Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение учета поступления материалов, проведение анализа обеспеченности организации материальными ресурсами и выработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию учета и анализа материальных ресурсов, выявление резервов более эффективного их использования. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
изучить нормативные, руководящие и инструктивные материалы по учету материальных ресурсов, учебную, научную и другую литературу по теме исследования;
исследовать организацию и практику учетной и аналитической работы на объекте исследования;
выявить недостатки в учете и анализе материалов;
обосновать целесообразность совершенствования учета и анализа материальных ресурсов, уменьшения трудоемкости учетно-аналитического процесса;
выявить основные направления эффективного использования материальных ресурсов.
Бухгалтерский учет в ООО «АльтСтрой» ведется в соответствии с порядком его ведения, предусмотренным законодательством РФ. Применяется автоматизированная форма. Эта форма учета основана на использовании компьютерной техники, которая с помощью специальных программ позволяет автоматизировать весь учетный процесс. В ООО «АльтСтрой» используется автоматизированная система бухгалтерского учета 1С: Предприятие. Комплексная конфигурация версии 7.7.
Компьютеры подразделений (в том числе на складе и в бухгалтерии) объединены в локальную вычислительную сеть.
При автоматизированной форме данные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей, отражающих движение материально-производственных запасов, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных и др.).
Применение в ООО «АльтСтрой» автоматизированной программы учетных работ позволяет обеспечивать формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Схематично учет движения материально-производственных запасов при автоматизированной форме бухгалтерского учета показан на рис.2.2.
Рис.2.2. Автоматизированная форма бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов
Автоматизация учета обеспечивает группировку движения материально-производственных запасов по запросу в разрезе, требуемом для управления, контроля и составления отчетности. По мере необходимости бухгалтерия получает распечатки – оборотные ведомости движения материально-производственных запасов по материально-ответственным лицам и местам хранения. В текущей работе по мере совершения операций из памяти компьютера извлекаются по запросу бухгалтерии, отдела сбыта или другой службы распечатки о движении и остатках запасов на складах предприятия.
Особенности организации и ведения учета в ООО «АльтСтрой» определяются рабочими документами. Основными из них являются:
документ об учетной политике предприятия;
утвержденные руководителем
графики документооборота;
утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Бухгалтерская служба в ООО «АльтСтрой» состоит из 6 человек:
Главный бухгалтер – 1 человек;
Заместитель главного бухгалтера – 1 человек;
Бухгалтера участков – 4 человека;
Кассир – 1 человек.
Состав учетных участков:
Участок продаж и расчетов;
Участок учета движения имущества;
Участок внутрихозяйственных расчетов;
Участок налогового учета.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета в ООО «АльтСтрой» сформирована главным бухгалтером в виде отдельного документа, а утверждена распоряжением руководителя организации (приложение 1). Информация об изменениях учетной политики отражается в отдельном разделе пояснительной записки. Отражение последствий изменения учетной политики проводится в виде корректировки данных за периоды, предшествующие отчетному периоду. При формировании учетной политики учитывалась специфика деятельности организации и другие факторы, связанные с задачами управления.
Учетная политика в ООО «АльтСтрой» для целей налогообложения применяется с 1 января по 31 декабря отчетного года. В соответствии со статьей 313 главы 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения (приложение 2) ООО «АльтСтрой» устанавливает порядок ведения налогового учета.
Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.
Регистры налогового учета защищены от несанкционированных исправлений, за их ведение отвечает специально назначенный бухгалтер.
Материально-производственные запасы поступают в ООО «АльтСтрой» путем:
- приобретения материально-производственных запасов за плату;
-изготовления материально-производственных запасов самой организацией;
- принятия материально-производственных запасов на ответственное хранение.
Для получения материально-производственных запасов со склада поставщика или от транспортной организации менеджеру по снабжению ООО «АльтСтрой» выдаются доверенность на получение материально-производственных запасов, платежные документы, подтверждающие факт оплаты, в некоторых случаях договорные копии договоров.
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность (форма № М-2) (приложение 5) выдается за подписью руководителя, главного бухгалтера с печатью организации. Доверенность выдается под расписку. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Поступающие в ООО «АльтСтрой» материально-производственные запасы направляются на склад. На материально-производственные запасы, поступающие по договорам поставки (приложение 6), ООО «АльтСтрой» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. Расчетные документы (счета-фактуры (приложение 7), платежные поручения (приложение 8), и др.) на поступающие материально-производственные запасы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются на склад, как основание для приемки и принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
При приемке материально-
регистрируются в журнале
проверяются на соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материально-производственных запасов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
проверяется правильность расчетов;
устанавливается соответствие формы оплаты договорным условиям;
далее передаются документы в бухгалтерию в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.
