Субъекты и объекты государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:09, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Оглавление

1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.
2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 36.04 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Понятие государственного регулирования экономики.  Субъекты регулирования.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.

3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государственного регулирования экономики.

 Субъекты регулирования.

Сущность государственного регулирования.

Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

Носители хозяйственных  интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и текстильщики, крестьяне виноградных районов Франции и жители Рурского угольного бассейна и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально- экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Представители этих групп  индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные  учреждения, ответственные за экономическую  и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов  с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

Выразители хозяйственных  интересов. В разных странах с рыночным хозяйством носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Одни из этих союзов насчитывают миллионы членов (например, профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов – это  союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции  социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие  на государственную экономическую  политику. У выразителей хозяйственных  интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связи с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы  построены по отраслевому и территориальному признакам, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и  мировые объединения.

Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния  этих выразителей хозяйственных  интересов на органы государственного экономического регулирования - это  вторая линия связи хозяйственных  интересов с ГЭП.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических  интересов, которые заявляют, от чьего  имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

Партии тесно связаны  с выразителями и носителями экономических  интересов. Во всем мире социал-демократические  партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.

С точки зрения оценки перспектив ГЭП важнейшее значение имеет  изучение социально-экономических  разделов программ партий, реально  претендующих на победу на следующих  парламентских выборах. Тогда эти  партийные программы могут стать  основой правительственной программы  или ее составной частью (в случае формирования коалиционного правительства).

Это главная, третья линия  трансформации частных экономических  интересов в ГЭП.

Исполнителями хозяйственных  интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также  центральный национальный банк. Заметна  тенденция усиления роли центральных  органов власти среди субъектов  ГРЭ; все более независимыми в  осуществлении ГРЭ от законодательной  власти становятся исполнительные органы.

      Интересным  с точки зрения изучения механизма  ГРЭ является слияние субъектов  государственной и частной экономической  политики и возникновение в  результате этого новых регулирующих  органов, не вписывающихся теоретически  в классическую схему парламентской   или президентской республики. Например, создается орган из представителей  союзов предпринимателей, профсоюзов  и исполнительной власти для  регулирования тарифных соглашений  между предпринимателями и трудящимися.  Организуются комитеты, советы по  поддержанию или развитию отдельных  отраслей из представителей министерства  экономики и отраслевых союзов  предпринимателей.

Эти органы не избираются и  не всегда назначаются парламентом; чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными  союзами- выразителями экономических интересов.

Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному  образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с  сотрудниками правительственных органов  и экспертами представители самых  разных отраслей, банков, различных  фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств  из бюджета и различных фондов.

Это четвертая линия связи  между носителями экономических  интересов и ГРЭ. По этой линии  происходит корректировка интересов  частного хозяйства в соответствии с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

Существует многочисленные возможности воздействия носителей  и выразителей хозяйственных  интересов на ГЭП: демонстрации и  манифестации, сбор подписей, обращения  в суды, кампании гражданского неповиновения. Наиболее действенная из них - обоснованное обращение в суд в случае нарушения  государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

Значительную и относительно самостоятельную роль в формировании общественного мнения, настроений избирателей, а через них и ГЭП играют средства массовой информации, церковь, особенно в католических и мусульманских  странах, массовые общественные движения, например экологическое.

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

-экономический цикл;

-секторальная, отраслевая  и региональная структуры хозяйства;

-условия накопления капитала;

-занятость;

-денежное обращение;

-платежный баланс;

-цены;

-условия конкуренции;

- социальные отношения,  включая отношения между работодателями  и работающими по найму, а  также социальное обеспечение;

-подготовка и переподготовка  кадров;

-окружающая среда;

-внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные  объекты носят совершенно различный  характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные  отрасли, территориальные комплексы  и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения  между профсоюзами и объединениями  предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие  из них.

Суть государственной  антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также  осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одних случаях поддержка  оказывается отраслям и территориальным  единицам, находящимся в состоянии  затяжного кризиса; в других –  поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным  структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению  его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься  меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрения накопления в первую очередь соответствует  экономическим интересам субъектов  хозяйства. Одновременно государственное  регулирование накопления опосредованно  служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности  накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это  поддержание нормального с точки  зрения рыночной экономики соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, так как оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  расходов на пособия и, самое главное, опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов  является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного  обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения  опосредованно воздействует и на другие объекты- условия накопления, социальные отношения.

Состояние платежного баланса  является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия  на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем  торгово-договорной политики и участия  в международной экономической  интеграции.

Еще из основных объектов регулирования  – цены. Динамика и структура  цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие  инстанции стремятся влиять и  на другие объекты ГРЭ, например, они  стремятся заинтересовать частные  фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в  экспорте товаров, капитала и накопленных  знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием  государственных регулирующих органов  находятся условия существования  и воспроизводства существующего  строя, отношения собственности  и конкуренции. Законодательство и  судебная практика, связанные с защитой  собственности, порядком ее продажи, наследования, отчуждения, регистрации, постоянно  совершенствуются. Государственные  регулирующие меры направлены на обеспечение  условий конкуренции, поддержку  мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, так как концентрация производства и капитала - процесс  объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Информация о работе Субъекты и объекты государственного регулирования экономики