Сущность себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи:
изучить формирование себестоимости;
рассмотреть методику анализа затрат на производстве продукции.
исследовать анализ себестоимости продукции ЗАО МПК «Мясной ряд».

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 72.64 Кб (Скачать)

Из данных таблицы видно, что из пяти элементов затрат высокую  долю занимают материальные затраты. Их структура в полной себестоимости  в 2006 году составила 74,0%, а в 2007 году 73,2%. Снижение материальных затрат в  общей структуре говорит о  рациональном их использовании. Влияние  материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что ЗАО МПК “Мясной ряд” является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит  здесь. Общая сумма материальных затрат за 2007 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2006г. по 2007 г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.

Данный показатель вырос  в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в структуре  составляет 9,2% в 2006г. и 10,0% в 2007г. Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение  материальных затрат за 2007г. говорит  о том, что объемы производства увеличились  за год, так как заработная плата  персонала цеха зависит от сделанной  работы. Рост этого показателя в  структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год [12]. Отчисления в фонд социальной защиты начисляется от заработной платы.

Следовательно, с ростом заработной платы в 2007г. выросли  и отчисления. При росте заработной платы на 1 миллион рублей, рост отчислений составил 318000 руб. Это и следовало  ожидать, так как существует зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходят из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,5% в 2006г. и 2,7% в 2007 году. Как выяснилось, изменения данного показателя произошли из-за роста заработной платы.

Элемент “Амортизация основных средств” занимает небольшое удельное место в структуре себестоимости. В 2006г. 5,4% и в 2007г. 6,1%. Увеличение за один год составило 0,7%. Это произошло  за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию  руководством предприятия и пополнением  цеха нового оборудования. В 2006г. сумма  отчислений составляла 3640000 руб., а в2007г. 4504000 руб., что на 864000 руб. больше.

Изменение по “прочим расходам”  за 2007г. составило 732000 руб., в сторону  уменьшения. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости  после материальных затрат. В 2006г. их доля была 9,3%, а в 2007г. 7,5%. В итоге  под влиянием роста всех элементов  затрат, увеличилась и полная себестоимость  колбасной продукции за год на 6 млн.154тыс руб. Это связано с  увеличением объема производства колбасного. Этот фактор был причиной повышения  по всем элементам затрат, и прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

Данные о постоянных и  переменных затратах показывают, что  в структуре себестоимости колбасной  продукции в 2006г. переменные затраты  занимали 73,3%, а в 2007г. 72,0%, изменение  составило 1,3%, а в денежном выражении  переменные затраты увеличились  на 3543000 рублей. Рост в денежном выражении  говорит об увеличении объема производства.

Доля переменных затрат почти  в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости  продукции: в 2006г. постоянные затраты  составили 26,7%, а в 2007г. 28,0% (2611000 руб.) [16].

 

3.2.Факторы анализирующие себестоимость продукции

Для того чтобы проводить  факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбас. Мясокомбинат выпускает около 25 видов колбасной продукции. Для  определения влияния различных  видов выпускаемой продукции  на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске.

Таблица 3.2

Удельный вес основных видов колбасной продукции  в  общем

объеме выпуска продукции  ЗАО МПК “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г 

 

Вид продукции

Объем выпуска, кг

Удельный вес, в %

2006 г.

2007 г.

+,-

2006 г.

2007 г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1.Мадера с/к

38847

37647

-1200

25,46

22,8

-2.26

2.Брауншвейгская с/к

30385

28900

-1485

19,92

17,5

-2.42

3.Салями Московская с/к

13753

15311

1558

9,01

9,3

0.29

4.Сергиевская с/к

13677

15096

1419

8,97

9,1

0,13

5. Престиж, с/к

8490

10314

1824

5,57

6,2

0,63

6.Прочие виды колбас с/к

47406

57851

10445

31,07

35,03

3,9

Итого общий выпуск за год

152559

165120

12561

100,00

100,00

-


Удельный вес в годовом  объеме выпуска по пяти видам колбасной  продукции достигает высокого показателя68,93% в 2006 году и 64,9% в 2007 году. Хоть и наблюдается  динамика снижения (на 4,03), но их доля в  общем выпуске остается весомой.

Таблица 3.3

Анализ выпуска основных видов колбасной продукции ЗАО  МПК “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г.

 

Вид продукции

Объем выпуска, кг

Удельный вес, в %

2006г.

2007г.

+,-

2006г.

2007г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1.Мадера с/к

38847

37647

-1200

36,9

35,1

-1.8

2.Брауншвейгская с/к

30385

28900

-1485

28,9

26,9

-2

3.Салями Московская с/к

13753

15311

155

13,1

14,3

1,2

4.Сергиевская с/к

13677

15096

1419

13,0

14,1

1,1

5. Престиж, с/к

8490

10314

1824

8,.1

9,6

1,5

Итого общий выпуск за год

105152

107268

2116

100,00

100,00

-


Как следует из таблицы 3.3 наибольший удельный вес в 2006 году занимает Мадера с/к, выпуск составил36,9% в общем объеме, также в 2007 году Мадера с/к 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Георгиевская, Любительская, Крымская).

Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась на 2,42% (1485 кг.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.

