Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование значения управленческого учета в системе управления предприятием. Для достижения поставленной цели нужно исследовать теоретические и методические вопросы организации управленческого учета на предприятии.
В процессе исследования используется информация, отраженная в научных изданиях по бухгалтерскому учету, нормативная и справочная литература.
ГЛАВА
2. Назначение управленческого
учета в управлении
предприятием
2.1.
Объекты управленческого
учета
Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: он связывает процесс управления с учетным процессом.
Предметом управления является процесс воздействия на объект в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Менеджмент воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления
До
сего времени предмет
Предметом управленческого учета, в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления. Содержание предмета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы:
I — производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
Все перечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе. В состав производственных ресурсов входят:
Структурные единицы как сегменты управления также рассматриваются отдельной группой объектов учета. Действительно, для целей управления, принимая во внимание использование ресурсов и получение продуктов, обобщается эта информация по месту возникновения затрат и полуфабрикатов. Накладные расходы при традиционном подходе всегда учитываются по их принадлежности к определенным цехам, участкам.
Может
быть выбрана и другая группировка
объектов управленческого учета, но в
любом случае она должна отвечать основным
целям управления и быть связана с его
объектами.
2.2.
Методы и способы
управленческого
учета
Совокупность
различных приемов и способов,
посредством которых в системе
управленческого учета
Он состоит из следующих элементов:
1. Документация — первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает; функционирование оперативно-календарного планирования, контроля и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства с полной увязкой комплекса задач оперативного учета между собой и с задачами оперативно-календарного планирования; сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы; выявление и оценку незавершенного производства; упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документооборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции.
2. Инвентаризация — способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
3. Группировка и обобщение, использование контрольных счетов —
способ,
позволяющий накапливать и
4. Контрольные счета — это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.
5. Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления предприятием. Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия и условий рынка. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.
6. Анализ — в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и его отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа для принятия соответствующих управленческих решений выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства.
7. Контроль — завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь. Она лает объемную, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления наблюдения и регулирования.
8. Лимитирование — первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — норма расхода ресурсов на единицу продукции, установленная технологической документацией и планируемая бюджетом каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции. Система лимитирования включает не только расчет лимита отпуска материалов цехам, но и учетные и контрольные операции. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной, контрольной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.
В
заключение отметим, что все элементы
метода действуют не изолированно друг
от друга, а в системе организации внутренних
хозяйственных связей, направленной на
решение задач управления.
2.3.
Принципы и функции
управленческого учета
Система
управленческого учета
Предложенный для рассмотрения перечень принципов, имеющих отношение к разным концепциям управленческого учета производства, можно сгруппировать следующим образом.
1.Принципы,
обусловленные требованиями
2.Принципы, формирующие состав и процедуры веления управленческого учета.
3. Принципы, определяющие направления и способы управленческого учета в конкретных ситуациях управления производством.
В совокупности перечисленные принципы образуют полный и достаточно логичный набор моделей построения системы учета, соответствующих и удовлетворяющих требованиям всех трех концепций бухгалтерского управленческого учета производства.
Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.
Планирование — процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.
Контроль — проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера — включает: определение состояния объекта; сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирование. На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, где сосредоточено количественное измерение фактического состояния объекта.
Оценка понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования, неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.
Организационная работа состоит: в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей отделами, бюро, группами, подразделениями и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
Информация о работе Сущность и содержание управленческого учёта