При приемке материально-
На складе приемка и оприходование материально-производственных запасов по сопроводительным документам, поступающих в ООО «АльтСтрой» оформляется путем составления приходных ордеров формы № М-4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы № М-4 (приложение 9) в одном экземпляре составляет материально-ответственное лицо (заведующий складом) в день поступления материально-производственных запасов на склад. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество материально-производственных запасов.
На массовые, однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, составляется один приходный ордер в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.
Принятый в ООО «АльтСтрой» порядок оформления документов по приемке и оприходованию материально-производственных запасов закреплен в ее учетной политике.
Приемка перевозимых наемным
В случае несоответствия поступивших материально-производственных запасов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материально-производственных запасов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материально-производственных запасов формы № М-7 (приложение 10).
Акт составляется членами приемочной комиссии в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт о приемке материально-производственных запасов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации.
После приемки материально-
Иногда в интересах
Приемные акты и приходные ордера
составляются в день поступления
соответствующих материально-
Если производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции, а также сдача брака, или осуществляется возврат материально-производственных запасов подразделениями организации на склад, то оформляется накладная на внутреннее перемещение материально-производственных запасов.
Документы на поступившие материально-
В ООО «АльтСтрой» материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии в ПБУ 5/01 по фактической себестоимости. В организации фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, включает в себя сумму фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, включаются:
стоимость материально-производственных запасов по договорным ценам;
транспортно-заготовительные
Стоимость материально-производственных запасов по договорным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материально-производственные запасы.
Транспортно-заготовительные
В ООО «АльтСтрой» затраты по приобретению материально-производственных запасов являются регулярными на протяжении длительного периода времени, фактическая себестоимость материально-производственных запасов складывается из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, поэтому применяются учетные цены, позволяющие учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых материально-производственных запасов.
Поступление материально-производственных запасов в ООО «АльтСтрой» отражают с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
На основании поступивших в
организацию расчетных
Оприходование материально-производственных запасов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по учетным ценам. Разница между стоимостью материально-производственных запасов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения материально-производственных запасов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». К счету 10 «Материалы» открываются следующие субсчета:
- 10-1 «Сырье и материалы»;
- 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
- 10-3 «Топливо»;
- 10-4 «Тара и тарные материалы»;
- 10-5 «Запасные части»;
- 10-6 «Прочие материалы»;
- 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
- 10-8 «Строительные материалы»;
- 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Накопленные на этом счете 16 разницы в стоимости материально-производственных запасов, начисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются – при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство.
Остаток по счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости материально-производственных запасов с отражением по статье «сырье, материалы и другие аналогичные ценности» строки 211 актива бухгалтерского баланса.
В ООО «АльтСтрой» хозяйственные операции приобретения и поступления материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражаются на следующих счетах, представленных в таблицах 2.2. – 2.6.
Таблица 2.2. Записи на счетах учета приобретения материально-производственных запасов за плату у поставщиков с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» за сентябрь 2009 г.
№ П/П |
Содержание хозяйственных |
Корреспондирующие счета |
Сумма, руб. |
Документальное оформление | |
Дебет |
Кредит | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Отражена покупная стоимость приобретенных материально-производственных запасов согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) |
15 |
60 |
35000 |
Договор поставки, доверенность, счет-фактура, платежно-расчетные документы, книга покупок, приходный ордер |
2. |
Отражена сумма НДС с покупной
стоимости материально- |
19-3 |
60 |
6300 |
Счет-фактура, книга покупок |
3. |
Отражена стоимость услуг |
15 |
60 |
5000 |
Договор поставки, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, книга покупок |
4. |
Отражена сумма НДС со стоимости услуг по доставке материально-производственных запасов |
19-3 |
60 |
900 |
Счет-фактура, книга покупок |
5. |
Произведена оплата поставщику за материально-производственные запасы (включая НДС) |
60 |
51 |
41300 |
Платежное поручение |
6. |
Произведена оплата услуг по доставке материально-производственных запасов (включая |
60 |
51 |
5900 |
Платежное поручение |
НДС) |
|||||
7. |
Материально-производственные запасы оприходованы по учетным ценам |
10 |
15 |
43250 |
Счет-фактура, приходный ордер |
8. |
Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные по материалам и транспортным услугам |
68-1 |
19-3 |
7200 |
Справка бухгалтера |
9. |
Отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материально-производственных запасов от учетной цены (стоимость материально-производственных запасов по учетным ценам выше их фактической себестоимости) |
15 |
16 |
3250 |
Расчет отклонений, справка бухгалтера |