Чтобы произвести факторный  анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а  другие косвенно, но каждое явление  можно рассматривать как причину  и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности  является изучение и измерение влияния  факторов на величину исследуемых экономических  показателей. Без глубокого и  всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах  деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения .

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативных показателей.

Полная себестоимость  колбасной продукции (С) может измениться из-за объема  выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):

С=ВП*Дi*Сi 

Таблица 3.4

Исходные  данные для факторного анализа полной себестоимости колбасной продукции  за 2006-2007 г.г.

 

 

 

Виды продукции

 

Кол-во колбасы, ед.

Себестоимость единицы продукции, руб.

 

Полная себестоимость  продукции, руб.

           2006г.

2007г.

2006г.

2007г.

2006г.

2007г.

Отклонение

ед.

уд. вес, %

ед.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8=2x6

9=4x7

10=9-8

1.Мадера с /к

38847

36,9

37647

35,1

134,41

147,15

5221425,27

5539756,05

318330,78

2.Брауншвейгская с/к

30385

28,9

28900

26,9

157,42

150,94

4783206,7

4362166,0

-421040,7

3.Салями Московская с/к

13753

13,1

15311

14,3

98,49

126,36

1354532,97

1934697,96

580164,99

4.Сергиевская с/к

13677

13,0

15096

14,1

102,21

120,80

1397926,17

1823596,8

425670,63

5. Престиж, с/к

8490

8,1

10314

9,6

156,91

153,25

1332250,8

1580620,5

248369,7

Итого:

105152

100,00

107268

100,00

-

-

14089341,91

15240837,31

1151495,4


 

Определение влияния факторов на изменение  себестоимости колбасной продукции:

    1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;
    2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;
    3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;
    4. С1 = ВП1xДi1xСi1.

Влияние факторов на изменение себестоимости  продукции:

    1. объема товарной продукции ∆СВП = С1скор - С0
    2. структуры товарной продукции ∆СДi = С2скор - С1скор

3.  себестоимости единицы продукции  ∆С∆Сi = С1 - С2скор

Таблица 3.5

Расчет полной себестоимости.

 

Виды продукции

 

Объем товарной продукции фактический  при базисной структуре, ед. (из табл.4.3 итог гр.4*гр.3/100)

 

Себестоимость единицы 

продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3)

 

Себестоимость

скорректированная, руб.

1

2

3

4=2x3

1.Мадера с/к

39581,89

134,41

5320201,84

2.Брауншвейгская с/к

31000,45

157,42

4880090,84

3.Салями Московская с/к

14052,11

98,49

1383992,32

4.Сергиевская с/к

13944,84

102,21

1425302,09

5. Престиж, с/к

8688,71

153,25

1331544,81

Итого:

-

-

14341131,9


 

В таблице 3.5 произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С1скор=14341131,9

 

Таблица 3.6

Расчет полной себестоимости.

 

Виды продукции

 

Объем товарной продукции фактический  при фактической структуре, ед. (гр.4 табл.4.3)

 

Себестоимость единицы

продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3)

 

Себестоимость

скорректированная, руб.

1

2

3

4

1.Мадера с/к

37647

134,41

5060133,27

2.Брауншвейгская с/к

28900

157,42

4549438,00

3.Салями Московская с/к

15311

98,49

1507980,39

4.Сергиевская с/к

15096

102,21

1542962,16

5. Престиж, с/к

10314

156,91

1618369,74

Итого:

-

-

14278883,56


В таблице 3.6 произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С2скор=14278883,56

Таблица 3.7

Схема проведения аналитических расчетов ЗАО МПК ”Мясной ряд” для нахождения влияния основных факторов на полную себестоимость колбасной продукции  за 2006-2007 г.г.

Показатели

Сумма, руб

Факторы изменения затрат

объем выпуска продукции

структура выпуска продукции

себестоимость единицы продукции

Себестоимость базисного периода

14089341,91

ВП0

Дi0

Сi0

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре и базисной себестоимости единицы продукции

 

 

 

14341131,9

 

 

 

ВП1

 

 

 

 

Дi0

 

 

 

 

Сi0

Себестоимость скорректированная: при  фактическом объеме, фактической  структуре товарной продукции и  базисной себестоимости единицы  продукции

14278883,56

ВП1

Дi1

Сi0

 

Себестоимость фактическая

 

15240837,31

 

ВП1

 

Дi1

 

Сi1




 

Из данных Таблицы 3.7 выявим влияние факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

  • Объем колбасной продукции: ∆Свп1скор0

14341131,9-14089341,91=251789,99 (руб.)

Следовательно, из-за увеличения объема выпуска колбасной продукции  в 2007 г., себестоимость увеличилась на 251789,99 (руб.). Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2006г. по 2007г. по пяти видам колбас вырос на 2,01% или на  2116 кг (см. таблицу 4.2).

  • структура товарной продукции: ∆СДi =  С2скор- С1скор

14278883,56-14341131,9=-62248,34 (руб.)

Изменение структуры выпуска  колбасной продукции в 2006г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 3.3 указано, что выпуск Мадера с/к

незначительно уменьшился, ее доля занимала 36,9% в общем объеме выпуска сырокопченой продукции  в 2006году и 35,1% в 2007 году, также произошло  уменьшение объема выпуска колбасы  Брауншвейгская.

Информация о работе Сущность себестоимости продукции