Учет поступления материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи бухгалтерского учета материалов:
-контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
-правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 100.41 Кб (Скачать)

Материальные ценности приходуют  в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной  единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между  данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет  акт о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе  комиссии должен быть представитель  поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также  при приемке материалов, поступивших  на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Перечислим документы по учету  материально-производственных запасов.

Доверенность (ф. №М-2 и № М-2а) —  применяется для оформления права  должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при  получении материальных ценностей  от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях  она может выдаваться на календарный  месяц. Приходный ордер (ф. № М-4) —  используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или  из переработки. Приходный ордер  составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом  в день поступления ценностей  на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются  материально ответственным лицам  в заранее пронумерованном виде.

Акт о приемке материалов (ф. №  М-7) — применяется для оформления приемки материальных ценностей  в тех случаях, когда имеются  количественные и качественные расхождения  с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке  запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой — в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.

Лимитно-заборная карта (ф № М-8) — нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, другой — складу.

Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения  своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.

Требование-накладная (ф. №М-11) — применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска  филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.

Накладная составляется в двух экземплярах  материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для  списания ценностей (складом, цехом), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).

Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной  указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.

Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) — используется для учета  отпуска материальных ценностей  сторонним организациям на основании  договоров и других документов. Накладная  выписывается в двух экземплярах  по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной  в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в  качестве основания для отпуска  материалов, второй — получателю.

При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передает в бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

Карточка учета материалов (ф. №М-17) — служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой  отчетности и выдаются кладовщику под  расписку. Материально ответственное  лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных  приходно-расходных документов в  день совершения операции в натуральном  выражении.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) — применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.

          2.2 Учёт поступления материальных ценностей

 

          В соответствии с Планом счетов, учет поступления материальных ценностей и сумм транспортно-заготовительных расходов ведется одним из следующих способов, которые необходимо указать в Учетной политике предприятия:

а)  на счете 10 «Материалы» открываются два субсчета 10/учетные цены и 10/ТЗР для раздельного отражения стоимости материалов по учетным ценам и сумм ТЗР;

б) с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» для учета затрат по заготовлению и отклонению;

в) прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость материалов (при небольшой номенклатуре материалов).

Фактическая себестоимость всех поступивших  материалов формируется в конце  месяца, поэтому текущий учет отпуска  материалов в производство и на другие цели разрешается вести по учетным  ценам. В качестве таких цен выступают  следующие:

- договорные цены

- фактическая себестоимость материалов

- планово-расчетные цены

- средняя цена группы.

В конце  месяца рассчитываются отклонения в  стоимости материалов, отпущенных по учетным ценам от их фактической  себестоимости по проценту отклонений.

 

     % отклонений =*100% ( 2.1  )

 

         Сумма ТЗР =                            ( 2.2 )

Рассчитанная  сумма ТЗР ежемесячно списывается  на те же счета, где был отражен расход материалов по учетным ценам.

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящимся к оборотным  средствам. Приобретение материально-производственных запасов отражается по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в корреспонденции со счетом источника такого приобретения, например, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 20 "Основное производство" и пр. Основанием для записи по кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" является поступление в организацию расчетных документов от поставщика или иного источника материально-производственных запасов.

Фактическое поступление материально-производственных запасов на склады организации учитывается  по кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в корреспонденции со счетом 10 "Материалы".

Синтетический учет материальных ценностей ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к которому могут  быть открыты следующие субсчета:

а) 10-1 «Сырье и материалы» - предназначен для учета:

- наличия и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении;

- вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;

- сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.д.

б) 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» - используется для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ.

в) 10-3 «Топливо» - применяется для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.). При использовании талонов на нефтепродукты их учет ведется на этом субсчете.

г) 10-4 «Тара и тарные материалы» - предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта.

д) 10-5 «Запасные части» - используют для учета наличия и движения запасных частей, предназначенных для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, а также обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, создаваемого на ремонтных заводах, в ремонтных цехах организации и т.п.

е) 10-6 «Прочие материалы» - применяется для учета наличия и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных средств, изношенных шин и т.п.

ж) 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» - используется для учета движения материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

з) 10-8 «Строительные материалы» - используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства.

и) 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Информация о работе Учет поступления материальных ценностей