Учет основных средств в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение порядка учета основных средств в организациях.
Задачи курсовой работы:
- необходимо изучить понятие основных средств;
- условие признания в качестве основных средств;
- рассмотреть классификацию;
- рассмотреть порядок инвентаризации;
- изучить синтетический и аналитический учет;
- рассмотреть документальное оформление.

Файлы: 1 файл

курсовая ОС.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

При безвозмездной  передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита  счета 01 в дебет счета 91., а сумму  амортизации – с кредита счета 01 в дебет счета 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

    Основные  средства, переданные в счет вклада в уставной капитал других организаций, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам – с кредита счета 01 в дебет счета 02. Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

    По  окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между  дебетовыми и кредитовыми оборотами  по каждому субсчету  счета 91 «Прочие  доходы и расходы» и списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым – по дебету счета 91 и кредиту счета 99.

    Для учета выбытия основных средств  к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

    Счет 01 «Основные средства» корреспондирует  со счетами:

    по  дебету

03 «Доходные вложения в материальные ценности «

08 «Вложения во внеоборотные активы «

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами «

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

80 «Уставный капитал»

83 «Добавочный капитал»       

          по кредиту счетов

02 «Амортизация основных средств»

11 «Животные на выращивании и откорме»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

80 «Уставный капитал»

83 «Добавочный капитал»

91 «Прочие доходы и расходы»

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

99 «Прибыли и убытки»

    Аналитический учет основных средств  ведется  в  разрезе  инвентарных  объектов  по местам их хранения и ответственным лицам.

Все основные средства должны находиться под  контролем  ответственных

за  сохранность   должностных   лиц,   назначенных   приказом   руководителя

учреждения.

    Лица, ответственные за хранения основных средств,  ведут  инвентарные

списки  основных средств ф. ОС-13. Ответственные лица  следят за сохранностью основных средств и ведут учет всех изменений.

    Отдельным инвентарным объектом считается  законченное конструктивное

устройство   со   всеми   относящимися    к    нему    приспособлениями    и

принадлежностями, или конструктивно  обособленный  предмет, предназначенный для выполнения определенных  самостоятельных  функций  или  же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов,  представляющих  собой  единое целое и совместно выполняющих определенную работу. 
 

    2.2 Документальное оформление 

    Основным  регистром аналитического учета  основных средств являются инвентарные  карточки (форма № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б)

    Карточка  состоит из семи разделов. В них  указывают сведения об объекте на дату передачи (год выпуска, последнего капитального ремонта, срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации и остаточной стоимости), данные об объекте на дату принятия к учету (первоначальная стоимость и срок полезного использования) и о переоценках (сроки, коэффициенты пересчета и восстановительная стоимость), сведения о приемке, внутренних перемещениях и выбытии объектов, об изменении первоначальной стоимости объектов, затратах на ремонт и краткую индивидуальную характеристику объекта.

    Инвентарные карточки формы № ОС-6 составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Карточки формы № ОС-6а используются для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

    Инвентарные карточки заполняют на основе первичных  документов и передают затем под  расписку в соответствующий отдел  организации.

    По  месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно ввести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) – дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках.

    В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.

    Движение  основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытием основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

    Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приемке-передаче основных средств (форма №  ОС-1- акт о приемке-передаче объекта основных средств(кроме зданий, сооружений); форма № ОС-1а- акт о приемке-передаче здания (сооружения); форма ОС-1б- акт о приемке-передаче групп объектов основных средств(кроме зданий и сооружений)).3

    В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска  заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный  объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

    После оформления акт о приемке-передаче основных средств передают в бухгалтерию  организации. К акту прилагают техническую  документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

    На  основании этих документов бухгалтерия  производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отдел предприятия.

    Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах.

    Поступившее на склад оборудование для установки  оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.

    Передачу  оборудования монтажным организациям оформляют актом о приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием  в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее преданное оборудование на хранение.

    На  дефекты, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания оборудования, а также по результатам контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации исполнителя.

    Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции  и модернизации объекта оформляют  актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. Акт подписывают работник цеха (отдела) или комиссия, после чего акт сдают в бухгалтерию, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств.

    Внутренне перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также  их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Накладную выписывают в трех экземплярах. Первый передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств, третий передается получателю.

    Операции  по списанию основных средств оформляют  актом о списании основных средств. Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах.

    Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации. В соответствии с Постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», к первичным документам учета основных средств относятся следующие документы (таблица 1).

    Таблица 2.2.3

Перечень  унифицированных форм первичной  учетной документации

номер формы наименование  формы формат
ОС-1 Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) A4L
ОС-1а Акт о приемке-передаче здания (сооружения) A4L
ОС-1б Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений) 2А4
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств A4L
ОС-3 Акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств A4L
ОС-4 Акт о  списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) A4L
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств A4L
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств  (кроме автотранспортных средств) A4L
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств А4
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств A4L
ОС-6б Инвентарная книга  учета объектов основных средств 2A4L
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования A4L
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж A4L
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования А4
 

    Следует обратить внимание, что на практике может возникнуть ситуация, когда  ни одна из вышеперечисленных унифицированных  форм не подходит. В качестве примера можно привести ситуацию, когда к организации-лизингополучателю по договору лизинга поступает основное средство, учет которого ведется на балансе лизингодателя. Поступление такого основного средства нельзя оформить ни одной из унифицированных форм по учету основных средств. Не подходит для этих целей и Акт приемки-передачи по форме №ОС-1, поскольку, выписав такой акт, организация должна принять к учету основное средство по счету 01 «Основные средства» и поставить его на баланс, но, по условиям примера, учет основного средства осуществляется лизингодателем. В данном случае, приемку основного средства, полученного по договору лизинга, следует осуществить на основании документа, составленного в произвольной форме с указанием в нем всех необходимых реквизитов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 

Информация о работе Учет основных средств в организациях