Учет готовой продукции и реализации продукции, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Единица бухгалтерского учета готовой продукции выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Готовая продукция, как правило, должна быть сдана из производства на склад в подотчет материально ответственному лицу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
1.1 Понятие и оценка готовой продукции, работ, услуг
1.2 Формирование продажных цен на продукцию
1.3 Нормативно-правовое обеспечение учета готовой продукции
2 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
2.1 Учет поступления и реализации готовой продукции, работ, услуг
2.2 Инвентаризация готовой продукции, работ, услуг
2.3 Аудит готовой продукции (работ, услуг) и её реализации
3 ДВИЖЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ ООО «ГАРАНТ СЕРВИС»
3.1 Документальное оформление движения готовой продукции, работ, услуг ООО «Гарант Сервис»
3.2 Пример синтетического учета поступления и реализации готовой продукции, материалов на предприятии ООО «Гарант Сервис»
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета движения готовой продукции, работ, услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Б Ф Уч.docx

— 65.12 Кб (Скачать)

- в состав материалов для дальнейшего их использования внутри организации — корреспондирует счет 10 "Материалы";

- по договору простого товарищества при расчетах с участниками — дебетуется счет 80 Вклады товарищей" и др.  
Процесс реализации включает в себя хозяйственные операции по сбыту и продаже продукции, производимой в соответствии с заключенными договорами. Своевременное отражение операций по реализации на счетах необходимо для правильного выявления  финансового результата от реализации продукции (работ, услуг). При этом расчет финансового результата производится в зависимости от метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Выручка согласно ПБУ 9/99 признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки в соответствии с договором или подтвержденное иным соответствующим образом; сумма выручки может быть определена, так же как и произведенные в связи с этой операцией расходы; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива); право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана). Если в отношении полученных средств и иных активов не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.  
         Учет реализации продукции (работ, услуг) следует вести по мере отгрузки ее и предъявлению счетов или других расчетных документов к оплате, так как доходы и издержки накапливаются (принимаются на учет) по мере поступления (доходов) или возникновения (издержек), а не по мере получения денег или совершения платежа (малые предприятия могут также применять кассовый метод). При этом для целей налогообложения наряду с учетом реализации по отгрузке используется метод определения выручки по оплате. Необходима также сопоставимость объема в денежном выражении и затрат на изготовление.

 Аналитический учет реализации продукции (работ, услуг) ведется по отдельным их видам и предъявленным покупателям (заказчикам) расчетным документам.

 Синтетический учет реализации продукции (работ, услуг) осуществляется на счете 90 "Продажи", который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость (на разных субсчетах) по продукции (работам, услугам). Предприятия по мере признания в бухгалтерском учете выручки (предъявления расчетных документов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги) отражают сумму, на которую покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы, по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно в дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" списывается себестоимость отгруженной продукции с кредита счетов 40, 43, 45, 20 . Сюда же списываются сбытовые расходы, относящиеся к реализованной продукции (со счета 44 "Расходы на продажу"). Кроме того, в дебет счета 90 субсчета "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы" относятся подлежащие оплате покупателем суммы НДС, акцизов в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", соответствующие субсчета по  учету налогов. Следовательно, на счете 90 накопительно в течение отчетного периода выявляется как выручка (по кредиту субсчета "Выручка"), так и себестоимость продаж (по дебету субсчета "Себестоимость продаж"), а также суммы начисляемых налогов (по дебету субсчета, например, "НДС"). Ежемесячно совокупные дебетовые обороты субсчетов 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "НДС", 90-4 "Акцизы" и т. д. сопоставляются с кредитовым оборотом субсчета 90-1 "Выручка", чем определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц.  
Данный финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами отражается по субсчету 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" (таким образом, непосредственно синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет). По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Таким образом, счет 90 "Продажи" формирует финансовый результат  от продаж, а активный счет 62 обобщает информацию о расчетах с покупателями и заказчиками (по дебету фиксируется  их задолженность, по кредиту в корреспонденции  со счетами по учету денежных средств  или расчетов — ее погашение    или  зачет). К коммерческим расходам относятся затраты, обусловленные реализацией продукции: на тару и упаковку продукции, ее доставку, погрузку, комиссионные сборы посредникам, затраты на хранение, рекламные, представительские и другие аналогичные  расходы. Данные расходы собираются по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Списываются они на счет 90 "Продажи" на виды реализованной продукции полностью или частично. При частичном списании в промышленных организациях распределяются расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим  показателям).  
         Многие предприятия в соответствии со своей учетной политикой, принятой на ряд лет, используют для целей налогообложения методику учета реализации по моменту оплаты. При этом (когда реализация для целей бухгалтерского учета учитывается также) до поступления средств себестоимость отгруженной продукции числится по счету 45 "Товары отгруженные", откуда списывается на реализацию после поступления средств от покупателей. Тогда поступившая выручка фиксируется по дебету, например, счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции со счетом 90 субсчет "Выручка". В дебет же счета 90 (так же как и описано ранее) наряду с себестоимостью отгруженной продукции (субсчет "Себестоимость продаж") относятся начисленные суммы НДС (субсчет "НДС"). После этого, ежемесячно сопоставляя выручку от реализации продукции (обороты по кредиту субсчета 90-1) с затратами на производство и реализацию проданной продукции с учетом НДС (обороты по дебету субсчетов 90-2, 90-3), выявляется результат от реализации за отчетный месяц. Этот результат относится с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".  
В хозяйственной деятельности предприятия возможны также бартерные операции. При их осуществлении следует помнить, что предприятие в рамках одного договора является и покупателем и продавцом. Поэтому в учете бартерных операций затрагиваются процессы снабжения и реализации.

