Сущность и содержание управленческого учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование значения управленческого учета в системе управления предприятием. Для достижения поставленной цели нужно исследовать теоретические и методические вопросы организации управленческого учета на предприятии.
В процессе исследования используется информация, отраженная в научных изданиях по бухгалтерскому учету, нормативная и справочная литература.

Файлы: 1 файл

Курсовая по упр учету.doc

— 328.50 Кб (Скачать)
lign="justify">    Для управленческого учета не обязательны  общие правила. Вместо базисного правила (балансовое обобщение), используемого в финансовом учете, здесь применяются три различных подхода к изучению объектов (затраты, доходы, активы); содержится больше приблизительных оценок; значительный объем информации представлен в натуральном выражении; внимание на ее точность не обращается; данные о затратах обобщаются и рассчитываются с разным их составом и направленностью, отчего учет может быть организован для различных целей — по центрам ответственности, полной себестоимости и для дифференцированного учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Назначение управленческого  учета в управлении предприятием 

2.1. Объекты управленческого  учета 

    Характеризуя  сущность управленческого учета, следует  отметить его важнейшую особенность: он связывает процесс управления с учетным процессом.

    Предметом управления является процесс воздействия на объект в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Менеджмент воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления

    До  сего времени предмет управленческого  учета трактуется авторами по-разному. Между тем с изменением систем и методов управления деятельностью предприятия соответственно меняются процедуры и содержание управленческого учета. Особенно это касается моделирования учета затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, влиянием изменяющихся внешних факторов (инфляция, структурная перестройка промышленности и т.п.). Отсюда изменяется перечень объектов и субъектов управления.

     Предметом управленческого учета, в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления. Содержание предмета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы:

    I — производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

  1. — хозяйственные процессы, составляющие в совокупности прозводственную деятельность предприятия;
  2. — доходы и затраты, характеризующие результаты определенных хозяйственных процессов;
  3. — структурные единицы, позволяющие локализовать затраты и доходы по местам их возникновения или центрам ответственности.

    Все перечисленные группы объектов учета  взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе. В состав производственных ресурсов входят:

  • основные фонды — средства труда, их состояние и использование;
  • нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения, их состояние и использование;
  • материальные ресурсы — предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда;
  • производственные трудовые ресурсы — численность работающих, их структура, уровень квалификации.

    Структурные единицы как сегменты управления также рассматриваются отдельной группой объектов учета. Действительно, для целей управления, принимая во внимание использование ресурсов и получение продуктов, обобщается эта информация по месту возникновения затрат и полуфабрикатов. Накладные расходы при традиционном подходе всегда учитываются по их принадлежности к определенным цехам, участкам.

    Может быть выбрана и другая группировка  объектов управленческого учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления и быть связана с его объектами. 

2.2. Методы и способы  управленческого  учета 

    Совокупность  различных приемов и способов, посредством которых в системе  управленческого учета отражаются объекты предприятия, называется методом управленческого учета.

      Он состоит из следующих элементов:

     1. Документация — первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает; функционирование оперативно-календарного планирования, контроля и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства с полной увязкой комплекса задач оперативного учета между собой и с задачами оперативно-календарного планирования; сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы; выявление и оценку незавершенного производства; упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документооборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции.

    2. Инвентаризация — способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

    3. Группировка и обобщение, использование контрольных счетов —

    способ, позволяющий накапливать и систематизировать  информацию об объекте по определенным признакам. Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности, принятия тактических и стратегических решений.

    4. Контрольные счета — это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

      5. Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления предприятием. Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия и условий рынка. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.

    6. Анализ — в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и его отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа для принятия соответствующих управленческих решений выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства.

    7. Контроль — завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь. Она лает объемную, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления наблюдения и регулирования.

    8. Лимитирование — первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — норма расхода ресурсов на единицу продукции, установленная технологической документацией и планируемая бюджетом каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции. Система лимитирования включает не только расчет лимита отпуска материалов цехам, но и учетные и контрольные операции. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной, контрольной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

    В заключение отметим, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления. 

2.3. Принципы и функции управленческого учета 

    Система управленческого учета подразумевает  наличие некоторого набора общих и частных принципов, которые будут регулировать правила отражения объектов учета и сферы использования методических приемов. Поскольку управленческий учет является компонентом обшей системы бухгалтерского учета, то те принципы, которые сформированы для финансового бухгалтерского учета, принимаются и в управленческом учете. Однако последний формирует информацию для планирования, принятия решений, выработки стратегии предприятия и оценки деятельности, а процедуры его ведения должны соответствовать принципам формирования информационных систем о производстве в условиях использования сложнейшего научного инструментария — системного подхода, а в последнее время — ситуационного подхода. Исходя из изложенного к принципам бухгалтерского управленческого учета можно отнести:

  • непрерывность деятельности предприятия;
  • использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;
  • оценку результатов деятельности подразделений предприятия;
  • преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
  • формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между различными уровнями;
  • учет по себестоимости;
  • применение нормативного и бюджетного (сметного) методов контроля за затратами, финансами, коммерческой деятельностью;
  • объективность, полноту и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
  • периодичность, отражающую производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой;
  • соответствие доходов и расходов на основе временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    Предложенный  для рассмотрения перечень принципов, имеющих отношение к разным концепциям управленческого учета производства, можно сгруппировать следующим образом.

    1.Принципы, обусловленные требованиями бухгалтерского  учета.

    2.Принципы, формирующие состав и процедуры веления управленческого учета.

    3. Принципы, определяющие направления и способы управленческого учета в конкретных ситуациях управления производством.

    В совокупности перечисленные принципы образуют полный и достаточно логичный набор моделей построения системы  учета, соответствующих и удовлетворяющих требованиям всех трех концепций бухгалтерского управленческого учета производства.

    Понимание сущности управленческого учета  позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

    Планирование процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.

    Контроль — проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера — включает: определение состояния объекта; сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирование. На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, где сосредоточено количественное измерение фактического состояния объекта.

    Оценка  понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования, неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

    Организационная работа состоит: в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей отделами, бюро, группами, подразделениями и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Информация о работе Сущность и содержание управленческого учёта