Текущая бухгалтерская отчетность: содержание и порядок составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации.

Файлы: 1 файл

со 2 главы.docx

— 95.43 Кб (Скачать)

     Благодаря такому подходу периодичность составления  промежуточной отчетности не влияет на оценки годовой отчетности, но могут  возникать изменения в оценках  показателей, представленных в предыдущих промежуточных периодах текущего года. Эти изменения не требуют ретроспективной  корректировки показателей за предыдущие промежуточные периоды, однако должны обязательно раскрываться в пояснениях к отчетности за текущий промежуточный  период.

     В состав промежуточной бухгалтерской  отчетности (за I квартал, I-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке  включаются только бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2). При этом организация имеет право расширить  этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного (квартального, полугодового, 9-месячного) отчета помимо названных обязательных любые другие формы по общему правилу  включаемые в состав годовой отчетности [3]. 

     1.2 Этапы составления промежуточной отчетности

     Процессы  составления промежуточного и годового бухгалтерского отчета существенно  различаются. Если промежуточный бухгалтерский отчет, как правило, составляется по данным Главной книги (например, сальдо счетов этой книги января будет начальным сальдо это книги февраля и так до ноября включительно), то Главная книга декабря в результате различных процедур подвергается существенной корректировкам. Однако корректировки Главной книги могут вноситься и в промежуточную отчетность, например, если согласно учетной политике инвентаризацию хозяйственный субъект проводит часто [24].

     Этапы составления промежуточной отчетности включают в себя:

     1.Уточнение  распределения доходов и расходов  между смежными отчетными периодами  (месяц, квартал и так далее).

     2. Проверка записей на счетах  бухгалтерского учета и их  соответствие Главной книге.

     3. Исправление выявленных ошибок.

     4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой  продукции и реализованной продукции  (работ, услуг) нарастающим итогом  с начала года.

     5. Выявление промежуточного финансового  результата от продажи продукции  (работ, услуг) на счете 90 «Продажи»

     6. Выявление промежуточного финансового  результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам  деятельности и отражение их  на счете 91 «Прочие доходы и  расходы».

     7. Выявление промежуточной (с начала  года) чистой прибыли (непокрытого  убытка) на счете 99 «Прибыли и  убытки».

     8. Составление Главной книги на  конец промежуточного отчетного  периода.

     Цикл  учетной работы за любой очередной  месяц (в межотчетном периоде) можно  разделить на три части:

     1) составление бухгалтерских записей  (проводок) на основании надлежаще  оформленных первичных документов (накопительных, группировочных  ведомостей;

     2) перенос всех фактов хозяйственной  деятельности организации за  месяц из первичных документов  в регистры бухгалтерского учета;

     3) формирование информации об объектах  бухгалтерского учета на счетах  Главной книги на основании  итоговых данных учетных регистров.

     В конце отчетного периода по всем счета Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству выводится конечное сальдо. Показатели Главной книги  – обороты по дебету и кредиту  счетов, а также сальдо по счетам используются для составления бухгалтерской отчетности [24]. Чтобы убедиться в правильности отчетности и полноте показателей, периодически проверяют записи на счетах, используя различные приемы. Эти приемы в значительной мере зависят от применяемой формы бухгалтерского учета.

    1. Цели и задачи  анализа показателей  промежуточной финансовой  отчетности

    Основными задачами анализа являются [17]:

   – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность;

   – прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической  рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

   –разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и  укрепления  финансового состояния предприятия;

     Наиболее  важными задачами анализа баланса  являются:

   – оценка доходности (рентабельности) капитала;

   – оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

   – оценка рыночной устойчивости;

   – оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.

       Проведение  аналитических процедур может дать ощутимые результаты лишь в том случае, если эта работа систематизирована  и структурирована надлежащим образом. Существует формулировка различных  правил, которых целесообразно придерживаться, проводя анализ. Три из них имеют принципиально важное значение [17].

       Во-первых, последовательность аналитических  процедур должна быть структурирована  таким образом, чтобы и аналитику, и пользователю аналитического отчета была ясна логика проводимого анализа, а сам анализ представил собой  логически завершенную совокупность взаимоувязанных процедур. Следование этому правилу достигается, в  частности, формированием системы  показателей на основе выделенных направлений  анализа.

       Во-вторых, аналитическая работа всегда должна строится по принципу “от общего к  частному”. Иными словами, вначале  необходимо сосредоточится на оценке и анализе показателей, дающих наиболее полное представление о конечных результатах деятельности компании.

