Учет и контроль расчетов с Фондом социальной защиты населения в СПК «Макаровцы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:49, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях социальная сфера является важнейшим аспектом жизни любого государства. Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств не могут обеспечивать себя доходами. Современная экономика диктует необходимость повышения эффективности социальной политики. В этих условиях значительно возрастает роль всех структур, занимающихся вопросами социальной защиты населения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 394.50 Кб (Скачать)
  1. Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 1/5 «Об утверждении инструкции о порядке зачисления средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь на счета, их учета и их использования»

Настоящая Инструкция определяет порядок зачисления на счета, учета  и  использования  средств  ФСЗН РБ.

Денежные  средства  Фонда  учитываются  в  банках  на счетах органов    государственного    казначейства  Министерства   финансов РБ. Главным  распорядителем  средств  Фонда является центральный аппарат Фонда.

  1. Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 августа 2009г № 12 «Об утверждении форм документов, необходимых для постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты».

Данное Постановление  утверждает формы документов, такие  как заявления о постановке на учет, извещения о постановке на учет, сведения о расчетах по платежам в Фонд, справки о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в Фонд.

  1. Постановление Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 18 октября 1993 г. №1 "Об утверждении Порядка назначения пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также других выплат за счет средств государственного социального страхования".

На основании данного  Постановления предприятия самостоятельно решают вопросы  назначения  пособий  по   временной  нетрудоспособности;  при  погребении,  а  также  при предоставлении матерям дополнительного свободного от работы дня  при воспитании ребенка-инвалида до 16 лет.

Также лица,  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью  без

образования юридического лица,  подлежат социальному страхованию при

условии  их  регистрации  как страхователя в органах Фонда  социальной защиты населения и своевременной  уплаты страховых  взносов  за  весь период с момента регистрации.

  1. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 октября 1993 г. №85, Министерства финансов Республики Беларусь от 28 октября 1993 г. №941 и Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 28 октября 1993 г. №235 "О размерах государственных пособий семьям, воспитывающим детей".

Постановление определяет размеры государственных пособий  семьям, воспитывающим детей, которые  пересматриваются и обновляются;

  1. Постановление Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 12 апреля 1994 г. №1 "Об утверждении Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь".

Данная Инструкция определяет на территории Республики Беларусь порядок  взимания  страховых  взносов  в  Фонд   социальной   защиты населения  Министерства  социальной  защиты  Республики  Беларусь, их учета и расходования. Определяет также плательщиков взносов, их регистрацию, виды платежей в фонд, начисление страховых взносов, сроки и порядок уплаты страховых взносов и возмещения расходов, порядок расходования нанимателями средств Фонда и многое другое;

  1. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 1 сентября 2000 г. №38/3/1р "Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам порядка отбора и направления больных в отделения медицинской реабилитации санаториев Республики Беларусь".

Согласно данного Постановления  право    на   получение  путевок в отделения медицинской реабилитации санаториев за счет средств государственного социального страхования имеют лица,  подлежащие обязательному государственному социальному страхованию,  либо  лица, самостоятельно уплачивающие в соответствии  с  законодательством  Республики  Беларусь страховые взносы  в  Фонд  социальной  защиты  населения,  а  также   учащиеся профессионально-технических,  средних  специальных  и высших учебных заведений.

  1. Письмо Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 18 ноября 2005 г. №11-6/2182 "О страховых взносах".

На основании данного  Письма не производится начисление страховых  взносов на стоимость: приобретаемых  организациями бутилированной воды, цветов; подписки  на  периодические издания, оформленной  организациями

для коллективного и  служебного пользования; аренды тренажерных  залов, дорожек в плавательных бассейнах.

Относительно  сумм, затраченных  организациями  на  приобретение абонементов работникам на посещение  плавательных бассейнов,  следует иметь   в   виду,  что  страховые  взносы  начисляются  на   них   вообще установленном порядке.

  1. Закон Республики Беларусь от 30.10.1992 N 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (с изм. от 30 декабря 2011 г. № 334-З).

Данный Закон определяет право на государственные пособия  семьям, воспитывающим детей.

Таким образом, в заключение данной главы дипломной работы можно  сказать, что тема учета и организации  расчетов с Фондом социальной защиты населения является актуальной, поэтому она широко освещена в учебной литературе, а также подкреплена множеством нормативно-правовых документов.

 

2.4. Обзор литературы

 

Социальное  обеспечение предполагает предоставление государством социальных гарантий, направленных на поддержку населения в результате наступления временной нетрудоспособности, малоимущих слоёв и на решение демографических проблем. В настоящее время функция государства по социальной защите выделена в самостоятельную и осуществляется специальной организацией – Фондом социальной защиты населения.      

Фонд является органом  государственного управления средствами государственного социального страхования  в структуре Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь.      

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.     

