Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить стандарты аудиторской деятельности.
В связи с этим в работе рассматриваются такие задачи, как:
• обозначить роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита;
• рассмотреть классификацию стандартов аудиторской деятельности;
• охарактеризовать российские и международные стандарты аудиторской деятельности;
• рассмотреть значение, порядок и тенденции в разработки стандартов.
Введение.........................................................................................................3
1. Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита........................................................................................................................5
2. Классификация стандартов аудиторской деятельности......................6
3. Международные стандарты аудиторской деятельности.....................7
4. Российские стандарты аудиторской деятельности..............................9
5. Значение и порядок разработки внутрифирменных стандартов аудита......................................................................................................................12
6. Тенденции в разработке стандартов аудита.......................................14
Заключение..................................................................................................17
Список литературы.....................................................................................19
Приложения.................................................................................................20
В зависимости от особенностей национальной правовой системы МСА действуют либо непосредственно, являясь обязательными без какой-либо их конкретизации (в 34 странах), либо практически без изменений (в 35 странах). В остальных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп7:
К сожалению, в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования; формально данные стандарты не только не имеют какой-либо юридической силы, но даже и не обозначены в законодательстве.
Согласно ст. 9 Федерального закона №307, стандарты аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются:
Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ8.
Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Аудиторские организации в соответствии
с требованиями законодательных
и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и федеральных
стандартов аудиторской деятельности
вправе самостоятельно выбирать приемы
и методы своей работы, за исключением
планирования и документирования аудита,
составления рабочей
Стандарты аудиторской деятельности - это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
Таким образом, стандарты - это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.
Новые стандарты носят теперь не рекомендательный, как это было ранее, а обязательный характер.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 809 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы до утверждения федеральных правил аудиторской деятельности должны руководствоваться в своей деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Комиссией по аудиторской деятельности было утверждено 37 аудиторских стандартов (правил), из них осталось 34 и также 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности. Их перечень приведен в таблице 2 и 3.
Таблица 2.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности10.
№ правила (стандарта) |
Правило (стандарт) аудиторской деятельности |
Документ, утвердивший правило (стандарт) |
Федеральные стандарты аудиторской деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" | ||
ФСАД 1/2010 |
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности |
Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н |
ФСАД 2/2010 |
Модифицированное мнение в аудиторском заключении |
Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н |
ФСАД 3/2010 |
Дополнительная информация в аудиторском заключении |
Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н |
ФСАД 4/2010 |
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля |
Приказ Минфина России от 24.02.2010 N 16н |
ФСАД 5/2010 |
Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита |
Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н |
ФСАД 6/2010 |
Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита |
Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н |
ФСАД 7/2011 |
Аудиторские доказательства |
Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н |
ФСАД 8/2011 |
Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам |
Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н |
ФСАД 9/2011 |
Особенности аудита отдельной части отчетности |
Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (т.е. до 1 января 2009 года) | ||
1 |
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
2 |
Документирование аудита |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
3 |
Планирование аудита |
Постановление |
4 |
Существенность в аудите |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
5 |
Утратило силу |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
6 |
Утратило силу |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
7 |
Контроль качества выполнения заданий по аудиту |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
8 |
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
9 |
Связанные стороны |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
10 |
События после отчетной даты |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
11 |
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
12 |
Согласование условий проведения аудита |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
13 |
Утратило силу |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
14 |
Утратило силу |
Постановление |
15 |
Утратило силу |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
16 |
Аудиторская выборка |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
17 |
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
18 |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
19 |
Особенности первой проверки аудируемого лица |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
20 |
Аналитические процедуры |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
21 |
Особенности аудита оценочных значений |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
22 |
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
23 |
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
24 |
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
25 |
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
Постановление |
26 |
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
27 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
28 |
Использование результатов работы другого аудитора |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
29 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
30 |
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
31 |
Компиляция финансовой информации |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
32 |
Использование аудитором результатов работы эксперта |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
33 |
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
34 |
Контроль качества услуг в аудиторских организациях |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 |
Таблица 3.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности,
одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ
Правило (стандарт) аудиторской деятельности |
Документ, которым одобрено правило (стандарт) |
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям |
Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 (протокол N 6) |
Проверка прогнозной финансовой информации |
Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999 (протокол N 5) |
Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций |
Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 (протокол N 6) |
Система правил (стандартов) аудиторской
деятельности состоит из четырех
взаимозависимых
Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:
Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:
письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
первичный аудит начальных и
сравнительных показателей
Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:
Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:
В законе об аудиторской деятельности12 в Российской Федерации отмечается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание — закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.
Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и обычно включают в себя следующие элементы13.
Вступление в силу с начала 2009 г. большинства статей нового Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ), заменившего (кроме сохраняющих действие статей) действовавший ранее одноименный Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ (далее - Закон № 119-ФЗ), положило начало новому этапу не только организации рынка аудиторских услуг, но и стандартизации профессиональной деятельности аудиторов.
Аудиторская деятельность, в современном понимании этого термина, является сравнительно молодым видом деятельности в нашей стране - ее официальная история насчитывает чуть больше 20 лет. Поэтому не удивительно, что в отличие от бухгалтерского учета (имеющего в России давние традиции, развитые крупными научными школами, и существенно отличного от теории и практики учета других национальных школ и Международных стандартов финансовой отчетности) стандартизация аудиторской деятельности с самого ее зарождения ориентировалась на Международные стандарты аудита (МСА), разрабатываемые Международной федерацией бухгалтеров.
Первым этапом в развитии стандартизации профессиональной деятельности можно считать период 1993-2001 гг., когда на основании Временных правил развития аудиторской деятельности, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). Введенные в этот период ПСАД разрабатывались на основе МСА и практически не имели существенных содержательных отличий от последних.
Пожалуй, наиболее важным отличием отечественных стандартов от МСА, сохраняющимся до настоящего времени, является отличие не содержательное, а чисто формальное — в то время как текст МСА оформлен шрифтом разной жирности (жирным и обычным), текст всех отечественных стандартов напечатан обычным шрифтом. Этот, казалось бы, чисто технический вопрос имеет весьма серьезное значение — собственно требованиями МСА являются положения, приведенные жирным шрифтом. Обычный текст представляет собой разъяснения, комментарии по применению требований. Поскольку весь текст отечественных стандартов приведен одинаковым шрифтом, отличить, что именно является требованием, а что - разъяснением, иногда бывает достаточно затруднительно, тем более что в содержательном отношении большинство их положений не представляет собой требований.
С принятием в 2001 г. Федерального закона № 119-ФЗ обязательность применения стандартов при оказании аудиторских услуг была определена на законодательном уровне. Введенные на основании этого закона в период 2002-2008 гг. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696 (далее - Постановление № 696) с изменениями и дополнениями, введенными последующими постановлениями Правительства РФ, определяют второй этап стандартизации профессиональной деятельности аудиторов в Российской Федерации.