Учет на малом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности учета на малых предприятиях и выявить пути его совершенствования.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы организации учета на малых предприятиях;
- раскрыть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- выявит особенности ведения учета на малых предприятиях;
- предложить пути совершенствования учета на малых предприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методологические основы организации учета на малых предприятиях……………………………………………………………...5
1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации…………………………..5
1.2. Методологические основы учета на малых предприятиях………………..9
Глава 2. Особенности учета на малых предприятиях и пути его совершенствования………………………………………………………………12
2.1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………12
2.2. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий……14
2.3. Особенности ведения учета на малых предприятиях…………………….19
2.4. Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения малых предприятий……………………………………………………………………...29
2.5. Пути совершенствования учета малых предприятий…………………….33
Заключение…………….…………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...39

Файлы: 1 файл

учет на мал предп.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

4) льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество; 

5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в  качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав  и законных интересов субъектов  малого и среднего предпринимательства  при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства; 

8) меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства; 

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку  в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к  субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет ваша фирма эти условия или нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Для юридических лиц, установлен отдельный  критерий отнесения к малому и  среднему бизнесу – суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих  субъектов. Для среднего предприятия  средняя численность работников за предшествующий календарный год  составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также  критерий предельного значения выручки  от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Категория субъекта хозяйственной  деятельности определяется по наибольшему  показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев  определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 года вступило в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микро-предприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микро-предприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется  в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и  нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. [21, с.312]

 

2.3. Особенности ведения учета на малом предприятии

 

Руководитель малого предприятия  может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой.

В организации применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации по ведению бухгалтерского учета (приложение 1). В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах (счета 09, 77).

Материальные счета на малых  предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано с тем, что организация может вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Малые предприятия могут применять  для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных  учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и  накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский  учет с применением следующих систем регистров:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям. [10, с. 110]

Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства. При этом организация может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Организация применяет для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
  • ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских  счетов.

Например, организация, по данным ведомости учета готовой продукции (ф. № В-2) общий расход материалов составил 100000 руб., в том числе на проведение расходов на продажу было отпущено материалов на 90000 руб., и в реализацию – на 10000 руб. В книге учета фактов хозяйственной деятельности данные ведомости ф. № В-2 будут отражены следующим образом: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» в сумме 100000 руб., по дебету счета 44 «Расходы на продажу» - в сумме 90000 руб., по дебету счета 90 «продажи» - в сумме 10000 руб.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных  ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость  является основанием для составления  бухгалтерского баланса.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором  они заполняются, а в необходимых  случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым  периодам, отражается в регистрах  бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного  текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного  текста или суммы. Всякое исправление  ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета в организации.

Помимо расчетов с  покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками и др. Организации приходится вести учет расчетов с разными организациями по различным операциям некоммерческого характера.

Информация о работе Учет на малом предприятии