       В-третьих, необходимо особое внимание уделять  различного рода “всплескам”, какой  бы характер - положительный или  отрицательный - они не носили. Так, если отклонения от плановых или нормативных  значений тех или иных показателей  были благоприятными, но относительно большими, необходим подобный факторный  анализ, чтобы понять, либо эти отклонения обоснованны и являются результатом  эффективной работы, либо были допущены ошибки в процессе планирования и  нормирования.

       Не  случайно анализ начинается с обзора основных показателей деятельности коммерческой организации. В ходе этого  обзора необходимо ответить на вопросы:

    – каково имущественное положение коммерческой организации к началу отчетного периода?

    – в каких условиях протекала работа коммерческой организации в отчетном периоде?

    – какая хозяйственная работа проделана в течение отчетного периода?

    – каких результатов достигла коммерческая организация за этот период?

    – каково имущественное состояние коммерческой организации к концу отчетного периода?

    – каковы перспективы финансово- хозяйственной деятельности коммерческой организации?

       Ответы  даст бухгалтерская отчетность. Имущественное  положение коммерческой организации  на начало, и конец отчетного  периода характеризуется данными  баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выявить  тенденции изменения имущественного положения.  Ответы на третий и четвертый  вопросы можно найти в пояснительной  записке (организационная структура  управления, причины происшедших  в ней изменений, открытие новых  видов деятельности, особенности  работы с контрагентами и др.). Результативность и перспективность  коммерческой организации могут  быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также  сравнительного анализа темпов роста  средств коммерческой организации, объемов ее производственной деятельности прибыли.

       Существуют  различные методики анализа финансового  состояния. В нашей стране по опыту  экономически развитых стран все  большее распространение получает методика, основанная на расчете и  использовании в пространственном анализе системы коэффициентов. Удобнее преобразовать баланс путем  агрегирования статей и их перегруппировки: в активе - по степени убывания ликвидности  активов, в пассиве - по степени возрастания  сроков погашения обязательств.

       Финансовое  состояние коммерческой организации  можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. В первом случае критерии оценки финансового  состояния ликвидность и платежеспособность коммерческой организации, т.е. способность  своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Примеры подобных операций - расчеты  с работниками по оплате труда, с  поставщиками за полученный товар и  оказанные услуги, с банком по ссудам и т.п.

       Под ликвидностью какого- либо актива следует  понимать способность его трансформировать  в денежные средства, а степень  ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

       Говоря  о ликвидности коммерческой организации, имеют в виду наличие у нее оборотных средств  в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Количественно ликвидность характеризуется специальными относительными показателями-  коэффициентами ликвидности.

       Платежеспособность  означает наличие у коммерческой организации денежных средств и  их эквивалентов, достаточных для  расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного  погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие  в достаточном объеме средств  на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

       Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так коэффициенты ликвидности могут характеризовать  финансовое положение как удовлетворительно, однако по существу эта оценка может  быть ошибочной, если в текущих активах  значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую  задолженность.

       Оценка  ликвидности и платежеспособности может быть выполнена с определенной степенью точности. В частности, в  рамках экспресс- анализа платежеспособности обращают внимание на статьи, характеризующие  наличные деньги в кассе и на расчетных  счетах, а банке. Это и понятно: они выражают совокупность наличных денежных средств, т.е. имущества, которое  имеет абсолютную ценность, в отличие  от любого иного имущества, имеющего ценность лишь относительную. Эти ресурсы  более мобильны, они могут быть включены в финансово-хозяйственную  деятельность в любой момент, тогда  как другие виды активов нередко  могут включаться лишь с определенным временным лагом. Искусство финансового  управления как раз и состоит  в том, чтобы держать на счетах лишь минимально необходимую сумму  средств, а остальную часть, которая может, понадобится для текущей оперативной деятельности, - в быстро реализуемых активах.

       Таким образом, для экспресс оценки, чем  значительнее размер денежных средств  на расчетном счете, тем с большей  вероятностью можно утверждать, что  коммерческая организация располагает  достаточными средствами для текущих  расчетов и платежей. Вместе с тем  наличие незначительных остатков  на расчетном счете вовсе не означает, что коммерческая организация неплатежеспособна - средства могут поступать на расчетный  счет в течение ближайших дней, некоторых видов активов при  необходимости легко превращаются в денежную наличность и пр.

Информация о работе Текущая бухгалтерская отчетность: содержание и порядок составления