При учете сделок, осуществляемых на бартерной основе, необходимо отражение  данных операций через счет 90 "Продажи" с начислением соответствующих  налогов. Тонкость отражения данных операций заключается лишь во взаимозачете задолженностей (дебетуется счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты  с покупателями   и  заказчиками").  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Инвентаризация готовой  продукции, работ, услуг

Инвентаризация готовой  продукции – это инвентаризация изделий, выполненных по определенным стандартам, прошедших все стадии производственного процесса и необходимые  испытания.

При инвентаризации проверяется  наличие готовой продукции на складе (в том числе порча, недостача, излишки, остатки или залежалые  изделия), достоверность данных по отгруженной  продукции, расчеты с покупателями и т.д.

Основная задача инвентаризации – проверка достоверности учетных  данных и фактического наличия готовой  продукции.

Инвентаризация проводится не менее одного раза в год, и может  быть инициативной, т.е. порядок и  срок проведения устанавливается руководителем  организации и обязательной.

Для проведения инвентаризации приказом или распоряжением директора  предприятия назначается постоянная комиссия, в состав которой входят руководящие должностные лица организации, бухгалтеры, инженеры, экономисты, а  также представители независимых  аудиторских компаний.

Инвентаризационная  комиссия должна обеспечить полноту  и точность всех данных о готовой  продукции, результаты проверки могут  признаться недействительными при  отсутствии хотя бы одного члена комиссии. До начала проверки в инвентаризационную комиссию подаются последние приходные  и расходные документы. В процессе инвентаризации все полученные сведения записываются в инвентаризационные описи и акты, в этих документах не допускается оставлять незаполненные  строки (незаполненные строки прочеркиваются). На каждом листе документа необходимо наличие подписи всех материально  ответственных лиц и членов комиссии. Для подтверждения проверки комиссией  имущества, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий, в конце каждой описи необходима расписка от материально ответственных  лиц.

При проведении инвентаризации, фактическое наличие готовой  продукции проверяют путем пересчета  количества, взвешивания, проверки комплектности  изделий, сорта, а также других показателей, характеризующих качество продукции.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием продукции и данными  учета отражаются в соответствии со ст.12 Закона №129-ФЗ:

- излишки имущества  приходуются, их сумма зачисляется на финансовые результаты организации дебетуют счета 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

- недостача и порча  имущества в пределах нормы  относится на издержки производства  или обращения, сверх норм убыли  относится на виновных лиц.

* излишки по пересортице  принимаются к учету на счета  43 или 41 с кредита счета 94 «Недостачи  и потери от порчи ценностей».

