Становление аудиторской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении становление аудиторской деятельности в РФ.
Основными задачами данной работы являются:
- ознакомление с основной нормативной, методической и учебной литературой по теме работы;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Основы организации аудита и его правовое обеспечение…………………5
Теоретические основы аудита…………………………………………5
Правовое и информационное обеспечение аудита…………………..9
Становление аудиторской деятельности в РФ…………………………….11
2.1 Возникновение аудита…………………………………………………..11
2.2 Необходимость аудита…………………………………………………..12
2.3 Федеральные законы, регламентирующие аудиторскую деятельность………………………………………………………………….16
2.4 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности………27
Совершенствование аудита………………………………………………….28
Выводы и предложения……………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………….33
Приложения

Файлы: 1 файл

Аудит готово.docx

— 65.88 Кб (Скачать)

Для аудиторов первой и  второй категорий законом введены  дополнительные требования, не предъявляемые  к прочим аудиторам, а именно: аудит  первой категории субъектов может  осуществляться только аудиторскими организациями, которые, начиная с 2011 года должны иметь  аудиторов, обладающих новым, единым квалификационным аттестатом в отношении аудиторов  второй категории предусмотрено  осуществление внешнего контроля качества не только саморегулируемыми организациями  аудиторов, но и уполномоченным федеральным  органом и с меньшей периодичностью (3 и 2 года соответственно), чем в  общем случае (5 лет).

Минимальная численность  аудиторов в аудиторских организациях снижена новым законом с пяти до трех, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий. При этом периодичность внешнего контроля качества аудита таких организаций (за исключением организаций с долей государственной собственности 25% и более) определена в пять лет.

Статья 5 рассматриваемого Закона определяет для каких организаций  и с какой периодичностью проводится процедура обязательного аудита. Так ежегодный аудит обязателен для:

  • открытых акционерных обществ;
  • кредитных организаций, бюро кредитных историй, страховых организаций, обществ взаимного страхования, товарных или фондовых биржей, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов, а также для фондов, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

В соответствии с новым  порядком контроля качества работы аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов  аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и  соблюдать правила внутреннего  контроля качества работы, а также  обязаны:

  • проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
  • участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Контроль за качеством  работы аудиторов и аудиторских  организаций подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний контроль качества - система организационных мер, методик, процедур, принятых аудиторской фирмой для проверки ее сотрудниками и другими лицами, привлекаемыми к проведению аудита, выполнения требований, предусматриваемых нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также требований внутрифирменных правил и стандартов. Внутренний контроль обеспечивается правильным распределением работы между членами аудиторской бригады (аттестованными аудиторами, ассистентами аудитора, экспертами), контролем за аудиторами со стороны управленческих органов аудиторской фирмы, в части, путем просмотра руководителем и исправления рабочих документов аудиторской группы (бригады), заслушиванием их отчетов на заседании дирекции или совета фирмы и т.п. Внешний контроль - система организационных мер, методик и процедур, принятых государственными органами (в отношении аудиторов осуществляющих обязательный аудит) и профессиональными объединениями аудиторов для проверки выполнения аудиторскими фирмами правил (стандартов) и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Такой контроль может носить как системный, так и эпизодический характер (не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год). Органы, осуществляющие контроль за аудиторской деятельностью, регулярно проводят выборочные проверки качества аудиторских заключений. Проверка качества аудита может быть проведена по инициативе экономического субъекта, который был подвергнут аудиторской проверке, или по инициативе саморегулируемой аудиторской организации. Нормативными документами предусматривается возможность взыскания убытков и штрафной неустойки с аудитора (аудиторской фирмы) в случае неквалифицированной аудиторской проверки, повлекшей расходы на перепроверку и иные убытки, а в случае составления аудиторского заключения заведомо ложного аннулирования лицензии и квалификационного аттестата аудитора, и привлечение его к уголовной ответственности.

Одним из важнейших принципов  осуществления аудиторской деятельности является - независимость аудитора (аудиторской организации). Так, например если руководители и иные должностные лица аудиторских организаций являются учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами, близкими родственниками, то проведение аудита запрещено. Также невозможно осуществление аудиторской деятельности в отношении организаций, которым аудиторская организация (индивидуальный аудитор), в течении трех лет непосредственно предшествовавших проведению аудита, оказывал услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета.

Под термином «аудиторская тайна» понимаются любые сведения и  документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором при оказании аудиторских  и сопутствующих услуг.

 К таким сведениям  не относятся:

  • сведения, разглашенные самим лицом, (либо с его согласия) которому оказывались данные услуги;
  • сведения о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • сведения о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация  и ее работники, индивидуальный аудитор  обязаны сохранять аудиторскую  тайну и не вправе разглашать её третьим лицам, без письменного  согласия лица которому оказывались  аудиторские услуги. В случае разглашения  сведений составляющих аудиторскую  тайну, пострадавшее лицо вправе взыскать с виновных понесенные убытки, в  порядке установленном Российским законодательством.