Государственное регулирование социальных процессов в условиях рынка осуществляется с помощью многих экономических методов и форм. Первостепенное место среди них принадлежит социальному обеспечению – системе экономических и социальных мер, направленных на защиту населения.

А.И.Чепелова [28] выделяет 3 модели социальной защиты:

  • модель Бевериджа – характерна для Великобритании, Австралии, Канады. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансирование которого несет на себе налоговая система государства. Все другие институты социальной защиты играют роль дополнительных систем защиты;
  • модель личного и коллективного страхования работников. Характерна для США, Португалии. Развитая система личного страхования является сферой деятельности частных страховых компаний;
  • ядро третьей системы составляет система обязательного социального страхования, которое широко применяется в Германии, Франции, Италии.

Фонд социальной защиты населения выделяет в своей деятельности множество различных направлений. Так, Чепелова [28] предлагает основные три из них:

  • социальное страхование, обеспечивающее выплату пенсий и пособий;
  • социальное страхование по безработице;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (введено с января 2004).

А.Чернюк [29], пишет о том, что объектом для начисления взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и натуральном выражении, начисления в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам. При этом с 1 января 2009 г. Законом об обязательных страховых взносах определён порог суммы выплат, за пределами которого они не признаются объектами для начисления обязательных страховых взносов. Данная предельная величина определяется суммой выплат, составляющих четырёхкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующие месяцу, за который выплачиваются обязательные страховые взносы. Когда общая сумма начисленных выплат конкретному работнику за текущий месяц превысит указанную четырёхкратную величину, обязательные страховые взносы должны начисляться только на эту величину.      

На  некоторые виды выплат обязательные страховые взносы не начисляются. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 №115 (в редакции от 31.03.2009 №397).      

Автор пишет о том, что уплата обязательных страховых взносов производиться  плательщиками за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством  о государственном социальном страховании.

Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы и иные платежи  в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы  за истекший месяц. Плательщики, предоставляющие  работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые  взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы  за истекший месяц.     

В.Грихутик [9] пишет о том, что при представление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем в банк справок об исполнении обязательств по перечислению сумм страховых взносов с указанием в них не достоверной информации влечёт наложение штрафа в размере 10 базовых величин. Неуплата или неполная уплата плательщиком обязательных страховых взносов и иных платежей, предусмотренных законодательными актами, в Фонд влекут наложения штрафа в размере 20% начисленной суммы указанных платежей.     

Автор делает вывод: в  данной ситуации при  проведении проверки плательщика страховых взносов органами Фонда в соответствии с законодательством будет составлено 2 протокола на должностное лицо юридического лица и на плательщика  страховых взносов.     

А.И.Чепелова [28] рассматривает совершенствование пенсионного обеспечения по опыту зарубежных стран. Особенности внутреннего устройства Республики Беларусь не позволяет заимствовать в полном объеме какую-либо из уже существующих систем пенсионного обеспечения. Однако анализ мирового опыта в области управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения позволяет применить отдельные элементы зарубежных пенсионных систем в белорусской практике.     

Наиболее  перспективным, с точки зрения реализации пенсионной реформы в Белоруссии, представляется внедрение опыта  государственного стимулирования добровольного  пенсионного накопления средств граждан (аналогично системам, существующим в Великобритании и Германии), которое является дополнительным источником средств пенсионного обеспечения. В расчетный пенсионный капитал работника включаются взносы самого застрахованного и соцфинансирование из государственного бюджета.     

Повышение ставки страховых  взносов (по опыту  Германии и Швеции) и отказ от единого социального налога позволят вернуться к страховым принципам  формирования бюджета пенсионного  фонда.      

Финансирование  пенсионной системы путем создания специального резерва (по опыту Великобритании, Германии и Франции) за счет поступления  налогов от сырьевого сектора  стабилизирует пенсионную систему  и способствует росту доходов  пенсионеров.     

Развитие негосударственных  пенсионных фондов (по опыту Великобритании, Германии, Франции, Швеции) является основополагающим в системе пенсионного обеспечения при формировании накопительной части трудовой пенсии.      

Инвестирование  пенсионных отчислений (по опыту Великобритании, Швеции) путем приобретения финансовых активов за счет средств пенсионного  страхования является одним из методов  защиты от риска обесценивания.      

В конце статьи автор делает вывод, что внедрение зарубежной практики в области финансирования и управления пенсионным обеспечением позволит не просто реформировать существующую в Белоруссии пенсионную систему, а  поднять ее на новый уровень, обеспечив  максимальную прозрачность, эффективность  и подконтрольность управления финансовыми  ресурсами.     

О.С. Марченко [15] рассматривает проблему социальной политики в современной рыночной экономике. На сегодняшний день решение социальных проблем в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. В числе современных приоритетов государства социальную политику ставят на одно из первых мест.     

Информация о работе Учет и контроль расчетов с Фондом социальной защиты населения в СПК «Макаровцы»