Становление аудиторской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении становление аудиторской деятельности в РФ.
Основными задачами данной работы являются:
- ознакомление с основной нормативной, методической и учебной литературой по теме работы;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Основы организации аудита и его правовое обеспечение…………………5
Теоретические основы аудита…………………………………………5
Правовое и информационное обеспечение аудита…………………..9
Становление аудиторской деятельности в РФ…………………………….11
2.1 Возникновение аудита…………………………………………………..11
2.2 Необходимость аудита…………………………………………………..12
2.3 Федеральные законы, регламентирующие аудиторскую деятельность………………………………………………………………….16
2.4 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности………27
Совершенствование аудита………………………………………………….28
Выводы и предложения……………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………….33
Приложения

Файлы: 1 файл

Аудит готово.docx

— 65.88 Кб (Скачать)

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить необходимые требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем занимаются две профессиональные организации — бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности.

В США проверку достоверности  финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах  лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности.

2.2. Необходимость аудита

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной  информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий  принимаемых решений (а они  могут быть весьма значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных  знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей  информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации и другие бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и прежде всего  коллективные собственники — акционеры, пайщики, — а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение  информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Для обоснования необходимости  аудита была создана теория агентов. Подход этой теории к аудиту состоит в рассмотрении круга лиц, заинтересованных в достоверной финансовой информации, и изучении их интересов и потребностей.

Аудитор является агентом, действующим, как правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее финансирование (например, путем эмиссии акций), они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчетности и дальнейшего привлечения капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растет и потребность в современной и надежной финансовой информации (например, о том, насколько адекватен получаемый собственниками доход степени риска сделанных ими инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах предприятия; будет ли предприятие способно удовлетворить их ожидания в отношении дивидендов). Более того, последующие держатели акций и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы ее можно было считать достаточно надежной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием непосредственно, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификаций в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчетности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита.

Правильные данные нужны  не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия — стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Компании, в которых администрация  и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ: возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

- упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;

- упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаря представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;

- упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;

- возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.[10]

2.3. Федеральные законы регламентирующие аудиторскую деятельность

В конце 2008 года был принят своеобразный долгострой - закон «Об  аудиторской деятельности». Он вступил  в силу с 1 января 2009 года. Принятие Государственной  Думой Российской Федерации 24 декабря 2008 нового Федерального закона «Об  аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ положило начало формированию новой  модели рынка аудиторских услуг.

Основными чертами этой модели, являются:

  • перераспределение функций государственного регулирования от Правительства Российской Федерации к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (далее СРО);
  • отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях , причем только в одной;
  • внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;
  • отмена обязательного страхования ответственности аудитора обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

С 2010 года с уполномоченного  федерального органа регулирования  аудиторской деятельности снимается  функция лицензирования, существенно  сокращается функция осуществления  контроля за соблюдением аудиторами стандартов (за исключением контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляющих аудит организаций, доля государственной собственности в капитале которых составляет не менее 25% и унитарных предприятий), переходящая к саморегулируемым организациям аудиторов, осуществление аудиторской деятельности вне системы внешнего контроля качества становится невозможным.

Состав услуг, которые  разрешено оказывать аудиторам.

 Аудиторская деятельность (аудиторские услуги):

  • аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» или аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами;
  • сопутствующие услуги, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Примером таких услуг  могут служить:

  • оказание налогового консультирования;
  • юридическая помощь связанная с хозяйственной деятельностью субъекта;
  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и т.д.

Такая классификация, приблизила законодательные определения к  теории аудита и международной практике и могла бы рассматриваться как  достаточно корректная еще 4-5 лет назад. В современных же условиях, вследствие внесения изменений в Международные  стандарты аудита (МСА) трактовка  аудиторских услуг, данная в законе №307-ФЗ, оказалась несоответствующей  действующей редакции МСА. Однако гораздо  важнее то обстоятельство, что закон  вывел из круга оказываемых аудиторами услуг аудит по специальному заданию (специальный аудит) – аудит отчетности, составленной на основе правил, отличных от установленных федеральными законами РФ (например, МСФО, US GAAP, корпоративных  стандартов компаний и др.), аудит  отдельных показателей отчетности, отдельных аспектов деятельности организаций. Очевидно, что такие объекты аудита не являются отчетностью, аналогичной  по составу бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» и не предусмотрены иными федеральными законами.

Согласно современной  редакции МСА понятие аудита включает аудит стандартной бухгалтерской  отчетности и специальный аудит.

Закон «Об аудиторской  деятельности» №307-ФЗ вывел оказание услуг по специальному аудиту за рамки  аудиторской деятельности, запретив их оказание аудиторам и тем самым  разрешив неограниченному кругу  лиц, не имеющих профессиональной подготовки.

Таким образом, с 2009 года оказание аудиторами услуг по аудиту любой  отчетности, кроме отчетности, составленной в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» или аналогичной  по составу, установленной иными  федеральными законами, является незаконным, соответственно, подпись аудитора на заключении о такой отчетности незаконна, а аудиторское заключение по такой  отчетности может подписать кто  угодно, кроме аудитора и аудиторской  организации.

В не менее странной ситуации оказались индивидуальные предприниматели  и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представительства  иностранных организаций, ведущие  учет по законодательству иностранного юридического лица, малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения, но формирующие отчетность в сокращенном  составе, физические лица, которым необходимо аудиторское заключение в отношении  их доходов для получения банковского  кредита и т.д. Отчетность таких  субъектов либо вообще не предусмотрена, либо предусмотрена подзаконными актами и не аналогична по составу отчетности, предусмотренной Федеральным законом  «О бухгалтерском учете». Под запретом оказался и налоговый аудит, поскольку  налоговые декларации хотя и предусмотрены  федеральными законами, но далеко не аналогичны по составу отчетности, предусмотренной  законом «О бухгалтерском учете».

Статьи 3 и 4 ФЗ «Об аудиторской  деятельности» дают определения  понятиям «аудиторская организация» и  «аудитор». В соответствии с положениями  этих статей – аудиторская организация  представляет из себя коммерческую организацию, которая входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, в обязательном порядке внесенная в реестр аудиторов  и аудиторских организаций. Причем если в трехмесячный срок после регистрации  в Едином государственном реестре  юридических лиц, коммерческая организация  не будет внесена в реестр аудиторов, ей запрещается использовать в своем  наименование производные от слова  «аудит».

С точки зрения предъявляемых  требований аудиторы и аудиторские  организации разделены на три категории:

  1. осуществляющие аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам организаторами торговли, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, консолидированной отчетности;
  2. осуществляющие аудит организаций, собственником которых на 25% и более является государство;
  3. осуществляющие аудит прочих экономических субъектов.

Информация о работе Становление аудиторской деятельности в РФ