Итогом проверки аудитором  экономического субъекта становится аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение включает в себя:

1) наименование: «Аудиторское  заключение по финансовой (бухгалтерской)  отчетности»;

2) адресата: оно должно  быть адресовано лицу, предусмотренному  законодательством РФ и (или)  договором;

3) сведения об аудиторе: наименование, место нахождения, номер  и дату свидетельства о государственной  регистрации и лицензии, срок  действия лицензии, членство в  аккредитованном профессиональном  аудиторском объединении;

4) сведения об аудируемом  лице;

5) вводную часть. В ней,  в частности, указывается, из  каких документов состоит финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также  то, что ответственность за ведение  бухгалтерского учета и представление  финансовой (бухгалтерской) отчетности  возложена на аудируемое лицо, а ответственность аудитора заключается  в выражении на основании проведенного  аудита мнения о достоверности  этой отчетности;

6) часть, описывающую объем  аудита. Под объемом аудита понимается  способность аудитора выполнить  процедуры аудита, которые считаются  необходимыми в данных обстоятельствах.  В данной части аудитор заявляет  о наличии достаточных оснований  для выражения мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

7) часть, содержащую мнение  аудитора;

8) подпись аудитора.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой  выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью  аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства.

В зависимости от мнения аудитора, аудиторские заключения можно  подразделить на следующие виды:

1) аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения. Оно составляется, если аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации;

2) модифицированное аудиторское заключение. Его составляют, если возникли:

- факторы, не влияющие  на аудиторское мнение, но описываемые  в аудиторском заключении с  целью привлечь внимание пользователей  к какой-либо ситуации, сложившейся  у аудируемого лица и раскрытой  в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в пояснительной записке). Примером такой ситуации может  служить незаконченное судебное  разбирательство между организацией  и налоговым органом по вопросу  правильности исчисления налоговой  базы. Часть, не влияющая на  аудиторское мнение, обычно включается  после части с выражением мнения, и содержит указание на то, что данная ситуация не является  основанием для включения оговорки  в аудиторское мнение;

- факторы, которые влияют  на аудиторское мнение и могут  привести к выражению мнения  с оговоркой, отказу от выражения  мнения или отрицательному мнению.

К таким факторам относятся:

а) ограничение объема работы аудитора;

б) разногласие с руководством относительно допустимости выбранной  учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обстоятельства, указанные  в п. «а», могут привести к выражению  мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные  в п. «б», могут привести к выражению  мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно  положительного, он должен четко описать  все причины этого в аудиторском  заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния  на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Эта информация излагается в отдельной  части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения  мнения.

Заведомо ложным признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного  аудиторского заключения влечет ответственность  в виде аннулирования у индивидуального  аудитора или аудиторской организации  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование  квалификационного аттестата и  привлечение его к уголовной  ответственности.

Закон ужесточает требования к стажу работы претендента на получение квалификационного аттестата аудитора – вместо стажа работы по экономической или юридической специальности и дополнительных требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом он вводит требование работы в аудиторской организации в течение как минимум двух лет из последних трех лет работы.

Одним из условий вступления в СРО, согласно новому закону, является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Решение об аннулирование принимает саморегулируемая организация аудиторов, в которую входит аудитор. По действующим ныне положениям такое решение принимает уполномоченный федеральный орган, то есть Министерство финансов России либо Центральный Банк России.

Всего существует восемь оснований  по которым аттестат аудитора может  быть аннулирован:

  1. квалификационный аттестат получен с нарушением закона (предоставлены подложные документы об образовании, недостоверные сведения о стаже работы и т.д.);
  2. вступил в законную силу приговор суда запрещающий заниматься аудиторской деятельностью;
  3. установлены факты нарушения аудитором законодательства об аудиторской тайне, либо нарушения принципа независимости аудитора;
  4. аудитор систематически нарушает требования ФЗ «Об аудиторской деятельности», либо стандартов аудиторской деятельности;
  5. установлен факт подписания аудитором заведомо ложного аудиторского заключения;
  6. установлен факт, что в течении двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
  7. аудитор не выполняет требования законодательства о повышении квалификации;
  8. аудитор уклоняется от прохождения внешнего контроля работы. Лицо лишенное квалификационного аттестата аудитора, вправе обжаловать это решение в суде, в течении трех месяцев со дня получения такого решения.

 

2.4 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

В статье 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», излагаются общие цели, принципы, содержание и порядок принятия стандартов аудиторской  деятельности и кодекса профессиональной деятельности аудиторов.

В настоящие время существует 34 федеральных стандарта аудиторской  деятельности утвержденных постановлениями  Правительства Российской Федерации (около двадцати еще находятся  на стадии проектов). Все они в  соответствии с положениями вышеупомянутого  закона разработаны с учетом Международных  стандартов аудита и являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Федеральные стандарты аудиторской  деятельности, служат единообразному пониманию целей и задачей  аудита, а также порядка и условий  его проведения.

В законе об аудиторской деятельности законодатель прямо указал аудируемым лицам, что федеральные стандарты аудиторской деятельности распространяются лишь на аудиторов, а потому перекочевавшие в них из Международных стандартов аудита положения об ответственности руководства экономических субъектов за формирование и функционирование системы внутреннего контроля, предотвращение недобросовествных действий и т.д. на аудируемых лиц не распространяются. Более того, из статьи закона, регулирующей права и обязанности аудируемых лиц удалена обязанность внесения исправлений в учет и отчетность по выявленным аудитором нарушениям.

Информация о работе Становление аудиторской деятельности в РФ