Учет доходов и расходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение методики бухгалтерского учета и анализа доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо:
раскрыть сущность и значение учета и анализа доходов и расходов;
изучить классификацию доходов и расходов;
разобрать состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, значение, задачи учета доходов и расходов организации……4
1.1. Доходы и расходы организации: их сущность, значение………………….4
1.2. Классификация доходов и расходов………………………………….……15
2. Учет доходов и расходов организации…………………………………...…20
2.1. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности………...……20
2.2. Учет прочих доходов и расходов…………………………………..………29
2.3. Учет формирования финансового результата…………………….………34
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список использованной литературы………………………………...…………39

Файлы: 1 файл

учет доходов и расходов.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     - прибыль, полученная в результате  совместной деятельности (по договору  простого товарищества);

     - поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

     - проценты, полученные за предоставление  в пользование денежных средств  организации, а также проценты  за использование банком денежных  средств, находящихся на счете организации в этом банке;

     - сумма дооценки основных средств,  зачисляемая в установленном  порядке на счета учета прибылей  и убытков;

     - отрицательная деловая репутация  организации, равномерно относящаяся  на финансовый результат;

     - положительные курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

     Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления  и направлений деятельности организации  подразделяются на расходы по обычным  видам деятельности и прочие.

     В разделе II «Расходы по обычным видам  деятельности» ПБУ 10/99 рассматриваются расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

     В организации, предметом деятельности которой является предоставление активов по договору аренды, участие в уставных капиталах и др., указанными расходами следует считать затраты, связанные с осуществлением этих видов деятельности. При этом предмет деятельности организации для некоммерческих организаций и унитарных предприятий определяется в учредительных документах, а для коммерческих (если такой информации нет в учредительных документах) - исходя из правила существенности. Это означает, что предметом деятельности организации могут считаться работы, услуги, производство продукции и т.п., составляющие в стоимостном выражении более 5% от величины (стоимости) всех продаж этой организации.

     К расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с  приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ, возникающие в процессе переработки (доработки) МПЗ, которые будут использоваться при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг) или продаваться. Сюда же входят расходы, связанные с продажей (перепродажей) товаров (на содержание и эксплуатацию ОС и иных внеоборотных активов, на поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие расходы и др.).

     Такая группировка расходов по обычным  видам деятельности вытекает непосредственно  из характера производственного  цикла, который, как известно, состоит из трех взаимосвязанных стадий: заготовление (приобретение сырья и материалов), производство (переработка сырья, выполнение работ, оказание услуг), сбыт (расходы по продажам, включая рекламу).

     Расходы по обычным видам деятельности необходимо сгруппировать по следующим элементам:

     - материальные затраты;

     - затраты на оплату труда;

     - отчисления на социальные нужды;

     - амортизация;

     - прочие затраты.

     Для целей управления в бухгалтерском  учете организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно.

     Группировка расходов по обычным видам деятельности основана на однородности экономического содержания этих расходов, включаемых в тот или иной элемент. Группировка  расходов по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения подобного анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме расходов обычных видов деятельности.

     Прочим  расходами являются:

     - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если это не является предметом деятельности организации;

     - расходы, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

     - расходы, связанные с участием  в уставных капиталах других  организаций, если это не является  предметом деятельности организации;

     - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции

     - проценты, уплачиваемые организацией  за предоставление ей в пользование  денежных средств (кредитов, займов);

     - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

     - отчисления в оценочные резервы,  создаваемые в соответствии с  правилами бухгалтерского учета;

     - резервы, создаваемые в связи  с признанием условных фактов  хозяйственной деятельности;

     -резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, если обязательство связано с операционными расходами;

     - прочие операционные расходы,  в том числе: 

     - сумма уценки основных средств,  зачисляемая в установленном  порядке на счета учета прибылей и убытков;

     - дополнительные затраты, произведенные  в связи с получением займов  и кредитов, выпуском и размещением  заемных обязательств;

     - расходы организации по содержанию  законсервированных производственных  мощностей и объектов, мобилизационных мощностей;

     - расходы, связанные с аннулированием  производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего  продукции;

     К отдельным расходам относятся:

     - штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров;

     - возмещение причиненных организацией убытков

     - убытки прошлых лет, признанные  в отчетном году, в том числе: 

     - суммы бюджетных средств, признанные  в бухгалтерском учете в качестве  доходов в прошлые годы, но  подлежащие возврату в установленном  порядке;

     - суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

     - отрицательные курсовые разницы,  за исключением курсовых разниц, относимых в установленном порядке;

     - резервы, создаваемые в связи  с признанием условных фактов  хозяйственной деятельности, если  обязательство связано с внереализационными  расходами; 

     - суммы уценки активов, за исключением  сумм уценки основных средств;

     - перечисление средств (взносов,  выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

     в том числе:

     - убытки от хищения материальных  и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены;

     судебные  расходы.

     2. Учет доходов и расходов организации

     2.1. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности

     Учет  доходов и расходов, связанных  с обычными видами деятельности, и  определение финансового результата по ним ведется на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» является активно-пассивным и финансово-результатным по назначению. Планом счетов предусмотрена возможность открытия субсчетов к счету 90 «Продажи»:

     1 - «Выручка»;

     2 - «Себестоимость продаж»;

     3 - «Налог на добавленную стоимость»;

     4 - «Акцизы»;

     9 - «Прибыль/убыток от продаж».

     Название  каждого субсчета соответствует  учитываемых на них операций:

     - на субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;

     - на субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90- 1 «Выручка» признана выручка;

     - на субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);

     - субсчет 90-4 «Акцизы» предназначен для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

     Организации – плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи»  субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

     - субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

     Синтетический счет 90 «Продажи» не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат  хозяйственной деятельности ежемесячно списывается с этого счета на счет 99 «Прибыли и убытки». В то же время в соответствии с инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета организации обязаны  записывать операции по дебету и кредиту этого счета накопительно. То есть бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельным субсчетам к счету 90 «Продажи» нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конец отчетного периода должен быть свернут и равняться нулю. Это требование не сложно выполнить при автоматизированном учете, так как большинство бухгалтерских программ обеспечивает возможность расчета оборотов и остатков по всем счетам накопительно, задавая параметры разных отчетных периодов: за квартал, за полугодие с начала года, за год и т. п.

     При ручной обработке учетной информации такое требование можно выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер №11 и ведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды.

     Однако открытие субсчетов к счету 90 «Продажи» не является обязательным для организации. Поэтому, проанализировав виды деятельности, виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимость в аналитической информации и в раздельном учете для расчета налога на прибыль или НДС, организация должна принять решение о применении указанных субсчетов. Отказ от использования субсчетов не означает, что отпадает необходимость в подсчете оборотов нарастающим итогом.

     Структура счета 90 «Продажи» облегчает составление «Отчета о прибылях и убытках» (формы № 2 баланса), так как отражает основные позиции этого отчета.

     В качестве расходов по обычным видам  деятельности принимается не вся  величина текущих расходов, а только та, которая непосредственно связана с формированием финансовых результатов данного отчетного периода. Если произведенные в текущем периоде расходы будут участвовать в формировании прибылей и убытков в последующие периоды, то подобные текущие расходы подлежат капитализации, например расходы, связанные с приобретением основных средств, нематериальных активов и т.п.

     Расходы по обычным видам деятельности принимаются  к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

     Если  оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, те из них, которые принимаются  к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

     Расходы по обычным видам деятельности, непосредственно связанные с процессом производства и продажей, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту счетов расчетов и соответствующих видов ресурсов (сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) в сумме фактически произведенных затрат.

Информация о работе Учет доходов и расходов организации