Учет и анализ нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:04, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - провести анализ нематериальных активов на примере предприятия, а также выявить основные пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.

Задачами данной курсовой работы является:

изучить сущность и классификация нематериальных активов;
определить содержание анализа НМА;
проанализировать действующую практика анализа НМА на предприятии;
выявить пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.

Файлы: 1 файл

Анализ НМА.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

    Введение

    С развитием  рыночных  отношений  становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются  единственным фактором обеспечения  доходности  организации, и что существуют иные их виды, которые  не имеют  такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе  получения предприятием прибыли.

    Нематериальные  активы  являются  одним из принципиально  новых объектов  бухгалтерского  учета, появившихся  в ее теории  и  практике на этапе становления и развития  рыночных  отношений  в  России.

    Это связано с постоянными изменениями  в методологии учета данных активов, происходящими в связи с процессом  реформирования  отечественного учета, а также формированием законодательной  базы в области налогообложения.

    Происходящие  изменения  затронули, в  частности, порядок  отражения в бухгалтерском  учете программ для  ЭВМ  с  неисключительным  правом использования, а также  квартир, находящихся  в  собственности организации, выдвинули  новые требования к расчету амортизации нематериальных активов для целей исчисления налога на прибыль и т. д.

    Актуальность выбранной темы  заключается в исследовании происходящих в настоящее время изменений связанных с особенностями анализа нематериальных активов.

    Цель настоящей работы - провести анализ нематериальных активов на примере предприятия, а также выявить основные пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.

    Задачами данной курсовой работы является:

  • изучить сущность и классификация нематериальных активов;
  • определить содержание анализа НМА;
  • проанализировать действующую практика анализа НМА на предприятии;
  • выявить пути увеличения эффективности управления нематериальными активами.

    В данной работе разработаны правовые аспекты создания, приобретения, выбытия  нематериальных  активов, их  анализ.

    В качестве информационной базы при написании  работы были использованы  законодательные и нормативные  документы,  периодические  издания (журналы с приложениями), а также работы российских авторов, посвященные проблемам и практике анализа нематериальных  активов в Российской Федерации.

    1. Теоретические основы организации анализа нематериальных активов

 

                      1.1.Сущность и классификация нематериальных активов

    Все более широкое использование нематериальных активов (далее - НМА) в российской экономике и внешнеэкономической деятельности объективно порождает потребность в углублении изучения вопросов их учета, анализа, оценки и аудита. Заметно меньшее внимание при рассмотрении путей улучшения учетно-аналитического обеспечения процессов управления НМА уделяется проблеме совершенствования методики их анализа.

    Определенный  вклад в развитие анализа оборачиваемости и эффективности использования НМА внесли А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин. Ими были сформулированы основные задачи анализа эффективности использования НМА предприятия, обоснована необходимость разработки системы показателей, характеризующих статику и динамику НМА, предложены методы анализа и оценки структуры НМА по источникам поступления, видам, срокам полезного использования, степени правовой защищенности, ликвидности, риску вложения капитала в НМА и др., а также рекомендованы способы расчета экономической эффективности использования лицензий и определения доходности НМА, "ноу-хау".

    Успешное  решение основных аналитических  задач, связанных с повышением эффективности  управления НМА на предприятии, требует  предварительного рассмотрения следующих аспектов проблемы:

    -  выявления основных причин отсутствия  апробированной системы аналитических показателей;

    -  уточнения целей и задач анализа  НМА;

    - совершенствования методов получения  исходной информации;

    - создания совокупности показателей,  комплексно характеризующих изучаемый объект.

    Что касается основных причин определенного  отставания аналитических разработок в области НМА, следует отметить, что нередко экономические службы предприятий, проводя анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности, вообще упускают из виду такой важный фактор, как НМА. Очевидно, этому способствует несколько причин (5, C.81).

    Во-первых, НМА - это сложный, оригинальный и зачастую не имеющий аналогов объект для изучения. Вдобавок они неоднородны по своему составу, характеру использования, степени влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу.

    Во-вторых, удельный вес НМА в сумме всех активов предприятия, как правило, столь незначителен, что нет смысла детально разрабатывать методологию проведения комплексного анализа по объектам, занимающим менее 1 % в имущественной массе всех активов предприятия.

    В-третьих, в специальной литературе до настоящего времени отсутствует такая система экономических показателей, которая комплексно характеризовала бы наличие, состояние, движение, а также внутрипроизводственное и коммерческое использование НМА.

    В-четвертых, хозяйственные руководители и специалисты  традиционно переоценивают роль материальных активов и недооценивают  значение "неосязаемых" активов.

    Нематериальные  активы можно объединить в три общие группы: исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация организации, отложенные затраты.

