Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа
Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи:
изучить формирование себестоимости;
рассмотреть методику анализа затрат на производстве продукции.
исследовать анализ себестоимости продукции ЗАО МПК «Мясной ряд».
Из данных таблицы видно, что из пяти элементов затрат высокую долю занимают материальные затраты. Их структура в полной себестоимости в 2006 году составила 74,0%, а в 2007 году 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном их использовании. Влияние материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что ЗАО МПК “Мясной ряд” является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь. Общая сумма материальных затрат за 2007 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2006г. по 2007 г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.
Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в структуре составляет 9,2% в 2006г. и 10,0% в 2007г. Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2007г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год [12]. Отчисления в фонд социальной защиты начисляется от заработной платы.
Следовательно, с ростом заработной платы в 2007г. выросли и отчисления. При росте заработной платы на 1 миллион рублей, рост отчислений составил 318000 руб. Это и следовало ожидать, так как существует зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходят из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот, распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,5% в 2006г. и 2,7% в 2007 году. Как выяснилось, изменения данного показателя произошли из-за роста заработной платы.
Элемент “Амортизация основных
средств” занимает небольшое удельное
место в структуре
Изменение по “прочим расходам”
за 2007г. составило 732000 руб., в сторону
уменьшения. Прочие расходы занимают
второе место в структуре
Данные о постоянных и
переменных затратах показывают, что
в структуре себестоимости
Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2006г. постоянные затраты составили 26,7%, а в 2007г. 28,0% (2611000 руб.) [16].
3.2.Факторы анализирующие себестоимость продукции
Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбас. Мясокомбинат выпускает около 25 видов колбасной продукции. Для определения влияния различных видов выпускаемой продукции на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске.
Таблица 3.2
Удельный вес основных видов колбасной продукции в общем
объеме выпуска продукции ЗАО МПК “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г
Вид продукции |
Объем выпуска, кг |
Удельный вес, в % | ||||
2006 г. |
2007 г. |
+,- |
2006 г. |
2007 г. |
+,- | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Мадера с/к |
38847 |
37647 |
-1200 |
25,46 |
22,8 |
-2.26 |
2.Брауншвейгская с/к |
30385 |
28900 |
-1485 |
19,92 |
17,5 |
-2.42 |
3.Салями Московская с/к |
13753 |
15311 |
1558 |
9,01 |
9,3 |
0.29 |
4.Сергиевская с/к |
13677 |
15096 |
1419 |
8,97 |
9,1 |
0,13 |
5. Престиж, с/к |
8490 |
10314 |
1824 |
5,57 |
6,2 |
0,63 |
6.Прочие виды колбас с/к |
47406 |
57851 |
10445 |
31,07 |
35,03 |
3,9 |
Итого общий выпуск за год |
152559 |
165120 |
12561 |
100,00 |
100,00 |
- |
Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам колбасной продукции достигает высокого показателя68,93% в 2006 году и 64,9% в 2007 году. Хоть и наблюдается динамика снижения (на 4,03), но их доля в общем выпуске остается весомой.
Таблица 3.3
Анализ выпуска основных видов колбасной продукции ЗАО МПК “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г.
Вид продукции |
Объем выпуска, кг |
Удельный вес, в % | ||||
2006г. |
2007г. |
+,- |
2006г. |
2007г. |
+,- | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Мадера с/к |
38847 |
37647 |
-1200 |
36,9 |
35,1 |
-1.8 |
2.Брауншвейгская с/к |
30385 |
28900 |
-1485 |
28,9 |
26,9 |
-2 |
3.Салями Московская с/к |
13753 |
15311 |
155 |
13,1 |
14,3 |
1,2 |
4.Сергиевская с/к |
13677 |
15096 |
1419 |
13,0 |
14,1 |
1,1 |
5. Престиж, с/к |
8490 |
10314 |
1824 |
8,.1 |
9,6 |
1,5 |
Итого общий выпуск за год |
105152 |
107268 |
2116 |
100,00 |
100,00 |
- |
Как следует из таблицы 3.3 наибольший удельный вес в 2006 году занимает Мадера с/к, выпуск составил36,9% в общем объеме, также в 2007 году Мадера с/к 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Георгиевская, Любительская, Крымская).
Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась на 2,42% (1485 кг.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.
Чтобы произвести факторный
анализ себестоимости, необходимо определить
число факторов, влияющих на себестоимость.
