Учет доходов и расходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение состояние ведение бухгалтерского учета доходов и расходов и на основе производственного анализа разработать рекомендации по совершенствовании ведения учета. Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач:
* раскрыть сущность и значение учета доходов и расходов;
* изучить классификацию доходов и расходов;
* разобрать состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов;
* рассмотреть порядок формирования финансового результата;
* разработать рекомендации по совершенствованию ведения учета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Нормативные источники……………………………………..…………6
1.2. Учет доходов и расходов в экономической литературе………………6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
2.1. Организационно-правовая характеристика хозяйства………………20
2.2. Краткая экономическая характеристика хозяйства………...……...22
3. УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Классификация доходов и расходов………………………………….31
3.2. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности………...37
3.3. Учет прочих доходов и расходов……………………………….…….44
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….….53

Файлы: 1 файл

БУХ.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

     Внереализационные и чрезвычайные поступления признаются в следующем порядке:

     - штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров, а также  возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании (или покупатель (заказчик) признан должником);

     - суммы кредиторской и депонентской  задолженности, по которой истек  срок исковой давности, - в отчетном  периоде, в котором срок исковой давности истек;

     - суммы дооценки имущества - в  отчетном периоде, к которому  относится дата, по состоянию  на которую произведена дооценка;

  • иные поступления - по мере выявления.

     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

     «Расходами  организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

     В систему нормативного регулирования бухгалтерского учета вводится категория расходов организации, под которой понимаются прежде всего действия, приводящие к уменьшению ее капитала. Данное определение сопряжено с понятием доходов организации, под которым в свою очередь понимается увеличение экономических выгод, приводящее к росту капитала (за исключением вкладов участников).

     Тем не менее, главным в понимании  определения «расходы» должна быть цель, которую призвана реализовать  данная категория. Такой целью следует  считать достижение возможности исчисления финансового результата организации как разницы между ее доходами и расходами за определенный период. Исходя из этого настоящее Положение содержит ряд ограничений по видам расходов, которые, являясь по существу стопроцентными затратами, не признаются таковыми применительно к его целям, поскольку непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов.

     Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:

- в связи  с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

      - вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

     - по договорам комиссии, агентским  и иным аналогичным договорам  в пользу комитента, принципала  и т.п.;

     - в порядке предварительной оплаты  материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

     - в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

     - в погашение кредита, займа,  полученных организацией.

     Для целей настоящего Положения выбытие активов именуется оплатой.

     При этом действует еще один не менее  важный критерий характеристики расходов, использованный в Положении, а именно переход от продавца (владельца имущества) права собственности на его активы к новому собственнику или полная уверенность в их окончательной потере.

     - при перепродаже (продаже) финансовых  вложений, когда вклад, ценные бумаги и т.п. одной организации безвозвратно переходят к другой, понесенные первой организацией затраты признаются расходами;

     - выбытие активов по договорам  комиссии, агентским договорам в  пользу комитента, принципала  и т.п., т.к. вещи, поступившие от  комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента;

     - погашение кредита, займа, полученных  организацией. В данном случае  речь идет об основной сумме  долга по кредиту или займу,  а не о процентах (дисконте), причитающихся кредитору или заимодавцу. При этом получение кредита или займа не может считаться доходом, поскольку его предоставление, следовательно, и использование носит срочный характер. То же относится и к возврату суммы основного долга, потому что это восстановление средств кредитора;

     - выбытие в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, поскольку нет абсолютной уверенности в том, что работы будут выполнены, материально-производственные ценности поступят, и, наконец, на момент оплаты нет доходной составляющей;

     - выбытие в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг - по тем же причинам, что и предварительная оплата.

     Величина  оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов (подпункт 6.1 настоящего Положения).

     В условиях высокой инфляции стороны  могут предусмотреть возможность  изменения как уровня цен (их величины), так и условий расчетов. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

     Величина  оплаты определяется (уменьшается или  увеличивается) с учетом суммовой разницы, которые возникают при оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

     Таким образом, повышение курса иностранной валюты или условной денежной единицы по отношению к рублю ведет к увеличению расходов организации, а снижение курса - к уменьшению.

     Для того чтобы определить финансовый результат  от обычных видов деятельности, нужно  рассчитывать себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных в отчетном и в предыдущих отчетных периодах, а также переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (с учетом корректировок в зависимости от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров).

     При этом коммерческие и управленческие затраты могут полностью признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров (работ, услуг) в том отчетном году, когда они были признаны расходами по обычным видам деятельности.

     Другими словами, себестоимость проданной  продукции, товаров, (работ, услуг) складывается из расходов, понесенных в предыдущие периоды (это прежде всего затраты по незавершенному производству на начало месяца и по приобретению материально-производственных запасов), а также расходов отчетного периода (которые непосредственно связаны с процессом производства и сбыта в отчетном периоде), уменьшенных на сумму расходов, переходящих на последующие отчетные периоды (объем незавершенного производства на конец отчетного периода).

     Коммерческие  и управленческие расходы, являющиеся неотъемлемой частью фактической себестоимости проданной продукции, товаров (работ, услуг), могут полностью включаться в себестоимость продаж отчетного периода или распределяться. Как правило, они распределяются в производствах с длительным циклом изготовления продукции (работ, услуг) и существенными остатками незавершенного производства. В этом случае управленческие расходы могут распределяться между стоимостью (ценой) продаж и незавершенным производством, а часть коммерческих расходов - между стоимостью проданной продукции и остатками отгруженной, если порядок выручки от продаж признается не по мере передачи прав владения (пользования, распоряжения) на поставленную продукцию (отгруженный товар), а после поступления оплаты.

     Выбранный вариант распределения коммерческих и управленческих расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

     Правила учета затрат на производство продукции (продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг) по элементам и статьям  и исчислению себестоимости устанавливаются  отдельными нормативными актами и методическими указаниями.

     В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие в результате стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.

     Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий  договоров, а также возмещение причиненных  организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

     Дебиторская задолженность, по которой истек  срок исковой давности, и другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

     Однако  для того, чтобы списать эти  затраты, нужно сначала документально  подтвердить невозможность их возмещения. В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности, то организация-кредитор должна обратиться с письменными запросами к должникам, подать соответствующие заявления в правоохранительные и судебные инстанции и т.п. И если это не принесет результатов, руководитель организации издает приказ о списании долгов.

     Суммы уценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для  проведения переоценки активов.

     Для материально-производственных запасов  такие правила утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н. Согласно этим правилам, материально-производственных запасы, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или которые морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов.

     В отношении основных средств действуют  нормы Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина  № 26н от 30.03.2001, где обозначено, что  сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток).

     Прочие  расходы зачисляются на счет прибылей и убытков организации, кроме  случаев, когда законодательством  или правилами бухгалтерского учета  установлен иной порядок.

     В пункте 16 разд. IV настоящего Положения «Признание расходов» в качестве условий признания названы следующие:

     - расход производится в соответствии  с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных  актов, обычаями делового оборота;

     - сумма расхода может быть определена;

     - имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Информация о работе Учет доходов и расходов организации