, ценам, срокам поставки в соответствии с договором;
— проверить правильность показателей расчетных документов;
— принять к оплате расчетные документы;
— передать документы в соответствующие службы и отделы предприятия (в небольших предприятиях — в бухгалтерию) согласно графику документооборота.
Если товар получается со склада поставщика или транспортной организации, работнику выдаются необходимые документы и доверенность на получение товарно-материальных запасов. В этом случае необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями к Стандартам бухгалтерского учета "О порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их по доверенности". Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью.
При выдаче доверенности перечень подлежащих получению товаров приводится тогда, когда в документе на отпуск не приведены наименования и количество товаров, подлежащих получению. Поверенное лицо на следующий день после каждого получения товаров, независимо от того, получены они полностью или частями, представляет в бухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче товаров на склад или материально ответственному лицу. Если поверенное лицо не отчиталось об использовании доверенности по истечении срока, новые доверенности ему не выдаются. Предприятию рекомендуется определить перечень лиц, которые должны обеспечить:
— контроль соблюдения правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей;
— инструктаж
лиц, которым выдается доверенность
о порядке представления
— контроль
своевременности представления
соответствующих приходных
— своевременный контроль возврата неиспользованных доверенностей.
Приемка товаров от транспортных организаций по количеству и качеству производится по правилам, действующим на транспорте, и условиям договоров купли-продажи, поставки и т.д.
Инвентаризация — это периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей в натуре, а также денежных средств и расчетов.
Порядок проведения инвентаризации в аптечных учреждениях регламентируется инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения.
Инвентаризации подлежат: товары, тара, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, лекарственное сырье, строительные материалы, основные средства, малоценный инвентарь, прочие материальные ценности, денежные средства в кассе и в пути, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, расчеты с различными организациями, рабочими и служащими и другие хозяйственные операции. Инвентаризации подлежат также ценности других организаций, находящиеся в данной аптеке на хранении или во временном пользовании.
Задачи инвентаризации:
- путем проверки фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств и сопоставления их с данными учета обеспечить контроль за сохранностью этих ценностей;
- выявить товары с истекшими сроками годности, малоходовые, неполноценные и не имеющие спроса, а также ценности, не используемые в аптечной сети;
- проверить соблюдение правил и условий хранения товарно-материальных ценностей;
- проверить соблюдение правил организации материальной ответственности за ценности;
- проверить реальность сумм, учтенных на балансе, имущественных, товарно-материальных ценностей и денежных средств, издержек обращения, торговых наложений на остаток товаров, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.
Инвентаризации проводятся в следующие сроки:
- товаров, тары, вспомогательных материалов и прочих ценностей в розничной аптечной сети — не менее двух раз в год (одной плановой и одной внезапной), на аптечных складах — не реже одного раза в год (не ранее 1 октября отчетного года);
- медикаментов, находящихся на предметно-количественном учете, — ежемесячно, на 1-е число;
- товаров и материалов в пути, товаров отгруженных, денежных сумм в пути ежемесячно;
- издержек обращения на остаток товаров — на 1-е число следующего за отчетным кварталом месяца;
- денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и бланков строгой отчетности — ежемесячно, а также при инвентаризации, товарно-материальных ценностей;
- основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов — не реже 1 раза в год (не ранее 1 ноября отчетного года);
- расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, финансированию из бюджета и т. д.) — по мере получения выписок из банка, но не реже одного раза в месяц на 1-е число;
- расчетов с финансовыми органами по взносам налогов, отчислений от прибылей и другим платежам в бюджет — не реже одного раза в квартал;
- расчетов вышестоящих организаций с мелкорозничной сетью, аптеками, аптекарскими магазинами и т. д. — на 1-е число каждого месяца;
- расчетов с дебиторами и кредиторами — не реже двух раз в год;
- торговых наложений на остаток товаров — при инвентаризации товаров.
Количество инвентаризаций в году,
а также сроки их проведения в
отдельных случаях могут
Инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств обязательно проводятся также при следующих обстоятельствах:
а) при передаче ценностей одним материально ответственным лицом другому, а также в случае солидарной материальной ответственности за ценности нескольких работников при увольнении одного из них. При временном выбытии (отпуск, болезнь и т. д.) одного из солидарно материально ответственных за ценности работников с их письменного согласия инвентаризация может не проводиться. В таком случае на договорах о материальной ответственности делается подписка следующего содержания: «Согласен принять материальную ответственность за ценности без проведения инвентаризации. Подпись. Дата».
б) при письменном согласии всех членов бригады увольнение одного из ее членов (кроме бригадира) может производиться без проведения инвентаризации. Если вновь принятый член бригады дает подписку о принятии им материальной ответственности за находящиеся в подотчете бригады ценности без проведения инвентаризации, то таковая может не проводится;
в) после краж, ограблений, стихийных бедствий, при установлении фактов хищений и злоупотреблений, по требованию судебно-следственных органов, а также по указанию вышестоящей организации проводится полная инвентаризация ценностей;
г) при проведении документальных ревизий аптечных учреждений ревизующие обязаны провести сами или организовать проведение сплошной или выборочной инвентаризации ценностей;
д) при переоценке товарно-материальных ценностей проводится полная инвентаризация, если переоценивается более одной трети ценностей, находящихся под отчетом у материально ответственного лица или бригады. Если менее одной трети переоценивается, то допускается инвентаризация только тех ценностей, которые подлежат переоценке.
Заключение
Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материальных ценностей. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет поступления материальных ценностей в организации, осуществляющие хозяйственную деятельность.
Материальные ценности составляют значительную часть стоимости имущества предприятия. Поэтому усиление контроля за состоянием материальных ценностей и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.
Рациональное использование материальных ценностей невозможно без правильной организации их бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета позволяют определить величину отклонений фактического расхода.
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.
В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов, в задачи которого входят:
систематический контроль за выпуском продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг;
своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг);
своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство и сбыт, расчет сумм прибыли.
Успешное
выполнение этих задач зависит от
ритмичности работы предприятия, правильной
организации сбыта и складского
хозяйства, своевременности
В заключение можно сказать, что бухгалтерский учет в целом (в том числе и учет материальных ценностей) поставлен так, как об этом пишут в законах, постановлениях, положениях и книгах по бухгалтерскому учету. Единственное, что можно порекомендовать – это автоматизирование учета материалов на базе, т.к. наименований материалов очень много и персональный компьютер с программой 1С: Склад (или аналогичной) помогла бы избежать многих ошибок и недоразумений.
Список использованных источников