Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить понятие и классификацию затрат на производство продукции, работ, услуг, проанализировать методы учета и калькулирования себестоимости продукции.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть сущность калькуляции затрат на производство продукции;
- рассмотреть калькулирование себестоимости продукции;
- описать учет затрат на производство;
- изучить учет и калькулирование себестоимости продукции в организации
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и калькулирования себестоимости продукции 4
1.1. Сущность калькуляции затрат на производство продукции 4
1.2. Учет затрат на производство 8
1.3. Калькулирование себестоимости продукции 13
Глава 2. Учет и калькулирование себестоимости продукции в 18
ОАО «Нижнекамскнефтехим» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нижнекамскнефтехим» 18
2.2. Учет и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «Нижнекамскнефтехим» 26
2.3. Пути совершенствования учета и калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Нижнекамскнефтехим» 36
Заключение 41
Список литературы 42
В состав общепроизводственных расходов ОАО «Нижнекамскнефтехим» для производства каучука включаются расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования и на обслуживание структурного подразделения организации и управление им.
Так как на ОАО «Нижнекамскнефтехим» для бухгалтерский учет автоматизирован, то документом, в котором отражаются все общепроизводственные расходы в разрезе названных выше статей затрат, является «Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 25».
Общепроизводственные расходы учитываются в разрезе устанавливаемой номенклатуры статей.
Рассмотрим отражение общепроизводственных расходов по каждой статье затрат более подробно.
Амортизация основных средств отражается в учете следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - на 274131 руб.
Арендная плата по оборудованию за месяц отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на 501275 руб.
На сумму начисленной арендной платы составляется проводка: Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»; Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по арендной плате») - на 856231 руб.
На сумму начисленной заработной платы производственным рабочим составляется следующая бухгалтерская запись: Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»; Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате туда» - на 8828770 руб.
На списание стоимости израсходованных товарно-транспортных накладных согласно представленному акту на списание использованных бланков строгой отчетности составляется запись: Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»; Кредит счета 97«Расходы будущих периодов» - на 417259 руб.
Расчеты по оплате за размещение отходов, за транспортные услуги и услуги сторонних организаций отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расходы по оплате данных услуг списываются с кредита данного счета на дебет счета 25 в той части услуг, которые относятся к производственным нуждам предприятия.
Электрическая энергия на технологические цели включается в затраты на производство продукции на основе данных измерительных приборов прямым назначением. При этом на стоимость энергии на производственные нужды цеха в бухгалтерском учете составляется следующая проводка: Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»; Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на 3381631 руб.
В конце месяца сумма, отражаемая на счете 25 в оборотно-сальдовой ведомости, полностью списывается в затраты на производство продукции основного производства (аналитический счет - реализация). При этом составляется следующая бухгалтерская запись: Дебет счета 20 «Основное производство»; Кредит счета «Общепроизводственные расходы» - на 23564301 руб.
Таким образом, в состав общепроизводственных расходов включаются на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим» расходы на организацию и обслуживание цеха по производству каучуков.
Общехозяйственные расходы ОАО «Нижнекамскнефтехим» связаны с управлением и организацией производства в целом по предприятию.
К ним относятся: заработная плата персонала заводоуправления; отчисления в Фонд социальной защиты населения, налоги и другие отчисления с суммы этой заработной платы; расходы на командировки, служебные разъезды и содержание легкового автотранспорта; содержание и обслуживание технических средств управления; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; расходы на содержание и эксплуатацию оргтехники, зданий и сооружений общезаводского назначения.
В конце месяца итоговая сумма полностью списывается в затраты на производство продукции основного производства. При этом в учете отражается следующая запись:
Дебет счета 20; Кредит счета 26 - на 5413194 руб.
Таким образом, общехозяйственные расходы связаны с управлением и организацией производства в целом по предприятию.
Прямые материальные затраты ОАО «Нижнекамскнефтехим» по окончании месяца на основании отчета о списании сырья на отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции на счет основного производства (вид деятельности - производство). Это отражается в учете бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 Кредит счета 10 - на изделие «каучук» в размере 1132763 руб.
При сдаче продукции из производства на склад в учете ОАО «Нижнекамскнефтехим» отражается бухгалтерская запись: Дебет счета 43; Кредит счета 20.
Далее при реализации данные суммы будут списываться в Дебет счета 90 «Продажи» субсчета 2 «Себестоимость продаж».
Косвенные затраты, к которым относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы, учитываются в оборотно-сальдовой ведомости по счету: 20 в разрезе статей затрат. Номенклатура статей косвенных затрат складывается из статей общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
По окончании месяца итоговая сумма расходов на управление производством в ОАО «Нижнекамскнефтехим» списывается в себестоимость реализованной продукции, что отражается проводкой:
Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета «Основное производство» - на 28977495 руб.
Так из кредитовых оборотов по счетам 20 и 43 формируется себестоимость продаж.