    Для научных организаций, особенно в  современный кризисный период их развития, важно внимательно разобраться со своими имущественными правами на интеллектуальную собственность по научно-техническим активам. При этом внимание должно быть обращено по отдельности на права:

    - на вновь создаваемую научно-техническую  продукцию;

    - на патентоспособные (в том числе оформленные авторскими свидетельствами на изобретения), а также непатентоспособные научно-технические решения, закладывавшиеся в разработки, которые ранее выполнялись по разным договорам и заказам и за счет собственных средств.

    Кроме того, существует ряд объектов бухгалтерского учета, которые по своей сущности весьма близки к категории нематериальных активов или которые раннее в учете включались в состав данного вида имущества: лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; экземпляры программ для ЭВМ; право аренды, внесенное в качестве вклада в уставный капитал; право заключения договора аренды; фьючерсы и опционы; расходы по подключению телефонов; расходы по созданию системы клиент-банк; квартиры; имущественные права на обособленные объекты природопользования; незаконченные или незарегистрированные НИОКР; права на объекты промышленной собственности, возникающие из лицензионных договоров, а также договоров, имеющих элементы лицензионных договоров, и некоторые другие. Вышеперечисленные объекты к нематериальным активам не относятся (8, C.57).

    Подробную характеристику основных нематериальных активов и деловой репутации фирмы рассмотрим ниже. 

    Право на изобретение – право на использование  охраняемого  патентом технического решения (устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма, культуры клеток растений и животных), а также на применение известного ранее устройства, вещества, способа, по новому назначению.

    Право на промышленный образец  - право  на использование охраняемого патентом художественно-конструктивного решения изделия, определяющего его внешний вид. Физически промышленные образцы могут представлять собой объемную модель (автомобиля, станка, посуды, мебели и т.п.) или           плоское изображение - промышленный рисунок ткани, ковра, шрифта и т.д.  Право на товарный знак – право пользования и распоряжения охраняемыми  свидетельством обозначениями, способами отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других таких же лиц. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными и др.

    Право на ноу-хау – право на использование  технической, организационной, коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Эта информация подлежит защите от незаконного использования  третьими лицами при условии, что: она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель принимает надлежащие меры по охране ее конфиденциальности.

    Право на фирменное наименование- право  на использование фирменного наименования юридического лица (имени или устоявшегося обозначения, позволяющего идентифицировать это лицо).

    Право на программы ЭВМ- право на опубликование, воспроизведение, распространение и иные действия по введению в хозяйственный оборот совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

    Авторское право на литературные произведения, переводы, аудиовизуальные произведения и др. - право на издание, публичное исполнение или иное использование указанных произведений науки, литературы и искусства.

    Расходы на НИОКР- расходы на научно-исследовательские  работы связаны с проведением оригинальных целенаправленных научных исследований, предпринятых для получения новых научных или технических знаний. Расходы на опытно-конструкторские работы связаны с применением результатов научных исследований для подготовки или разработки производства новых или значительно усовершенствованных материалов, продуктов, процессов, систем или услуг; на этом этапе разрабатывается образцы новых изделий, конструкторская документация на них или новая технология.

    Особым  видом нематериальных активов является деловая репутация фирмы. Между стоимостью организации  и чистой стоимостью ее имущества есть разница. Эта разница представляет собой деловую репутацию организации,  гудвилл  (goodwill).

    Деловая репутация возникает в процессе жизнедеятельности организации. Однако сформированная внутри организации деловая репутация не включается в бухгалтерский баланс. Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи в целом или ее частей.

    Для целей анализа величина приобретенной  деловой репутации принимается  в размере разницы между суммой, фактически уплаченной продавцу за организацию, и размером приобретенных покупателем  долей в ее активах и обязательствах на дату приобретения.

    Указанная разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительная  репутация означает, что уплаченная цена за организацию превышает стоимость ее активов и обязательств, что организации присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы. Таким нечто могут быть наличие стабильных покупателей, репутация качества, навыки маркетинга, и сбыта, техническое ноу-хау, деловые связи, имя организации и д.р.

    Отрицательная деловая репутация – скидка с цены, свидетельствующая об отсутствии этих факторов.

    Деловая репутация не существует отдельно от организации - это неотчуждаемые имущества, которыми нельзя распорядится отдельно от распоряжения организации. Эта черта отличает вид активов от всех иных активов.  Каждый фактор, составляющий деловую репутацию, не может быть оценен в отдельности. 

    1.2. Содержание анализа  НМА

    Главной целью анализа НМА является характеристика наличия, состава, состояния, движения и эффективности использования этих активов, а также оценка доходности нематериальных ресурсов и факторов, воздействующих на нее.

    В соответствии с обозначенной целью  могут быть выделены следующие задачи:

    -  анализ наличия и движений  НМА;

    -  анализ структуры и состояния  НМА по основным классификационным признакам;

    - анализ доходности НМА и определение  их вклада в конечные результаты  финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Информация о работе Учет и анализ нематериальных активов