Учет на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности учета на малых предприятиях и выявить пути его совершенствования.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы организации учета на малых предприятиях;
- раскрыть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- выявит особенности ведения учета на малых предприятиях;
- предложить пути совершенствования учета на малых предприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методологические основы организации учета на малых предприятиях……………………………………………………………...5
1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации…………………………..5
1.2. Методологические основы учета на малых предприятиях………………..9
Глава 2. Особенности учета на малых предприятиях и пути его совершенствования………………………………………………………………12
2.1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………12
2.2. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий……14
2.3. Особенности ведения учета на малых предприятиях…………………….19
2.4. Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения малых предприятий……………………………………………………………………...29
2.5. Пути совершенствования учета малых предприятий…………………….33
Заключение…………….…………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...39

Файлы: 1 файл

учет на мал предп.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

- № ПМ «Сведения об основных  показателях деятельности малого  предприятия»;

- № МП-1 (автогруз) «Сведения о  перевозочной деятельности малого  предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

- № 1-ТС (вывоз) «Сведения о  поставке товаров в Республику Беларусь»;

- № 1-лицензия «Сведения о  коммерческом обмене технологиями  с зарубежными странами (партнерами)»; 

- № ДАП-ПМ «Обследование деловой  активности малых предприятий,  добывающих, обрабатывающих производств  и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

- № 2-МП инновация «Сведения  о технологических инновациях  малого предприятия (организации)». 

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства  по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным  подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной  статистической информации и не могут  быть использованы в целях налогообложения  или предоставлены другим коммерческим организациям. [28, с. 148]

2.5. Пути совершенствования учета малых предприятий

 

Для совершенствования бухгалтерского и налогового учета необходимо проведение следующих мероприятий:

- уточнение функциональных обязанностей  работников бухгалтерии с целью перераспределения обязанностей таким образом, чтобы обеспечить правильное и оперативное ведение бухгалтерского учета;

- назначение лиц, ответственных  за ведение налогового учета,  за своевременность и правильность представления данных, необходимых для ведения налогового учета, а также определения обязанностей руководителей подразделений и служб, смежных с бухгалтерией;

- уточнение и, при необходимости,  переработка существующих  графиков  документооборота, принятого в организации.

Следующим этапом разработки организационных мероприятий является определение элементов налогового учета и связанных с этим  мероприятий.

Формирование данных налогового учета  предполагает непрерывность отражения  в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Форма, в которой будет осуществляться налоговый учет, во многом определяется формой бухгалтерского учета. Однако такие  сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом  учете вряд ли применимы. Поэтому  на практике выбор будет осуществляться из двух форм – ручной и автоматизированной (т.е. соответствующие компьютерные программы, позволяющие автоматизировать бухгалтерский и, соответственно, налоговый учет).

В методологическом разделе учетной  политике отражается, прежде всего, выбранный организацией вариант налогового учета в случае, если законодательство предполагает наличие таких вариантов. Кроме того, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить элементы, не имеющие вариантов, но имеющие существенное значение для организации налогового учета. Последнее обусловлено необходимостью обеспечения единообразных подходов к ведению учета независимо от случайных факторов (изменение технологии обработки информации, появление новых видов деятельности организации, смена работников и т.п.).

В учетной политике для  учета должны быть указаны условия, на которых заключены действующие  кредитные договоры, а также порядок  распределения доходов или определения  доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрены условия получение дохода.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения  со времени составления годовой  бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Таким образом, еще до наступления  следующего за отчетным года на предприятии  следует провести мероприятия:

  • издать приказ, в котором перечислить изменения учетной политики, их причины и дать стоимостную оценку этих изменений;
  • все изменения отразить в пояснительной записке при составлении годового отчета.

Утвержденные приказом руководителя и раскрытые в пояснительной  записке новые (добавленные, измененные, уточненные) элементы учетной политики должны найти отражение в бухгалтерском учете организации.

Чтобы усовершенствовать организацию  бухгалтерского учета на малых предприятиях, следует повысить его оперативность  и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать  процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средствам автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа.

Использование для автоматизированных систем обусловлено необходимостью более глубокого внедрения автоматизированной формы учета, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и учитывающей новую технологию, порожденную этой техникой.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более современных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Использование средств вычислительной техники дает возможность создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация (АРМ) бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования учетной информации в управлении малым предприятием. В настоящее время существует огромный выбор компьютерной техники и прикладных программ к ним, таких как «Инфо-бухгалтер», «1С Бухгалтерия», и др.

Важную роль в новых условиях хозяйствования играет оперативный учет и контроль выполнения плановых заданий по реализации прибыли. Одним из важнейших направлений совершенствования методики и технологии учета является учет информации по методу отклонений в хозяйственной практике. Развитие методологии бухгалтерского учета, улучшение его методики и организации, и, в конечном счете, повышение роли учета и контроля в совершенствовании хозяйственного механизма требует активизации научных исследований в этой области и широкого внедрения их результатов в практику работы малых предприятий. [15, с. 197]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понимание роли малого предприятия  требует ясного представления о  том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий их технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяет им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

При проведении исследования организации бухгалтерского и налогового учета можно сказать, что наряду с преимуществами учетная политика предприятия имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи,  с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Единственный, очевидный  вывод из всего выше сказанного состоит  в том, что законодателям все  же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить».

Во вторую очередь, взаимосвязь  между бухгалтерским учетом и  налоговым правом влечет за собой  ряд проблем, связанных с налоговым  законодательством. К сожалению, в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.

Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной  деятельности на малом предприятии  должен обеспечить реализацию следующих  задач:

1) контроль за наличием и движением  имущества, трудовых и финансовых  ресурсов;

2) своевременное предупреждение  негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов;

3) формирование полной и достоверной  информации о хозяйственных процессах  и результатах деятельности предприятия.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Налоговый кодекс  Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. (с учетом дополнений и изменений).

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. М.: Эксмо, 2010 (с учетом изменений).

3. Федеральный закон  от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» с изм. и доп.

4. План счетов бухгалтерского  учета финансово – хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция  по его применению, утвержденные  приказом Министерства финансов  РФ от 31.10.2000 г. № 94-н.

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н  (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных» форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

7. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. М.: ЮНИТИ, 2008.

8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы, 2007.

9. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.: Бухгалтерский учет, 2008.

10. Бухгалтерский учет. Под ред. Е.И. Тишкова. Мн.: Высшая школа, 2007. 11. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2007.

12. Керимов В.Э. Бухгалтерский  учет на производственных предприятий.  М.: Дашков и К, 2008.

13. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в организации. М.: Финансы и статистика, 2008.

14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2009.

15. Кожарский В.В., Сушкевич А.Н. Бухгалтерский учет на предприятиях. Мн.: Экаунт, 2008.

16. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организации. М.: Финансы и статистика, 2007.

17. Кравченко Л.И. Анализ финансовой отчетности. М.: Новое знание, 2008.

18. Ларионова Е.А. Бухгалтерский учет. М.: Проспект, 2008.

19. Любушин Н.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2007.

Информация о работе Учет на малом предприятии