Известно, что каждый фактор влияет
на себестоимость по-своему, одни из
факторов влияют непосредственно, а
другие косвенно, но каждое явление
можно рассматривать как
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Полная себестоимость колбасной продукции (С) может измениться из-за объема выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):
С=ВП*Дi*Сi
Таблица 3.4
Исходные
данные для факторного анализа полной
себестоимости колбасной
Виды продукции |
Кол-во колбасы, ед. |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Полная себестоимость продукции, руб. | ||||||
2006г. |
2007г. |
2006г. |
2007г. |
2006г. |
2007г. |
Отклонение | |||
ед. |
уд. вес, % |
ед. |
уд. вес, % | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8=2x6 |
9=4x7 |
10=9-8 |
1.Мадера с /к |
38847 |
36,9 |
37647 |
35,1 |
134,41 |
147,15 |
5221425,27 |
5539756,05 |
318330,78 |
2.Брауншвейгская с/к |
30385 |
28,9 |
28900 |
26,9 |
157,42 |
150,94 |
4783206,7 |
4362166,0 |
-421040,7 |
3.Салями Московская с/к |
13753 |
13,1 |
15311 |
14,3 |
98,49 |
126,36 |
1354532,97 |
1934697,96 |
580164,99 |
4.Сергиевская с/к |
13677 |
13,0 |
15096 |
14,1 |
102,21 |
120,80 |
1397926,17 |
1823596,8 |
425670,63 |
5. Престиж, с/к |
8490 |
8,1 |
10314 |
9,6 |
156,91 |
153,25 |
1332250,8 |
1580620,5 |
248369,7 |
Итого: |
105152 |
100,00 |
107268 |
100,00 |
- |
- |
14089341,91 |
15240837,31 |
1151495,4 |
Определение влияния факторов на изменение
себестоимости колбасной
Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:
3. себестоимости единицы
Таблица 3.5
Расчет полной себестоимости.
Виды продукции |
Объем товарной продукции фактический при базисной структуре, ед. (из табл.4.3 итог гр.4*гр.3/100) |
Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3) |
Себестоимость скорректированная, руб. |
1 |
2 |
3 |
4=2x3 |
1.Мадера с/к |
39581,89 |
134,41 |
5320201,84 |
2.Брауншвейгская с/к |
31000,45 |
157,42 |
4880090,84 |
3.Салями Московская с/к |
14052,11 |
98,49 |
1383992,32 |
4.Сергиевская с/к |
13944,84 |
102,21 |
1425302,09 |
5. Престиж, с/к |
8688,71 |
153,25 |
1331544,81 |
Итого: |
- |
- |
14341131,9 |
В таблице 3.5 произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С1скор=14341131,9
Таблица 3.6
Расчет полной себестоимости.
Виды продукции |
Объем товарной продукции фактический при фактической структуре, ед. (гр.4 табл.4.3) |
Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3) |
Себестоимость скорректированная, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Мадера с/к |
37647 |
134,41 |
5060133,27 |
2.Брауншвейгская с/к |
28900 |
157,42 |
4549438,00 |
3.Салями Московская с/к |
15311 |
98,49 |
1507980,39 |
4.Сергиевская с/к |
15096 |
102,21 |
1542962,16 |
5. Престиж, с/к |
10314 |
156,91 |
1618369,74 |
Итого: |
- |
- |
14278883,56 |
В таблице 3.6 произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С2скор=14278883,56
Таблица 3.7
Схема
проведения аналитических расчетов
ЗАО МПК ”Мясной ряд” для нахождения
влияния основных факторов на полную
себестоимость колбасной
Показатели |
Сумма, руб |
Факторы изменения затрат | |||
объем выпуска продукции |
структура выпуска продукции |
себестоимость единицы продукции | |||
Себестоимость базисного периода |
14089341,91 |
ВП0 |
Дi0 |
Сi0 | |
Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре и базисной себестоимости единицы продукции |
14341131,9 |
ВП1 |
Дi0 |
Сi0 | |
Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции |
14278883,56 |
ВП1 |
Дi1 |
Сi0 | |
Себестоимость фактическая |
15240837,31 |
ВП1 |
Дi1 |
Сi1 |
Из данных Таблицы 3.7 выявим влияние факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:
14341131,9-14089341,91=251789,
Следовательно, из-за увеличения объема выпуска колбасной продукции в 2007 г., себестоимость увеличилась на 251789,99 (руб.). Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2006г. по 2007г. по пяти видам колбас вырос на 2,01% или на 2116 кг (см. таблицу 4.2).
14278883,56-14341131,9=-62248,
Изменение структуры выпуска колбасной продукции в 2006г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 3.3 указано, что выпуск Мадера с/к
незначительно уменьшился, ее доля занимала 36,9% в общем объеме выпуска сырокопченой продукции в 2006году и 35,1% в 2007 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Брауншвейгская.