Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа
Основные задачи бухгалтерского учета материалов:
-контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
-правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
Фактическая себестоимость материальных ценностей, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования, а материалов, приобретенных в обмен на другое имущество, — исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей
Материалы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
Фактическая
себестоимость материально-
Фактические затраты по приобретению материальных ценностей определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Исчисление
фактической себестоимости
Определение
фактической себестоимости
С 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н, которым внесены изменения в правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
В настоящее время п. 4
ПБУ 5/01 содержит положение, запрещающее
применять правила учета МПЗ
также в отношении активов, используемых
при производстве продукции, выполнении
работ или оказании услуг либо
для управленческих нужд организации
в течение периода, превышающего
12 месяцев или обычный
Это изменение
нормативных актов – ПБУ 5/01 и
Методических указаний по бухгалтерскому
учету материально-
Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
По себестоимости
каждой единицы оценивают материально-
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
Средняя цена рассчитывается по формуле 1.1:
( 1.1 )
где Цср. – цена средняя;
Ц0 – цена остатка на начало рассматриваемого периода;
Ц1,…, Цn – цена партии с первой по п;
К0 – количество остатка на начало рассматриваемого периода;
К1,…, Кn – количество в партии с первой по п.
Первый
и второй способы оценки материальных
ресурсов являются традиционными для
отечественной учетной
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя формулу 1.2:
Р = Он +П-Ок ,
где Р — стоимость израсходованных материалов;
Он – стоимость начального остатка материалов;
Ок — стоимость конечного остатка материалов;
П — поступление за месяц.
Оценка материальных ценностей на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки ценностей при их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости). Использование предприятием другого способа оценки материальных ценностей возможен только в следующем периоде.
1.3 Зарубежная практика оценки материальных ценностей
Процесс оценки материальных ценностей представляет собой процедуру присвоения объектам бухгалтерского учёта определённых денежных величин, полученных таким образом, чтобы их можно было использовать как агрегировано, так и отдельно, в зависимости от конкретной ситуации. Оценка материальных ценностей является одной из наиболее интересных и широко обсуждаемых проблем бухгалтерского учёта.
Оценка обычно выполняется в денежном выражении. Но в отдельных случаях (например для выработки прогнозов и принятия решений) могут потребоваться данные в натуральном выражении: производительность оборудования или численность рабочих.
Процесс проведения оценки материальных ценностей состоит из двух систем:
а) периодической, которая позволяет не вести в течение отчётного года детальный учёт материальных запасов, а в конце года производить инвентаризацию, которая, в свою очередь, позволяет установить уровень запасов на конец отчётного периода;
б) постоянной, которая позволяет контролировать финансовые средства, вложенные в товарные запасы, а также более эффективно управлять этими товарными запасами путём непрерывного ведения подробных записей о покупках и продажах товаров.
К периодической системе оценки материальных ценностей относятся четыре метода.
Первый из них – метод сплошной
идентификации, который позволяет
увязать настоящую
Второй метод – метод средней
стоимости – увязывает
Два других метода используются гораздо чаще и являются основными методами оценки запасов:
- ЛИФО – «последним поступил – первым выбыл»;
- ФИФО – «первым поступил – первым выбыл».
При использовании
метода ЛИФО на затраты списывают стоимость
запасов, поступивших последними, так
как предприятию приходится заменять
использованные в процессе жизнедеятельности
запасы по текущей стоимости.
Однако метод ЛИФО имеет и негативные стороны: при оценке текущей балансовой стоимости товарных запасов, особенно когда существует длительная тенденция повышения или понижения цен в инфляционных условиях, которые более или менее заметно протекают почти во всех странах мирового сообщества.
Метод ФИФО, или метод оценки запасов по ценам первых покупок, основан на предположении, что себестоимость товаров, приобретённых в первую очередь, должна быть отнесена к товарам, проданным в первую очередь. При использовании метода ФИФО учитывается движение стоимости, а не движение товаров.
Основным недостатком метода оценки запасов по ценам первых покупок является то, что этот метод увеличивает влияние цикла экономического развития на показатель доходности предприятия.
Компанией «World business» используется метод оценки запасов по ценам первых покупок как наиболее подходящий метод проведения инвентаризации, который предполагает наиболее реальную оценку активов предприятия. Примером применения метода ФИФО и процедуры инвентаризации в американской модели бухгалтерского учёта может также служить компания «Reconstruction Ltd».
При применении метода ФИФО стоимость
остатков товарно-материальных ценностей
завышена, а себестоимость реализованных
ценностей занижена. В этом случае
сумма прибыли оказывается
В заключение следует отметить тот факт, что методы ЛИФО и ФИФО представляют собой две крайности, и наилучшая оценка, «золотая середина», лежит между ними.
2 Организация учёта материальных ценностей
2.1 Документальное оформление материальных ценностей
Поступающие в организацию материальные ценности оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада
иногородних поставщиков
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.