* выявленные недостачи,  потери, хищения готовой продукции  и товаров списывают по учтенным  ценам с кредита счетов 43 и  41 в дебет счета 94.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Аудит готовой продукции

При аудите учета выпуска готовой продукции аудитору необходимо проверить: правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад; правильность отражения операций, связанных с выпуском готовой продукции; правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам и заказам; правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой; составление записей аналитического и синтетического учета по счету 43 «Готовая продукция» в Главной книге и балансе; правильность оценки готовой продукции. 
        В случае, если продукция не оформляется приемосдаточными документами цеха или склада организации и не отражается в бухгалтерском учете, возникает неучтенная продукция. Поскольку неучтенная продукция не отражается в бухгалтерских документах, то во многих случаях ее наличие определяется на основании документации, свидетельствующей о технологических процессах производства этой продукции, а также подтверждающей вывоз продукции.  В отдельных случаях неучтенная продукция может быть выявлена путем сличения документов, отражающих получение продукции: документальных данных складов и цехов — производителей продукции; данных инвентаризаций готовой продукции в цехах и на складах — с учетными данными на день проведения таких инвентаризаций  т.п. 
          Аудитору следует иметь в виду, что производство продукции из неучтенных излишков сырья и материалов не дает достаточного основания для утверждения о наличии материального ущерба. Эта продукция может оказаться на складе. Материальный ущерб будет иметь место лишь в том случае, если неучтенной продукции в наличии не окажется, т.е. она была вывезена без отражения    в  учете. 
          Для установления факта выпуска неучтенной продукции пользуются разными способами анализа и проверки документов. К ним, в частности, относятся сопоставление данных инвентаризаций складов готовой продукции организации и данных учета в местах хранения; сличение документов, подтверждающих вывоз готовой продукции (товарно-транспортные накладные, пропуска, путевые листы, железнодорожные и другие документы), с документами бухгалтерского и оперативного учета продукции на складах. В результате такого сличения могут устанавливаться случаи вывоза не оприходованной по складу продукции, которая в расход не была списана и которой не оказалось в недостаче.

Однако в тех случаях, когда документально подтверждается вывоз неучтенной продукции из организации, выпускавшей такую продукцию  в массовом порядке и располагавшей  для этого запасами сырья и  материалов, аудитор должен определить материальный ущерб в размере  стоимости вывезенной неучтенной  продукции.

При аудите учета отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг) аудитору необходимо проверить: заключены ли договоры на поставку готовой продукции и правильно  ли они оформлены; правильно ли оформлены  документы на отгрузку продукции; правильно  ли оформлены цены на отгруженную продукцию; правильно ли установлены отпускные цены с учетом оплаты расходов по доставке продукции от поставщика покупателю в соответствии с заключенным договором поставки; своевременно ли предъявлялись в банк платежные требованияпоручения за отгруженную продукцию; правильно ли оформлены документы по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика; правильно ли организован складской учет готовой продукции; правильно ли ведется аналитический и синтетический учет отгрузки и реализации продукции (работ, услуг).  
        При аудите правильности учета расходов на продажу, учитываемых на счете 44 «Расходы на продажу», аудитору необходимо проверить: правильность включения затрат в состав расходов на продажу; соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях; правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу» и ведомости; правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой; правильность отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе; соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге (при журнальноордерной форме учета) и балансе.

На практике часто  неправомерно относят на себестоимость  стоимость фасовочной бумаги на счет 41 «Товары». Например, продавая сыр  в торговом зале, продавцы заворачивают его в оберточную бумагу. И ссылаясь на ПБУ 5/01, расходы на фасовку товаров  включают в их фактическую себестоимость. Однако это не означает, что стоимость  бумаги можно отнести на счет 41 «Товары». Положение по бухгалтерско-му учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) разрешает относить затраты на сортировку и фасовку товаров к расходам на их приобретение. Расходы на фасовку включаются в фактическую себестоимость товаров только в том случае, если они связаны с их предпродажной подготовкой. Если же в магазине фасуют товары, которые уже переданы в торговый зал, то стоимость упаковочных материалов относится на счет 44 «Расходы на продажу». Ведь к моменту передачи товаров для реализации их фактическая себестоимость должна быть уже сформирована на счете 41. А себестоимость материальных запасов (и, в частности, товаров), в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, как это оговорено в п. 12 ПБУ 5/01

Информация о работе Учет готовой продукции и реализации продукции, работ, услуг