Учет мтериалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Нефтекамская база «Башнефтеснаб» АНК «Башнефть» организована в 1958 г. как база по обеспечению материально-техническими ресурсами предприятий Башнефти, разрабатывающих и эксплуатирующих месторождения нефти на Северо-западе Башкирии и на правом берегу реки Камы, на территории соседней Удмуртии. ООО «Нефтекамская база» осуществляет свою деятельность на основании Устава (приложение 1).

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 875.50 Кб (Скачать)

     По  лимитно-заборной карте ведется  также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

     В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование (ф. № М-10 и М-11) . Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один остается у получателя с распиской материально ответственного лица склада, второй — у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.

      Для учета МПЗ также в ООО «Нефтекамская  база» используются следующие документы: приемный акт (приложение 4), требование-накладная (приложение №7), накладная на отпуск материалов на сторону (приложение 8),  товарно-транспортная накладная, приходный ордер (приложение 3). 
 

1.4 Синтетический учет материалов

    Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы. Счет активный, сальдовый, инвентарный.

    Остатки материальных ценностей и их приход записываются по дебету счета 10, расход и отпуск - по кредиту счету 10 по фактической себестоимости.

    В дебет счета 10 относятся все затраты  по их приобретению (покупная стоимость  материалов, траспортные услуги, таможенные пошлины и другое) с кредита  счетов по учету расчетов.

    Поступление материалов в организацию ООО  «Нефтекамская база» происходит по различным причинам и отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

    -приобретены  у поставщиков:

    Д 10 К 60 – на покупную стоимость,

    Д 19 К 60 – на сумму НДС;

    -от  учредителей в счет вклада в уставной капитал:

    Д 10 К 75-1 – по согласованной стоимости;

    -безвозмездно  от других организаций:

    Д 10 К 98-2, субсчет «Безвозмездное поступление»

    -по  текущей рыночной стоимост на  дату принятия к учету

    При использовании безвозмездно полученных МПЗ на производственные нужды (Д 20, 23, 25, 26 К 10) одновременно в состав прочих доходов, включают стоимость израсходованных материалов и в учете отражают проводкой:

    Д 98/2 К 91;

    - отходы от брака: Д 10 К 28;

    - отходы от ликвидации ОС( по  текущей рыночной стоимости): Д 10 К 91

    Отпуск  материалов со склада производится на различный цели и отражается следующими проводками:

    - на изготовление продукции: Д  20,23 К 10;

    - на строительство объектов ОС: Д 08 К 10;

    - на ремонт ОС: Д 25,26 К 10;

    - продажа на сторону.

    Учет  продажи материалов ООО «Нефтекамская  база» ведет на счете 91 «Прочие  доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет. По экономическому содержанию операционно-результативный.

    По  дебету счета 91 отражается:

    - фактическая себестоимость реализованных материалов: Д 91 К 10;

    - сумма НДС, начисленная на реализованные  материалы: Д 91 К 68;

    - расходы по продаже материалов: Д  91 К 70,69,76.

    По  кредиту отражается:

    - выручка от продажи по отпускным  ценам, включая НДС( сумма выставленного  счета покупателю) : Д 62 К91.

    Сопоставление оборотов на счете 91 определяеют финансовый результат от продажи.

    Если  оборот дебетовый больше оборота  кредитового (сальдо дебетовое) – получаем убыток. Его списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой Д 99 К 91.

    Если  оборот дебетовый меньше оборота  кредитового (сальдо кредитовое) –  списывают проводкой Д 91 К 99.

    К счету 10 открыты субсчета:

10-1 «Сырье  и материалы»

10-2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали»;

10-3 «Топливо»;

10-4 «Тара и тарные материалы»;

10-5 «Запасные  части»;

10-6 «Прочие  материалы»;

10-7 «Материалы, переданные в переработку на  сторону»;

10-8 «Строительные  материалы». 
 

     1.5 Учет траспорто-заготовительных  расходов 

     Транспортно-заготовительные  расходы входят в состав фактической себестоимости материалов. К ним относятся все расходы на приобретение материалов, крем их оптовой стоимости. Эти расходы учитываются по видам (группам) материалов на тех же счетах и субсчетах. Ежемесячно бухгалтерия предприятия рассчитывает долю, т.е. сумму и процент транспортно-заготовительных расходов ко всему объему ценностей данной группы, которыми располагало предприятие. Это необходимо для расчета сумм транспортно-заготовительных расходов, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалы.

     Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и  материалы по оптовым ценам (гл. VII) . В таком же порядке производятся расчет и учет доли отклонений фактической  себестоимости от плановой с той лишь разницей, что могут быть отклонения (перерасход (+) и экономия (-) ) . Перерасход так же, как и транспортно-заготовительные расходы, увеличивает плановую себестоимость, а экономия — уменьшает ее. Экономия записывается с минусом или красным сторно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.6 Движение материалов в бухгалтерии 

     Бухгалтерия предприятия ООО «Нефтекамская база» осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 “Движение материальных ценностей” (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения — 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов — по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов — 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости — 3 раздел.

     Основанием  для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости № М-43. В ведомости № 10 приводятся две справки: № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям журналов-ордеров № 1,6,7,8,10/1,13 и других, т.е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 11 раздела ведомости № 10.

     № 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам” , заполняется  аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

     Таким образом, ведомость № 10 “Движение  товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих  перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным дополнением к ведомости  № 10 является ведомость № 11 “Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов”.

     Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии  предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).

     Следовательно, по первому разделу ведомости  можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.

     По  второму разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе групп материалов и балансовых статей в двух оценках — по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.

     В третьем разделе выявляются важнейшие  показатели бухгалтерского учета —  фактическая себестоимость израсходованных  на производство материалов, их окончательный  расход и их остатки на конец месяца по группам материалов — для заполнения статей баланса.  
 
 
 

     1.7 Инвентаризация материалов 

     Положение о бухгалтерских отчетах и  балансах обязывает промышленные предприятия  проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей: не менее одного раза в  год по состоянию на 1 октября  отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете; при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях; в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

     Основная  цель инвентаризации — выявление  фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

     По  объему проверки инвентаризации делятся  на сплошные и выборочные, а по времени  — на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

     Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3) . Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

     Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены  специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

     Во  всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05,06,08,12, кредит счета 26) . Недостача ценностей списывается на счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей” с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

     По  решению руководителя предприятия  сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 “Расчеты по возмещению материального ущерба”, кредит счета 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.

     Потери  материальных ценностей от стихийных  бедствий относятся на результаты хозяйственной  деятельности предприятия: дебет счета 80 “Прибыли и убытки”, кредит счетов 05,06,08,12.

Информация о работе Учет мтериалов