Субъекты и объекты государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:09, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Оглавление

1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.
2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 36.04 Кб (Скачать)

Объектами государственного регулирования все в большей  степени становятся общие условия  существования и развития человеческого  общества - окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и  культуры, здравоохранение, международное  сотрудничество.

Объекты ГРЭ различаются  в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Цели ГРЭ.

Генеральной целью ГРЭ  является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего  строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без  осуществления которых генеральная  цель не может быть достигнута. Эти  конкретные цели неразрывно связаны  с объектами ГРЭ. Цель- выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональную структуры; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся  в тесной взаимосвязи. Чаще всего  одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости  от других. Например, невозможно представить  стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствования  отраслевой структуры экономики, стабильного  денежного обращения.

Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт - может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости в отрасли и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может  оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости  от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной  правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов  целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей ГРЭ  существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и  отношения соподчинения и взаимосвязи  между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри дерева целей  могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей  в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости  от хозяйственной ситуации, экономических  задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится  выход из него, в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает первичная цель- оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти, и  включает меры запрета, разрешения и  принуждения. Приведем  пример по запретам и разрешениям.

Французские власти запретили  строить новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, а  просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

К мерам принуждения можно  отнести и то, что государственные  органы всех развитых стран обязывают  промышленные предприятия организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые  удобства для занятых, устанавливать  очистные сооружения.

Административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  для относительно слабо социально  защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например во время войны, критического положения в экономике.

Наряду с административными  средствами следует отметить еще  одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. В  ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять  сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных  товаров, активнее участвовать в  жилищном строительстве, покупать облигации  государственного целевого займа. Как  правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики.

Самостоятельным комплексным  инструментом ГРЭ (и одновременно его  объектом) является государственный  сектор в экономике. Высшая форма  ГРЭ - это государственное экономическое  программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ.

Основные средства денежно-кредитной  политики - это:

а) регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных  резервов, которые финансово-кредитные  институты страны обязаны хранить  в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке  ценных бумаг, такие как эмиссия  государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в  финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный  бюджет- это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Введение в первые послевоенные годы в ФРГ налога на занятость  оказало сильное воздействие  на структуру затрат компаний. Предприниматели  оказались заинтересованными экономить на живом труде и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники. В направлении стимулирования замены живого труда овеществленным и поощрения капиталовложений в новейшие отрасли действовали многочисленные налоговые реформы во всех развитых странах.

Налоги в ГРЭ – это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных  бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления  средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди средств  ГРЭ играет ускоренное амортизационное  списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное  списание основного капитала в современных  условиях является главным средством  стимулирования накопления, структурных  изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный  цикл, занятость и НИОКР. Суть его  заключается в отрыве физического  процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого  в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей  основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания, очистные сооружения) с подробной разбивкой  по типам регулярно публикуются  министерствами финансов.

Эффект ускоренной амортизации.

Ускоренное амортизационное  списание основного капитала имеет  наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния  конъюнктуры, еще ряд последствий.

Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых  ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном  фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости  основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного  внешнего финансирования, а исключительно  за счет самофинансирования произошло  существенное увеличение производственных мощностей.

В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг  государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие  их в амортизационном фонде и  принудительное использование для  новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения они лежать не могут).

Варьирование норм ускоренного  амортизационного списания основного  капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной  конъюнктурной политики, а также  для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для  финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных  отчислений заметен в годы благоприятной  конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

Государственный сектор. (ГС)

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

ГС представляет собой  комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах  задолго до развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ  государство строило, выкупало у  частных собственников хозяйственные  объекты, главным образом в сфере  инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть ГС – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные  предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие  инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных  фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС- это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который  в своей деятельности руководствуется  принципами, несколько отличающимися  от принципов частных фирм, позволяет  использовать ГС для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного хозяйства. Монопольная  прибыль, а зачастую и прибыль  вообще, не является первостепенной целью  деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так  как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются  из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком  дешевых услуг, электроэнергии и  сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

В целом ГС служит дополнением  частного хозяйства там и в  такой мере, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности  народного хозяйства в целом  и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Информация о работе Субъекты и объекты государственного регулирования экономики