Таким образом, на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим» в течение месяца ведется раздельный учет затрат на производство продукции (прямых материальных затрат) по видам продукции и на управление производством (накладных расходов) в разрезе статей затрат. Прямые материальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырья на отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции на счет основного производства (вид деятельности - производство). Косвенные затраты, к которым относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы, учитываются в оборотно-сальдовой ведомости по счету: 20 в разрезе статей затрат. Номенклатура статей косвенных расходов складывается из статей общепроизводственных и общехозяйственных расходов. По истечении месяца затраты на управление производством списываются на себестоимость реализованной продукции. При составлении калькуляции отпускной цены единицы продукции основные материальные затраты списываются прямо на себестоимость соответствующего вида продукции согласно утвержденным нормам расхода, а косвенные расходы относятся на каждое изделие пропорционально материальным затратам.
Одна из серьезных проблем руководителя предприятия сегодня – невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской информации, так как предложенные Минфином РФ методы классификации учета затрат, в рамках которых формируется информационная база для менеджеров российских фирм, не позволяют правильно и полноценно ее использовать для анализа и прогнозирования. Поэтому для финансово-экономического управления предприятием необходима разработка системы методов и рекомендаций по формированию более точной информации в российских условиях.
Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления себестоимостью в рыночных условиях является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями.
Причем себестоимость может включать затраты как прямые, так и косвенные. Она может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).
Таким образом, для реализации задач оптимального финансового управления предприятием целесообразно выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).
Данный механизм формирования центров затрат для управления себестоимостью на предприятии позволит решить следующие задачи управления:
– Получение оперативной информации по затратам каждого центра и его структурных единиц.
– Анализ затрат в разрезе каждого центра.
– Составление бюджета расходов на предприятии и прогнозирование затрат по центрам.
– Получение оперативной информации для управления стоимостью, расчета объема продаж с заданной прибылью.
– Согласование и увязка задач производства, управления и маркетинга на долгосрочной и краткосрочной основе.
– Создание информационной базы для принятия управленческих решений по стратегии и тактике работы предприятия в условиях рынка.
Учитывая изложенное, можно сказать, что в дополнение к бухгалтерскому учету, который главным образом удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики и данные которого используются на уровне управления народным хозяйством в целом, на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим» должна быть создана эффективная система интегрированного внутризаводского учета, всесторонне и комплексно характеризующего протекание и результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях, вплоть до отдельных рабочих мест. В результате появится качественно новый вид учета – производственный учет, который в основном на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов.
Особое внимание следует уделить четкому определению бизнес-процессов, утвержденных на предприятии. Необходимо понимать, какой центр затрат является первоисточником соответствующей первоначальной информации. Зачастую может возникнуть ситуация, при которой одна и та же информация формируется в разных отделах. Тщательный анализ деятельности каждой службы позволяет четко определить регламент представления информации о затратах всех подразделений.
Руководители подразделений несут ответственность за конкретные участки работ и решение поставленных руководством задач по формированию затрат, калькуляции себестоимости в рамках выделенного бюджета затрат. В каждом информационном блоке определяются показатели, которые наиболее эффективно характеризуют его работу.
На предприятии должным образом организована локальная компьютерная сеть, единая система документооборота, четкая организационно-функциональная структура. Данные по объектам учета в отдел управленческого учета представляют соответствующие подразделения исходя из сроков, установленных на предприятии. Сроки, а также характер информации, за представление которой отвечают конкретные сотрудники, регламентируются должностными инструкциями и внутренним графиком документооборота. Однако нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчеты из-за непонимания роли управленческого учета снижает уровень внутреннего контроля. В связи с этим необходимы квалифицированные специалисты, обладающие знаниями, как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете.
Целесообразно проводить разъяснительную и консультационную работу с персоналом, а затем оформлять приказ по предприятию, подписанный руководителем, который обяжет сотрудников и начальников всех подразделений выполнять мероприятия, необходимые как для постановки учета, так и для его дальнейшего функционирования. Конечно, жесткий регламент не избавляет от неточностей, но позволяет лучше ориентироваться в новых правилах учета и допускать меньше ошибок. Помимо этого для снижения количества ошибок на первичных документах необходимо делать дополнительные пометки об их принадлежности к тому или иному аналитическому признаку. Например, при передаче счета-фактуры в бухгалтерию ставится пометка о том, что он относится к отделу информационного обслуживания. Бухгалтер, делая проводки на основании полученного счета-фактуры, выберет в качестве аналитического признака именно этот отдел.
Суть управления затратами состоит в согласовании подразделениями всех платежей у определенного круга специалистов, которые проверяют основание платежа, экономическую обоснованность применяемых цен, расценок или тарифов, корректность условий договора, подтверждают предстоящие расходы подразделения соответствующей статьей утвержденного бюджета и непревышение ее абсолютной величины. Кроме того, важным элементом текущего управления затратами являются оперативные отчеты по подразделениям, местам формирования затрат и процессам.
Наделение менеджеров всей полнотой власти по вопросам, находящимся в компетенции соответствующего центра финансовой ответственности, и установление адекватной адресной ответственности за нежелательные результаты деятельности подразделения повышает стремление руководителей всех уровней управления в эффективном использовании предоставленных в их распоряжение ресурсов и активов, в соблюдении установленных лимитов затрат и запасов.
Информация о работе Учет и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «Нижнекамскнефтехим»