Учет и контроль расчетов с Фондом социальной защиты населения в СПК «Макаровцы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:49, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях социальная сфера является важнейшим аспектом жизни любого государства. Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств не могут обеспечивать себя доходами. Современная экономика диктует необходимость повышения эффективности социальной политики. В этих условиях значительно возрастает роль всех структур, занимающихся вопросами социальной защиты населения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

С целью применения более  прогрессивных методов обслуживания, расширения видов услуг, регулирования  порядка их предоставления с 2001 г. отделениями  социальной помощи на дому и другими структурными подразделениями центров социального обслуживания населения осуществляется предоставление социальных услуг на платной основе.

Средства Фонда образуются за счет:

· обязательных страховых взносов работодателей, работающих граждан, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» за лиц, получающих ежемесячные страховые выплаты и пособия по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

· обязательных страховых  взносов физических лиц, уплачиваемых ими самостоятельно;

· обязательных страховых  взносов, уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и  лицами без гражданства, осуществляющими  предпринимательскую деятельность;

· поступлений от работодателей  сумм возмещения расходов на выплату  пенсий работникам, занятым на работах  с вредными и тяжелыми условиями  труда;

· доходов от капитализации  средств Фонда;

· добровольных перечислений (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд;

·          других поступлений (процентов, уплачиваемых банком за пользование денежными средствами Фонда, экономических санкций и административных штрафов, налагаемых органами Фонда, и иных предусмотренных законодательством поступлений) [23, с.94].

В свою очередь средства Фонда используются на:

· выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, оказание услуг по выплате пенсий и пособий;

· выплату назначенных  досрочно пенсий по возрасту в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь»;

· выплату пособий  по государственному социальному страхованию (по болезни и временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение);

· оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;

· выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, в соответствии с законодательством  и международными договорами Республики Беларусь;

· оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;

· страхование от безработицы  и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;

· выплату взыскателям  в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с  простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду выплаченных сумм нанимателем;

· финансирование выплат на санаторно-курортное лечение  и оздоровление;

· финансирование и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, в том числе на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;

· финансирование иных выплат в соответствии с законодательством  о государственном социальном страховании.

Средства Фонда имеют целевое назначение и не подлежат расходованию на нужды, не предусмотренные настоящим пунктом.

Использование средств  Фонда осуществляется через территориальные  органы главного государственного казначейства Министерства финансов. Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2011 году отражены в приложении З.

В расходы бюджета  включаются затраты на  финансирование  народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и правоохранительных органов и др. Разумеется, расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) [6, с.57].

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера —  важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В Беларуси в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых  в  народном хозяйстве. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором  воспроизводства  рабочей  силы  и интенсификации производства.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении.

Объемы использования  средств государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по направлениям в 2011 году отражены в приложении И.

Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания ведется  прежде всего за счет средств республиканского бюджета — это строительство и реконструкция республиканских санаториев, спальных корпусов домов-интернатов. Ряд объектов возводится в соответствии с Президентской программой «Дети Беларуси». Следует отметить, что строительство и реконструкция, финансирование учреждений социального обслуживания осуществляются неравномерно и со значительным отставанием объемов выделяемых ассигнований от реальных расходов [22, с. 123].

Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального  обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др. В первую очередь целесообразно укрепить сеть нестационарных учреждений социального обслуживания как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения. Наряду с территориальными центрами социального обслуживания следует развивать учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому, социальные дома в сельской местности и др. Привлечение средств граждан позволит расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество, более полно учитывать индивидуальные потребности человека.

Как и в других отраслях социально-культурной сферы, требуется  оптимизация сети стационарных учреждений социального обслуживания, обеспечение всех нуждающихся необходимым количеством мест, реконструкция зданий и сооружений в малых городах, поселках и сельской местности. Намечается расширение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания. Ресурсная база социальных услуг может быть значительно расширена на основе активного привлечения негосударственного сектора, взаимодействия с благотворительными и религиозными организациями.

Принимаемые в последние  годы меры по росту доходов населения, оказанию адресной социальной поддержки  малообеспеченным гражданам, повышению  уровня государственных минимальных  социальных гарантий позволили снизить  долю населения с доходами ниже бюджета  прожиточного минимума с 41,9 % в 2000 году до 6,1 % в 2011 году.

При этом на фоне общего роста уровня жизни не допущено существенного  имущественного расслоения населения. Соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп белорусов находится в пределах 5,6 – 5,9 раза. Этот показатель является самым низким среди стран СНГ.

 

2.3. Нормативно-правовое  регулирование учета расчетов  с Фондом социальной защиты  населения

 

Законодательство государства  представляет собой совокупность нормативных  правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и  применяемых при регулировании хозяйственных отношений.

Законодательство Республики Беларусь включает в себя:

  • Кодексы  государства и принятые в соответствии с ним законы;
  • Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
  • Постановления Правительства  Республики Беларусь;
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и самоуправления.

Установлено, что высшей юридической силой в системе  законодательства  Республики Беларусь обладают Конституция  Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь.

Нормативно-правовыми  актами для регулирования вопросов учета и организации расчетов с Фондом социальной защиты населения выступают следующие документы:

  1. Постановление Совета Министров РБ от 25 января 1999 г. N 115 “Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое предприятие “Белгосстрах”.

Данным Постановлением утвержден Перчень выплат, на которые  не начисляются вышеперечисленные  взносы;

  1. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII “Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь”.

Данный Закон определяетплательщиков обязательных страховых взносов, объекты для начисления взносов, размеры обязательных страховых взносов,освобождение от уплаты взносов.

  1. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3563-XII “Об основах государственного социального страхования” (с изм. и доп.).

Государственное социальное страхование представляет собой  систему  пенсий,  пособий  и  других  выплат  гражданам РБ за счет средств государственных страховых  фондов в случаях,предусмотренных настоящим Законом.

Основными принципами  государственного  социального страхования  согласно  данного Закона являются:

-участие работодателей,  работающих  граждан и физических лиц,

самостоятельно уплачивающих  обязательные  страховые  взносы,   в

создании государственных  страховых фондов;

-распределение средств  от трудоспособных граждан кнетрудоспособным, от работающих к неработающим;

-гарантированность пенсий, пособий и других выплат всоответствии с законодательством;

-равенство граждан Республики Беларусь независимо от социальногоположения,  расовой и национальной принадлежности, пола, языка, родазанятий,  места  жительства  в  праве  на государственное социальноестрахование;

-дифференциация условий   и  размеров  пенсий,  пособий  и другихвыплат по государственному социальному страхованию;

-участие представителей  юридических  и физических   лиц,уплачивающих  страховые   взносы,  в управлении   государственнымсоциальным страхованием;

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (с изм. и доп.).

Согласно Указа ФСЗН РБ является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре  Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом с  правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет  самостоятельный баланс, печать и  бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим  наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование деятельности Фонда  осуществляется на основании сметы  в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального  страхования.

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, данным указом, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

Имущество Фонда является республиканской собственностью и  закрепляется за ним на праве оперативного управления. В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности;

Информация о работе Учет и контроль расчетов с Фондом социальной защиты населения в СПК «Макаровцы»