Современные способы калькулирования в производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение современных способов калькулирования себестоимости в производстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить применение АВС-метода и метода «точно в срок» в калькулировании себестоимости продукции
2. Охарактеризовать методы таргет-костинг и кайзен-костинг

Оглавление

Введение 3
1. Применение АВС-метода и метода «точно в срок» в калькулировании себестоимости продукции 5
2. Характеристика методов таргет-костинг и кайзен-костинг 10
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Современные способы калькулирования себестоимости в производстве.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение

3

1. Применение  АВС-метода  и метода «точно в срок»  в калькулировании себестоимости   продукции

5

2.  Характеристика  методов таргет-костинг и кайзен-костинг

10

 Заключение

17

 Список использованной  литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мировой бухгалтерской  практике вопросам внутрихозяйственного учета, в том числе методикам  планирования и учета затрат, калькулирования  себестоимости продукции, придается  большое значение. Метод калькулирования  предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции и издержки на ее единицу. 

Традиционные калькуляционные системы (позаказный, попередельный, нормативный методы, «директ-костинг») продолжают функционировать, но их возможности не могут в полной мере удовлетворить требования управления предприятием в изменившихся условиях.  п годы были разработаны новейшие методы калькулирования себестоимости в производстве, которые дополняют возможности традиционных методов, а также обеспечивают преимущества и ключевые факторы успеха в конкурентной среде.

Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия  является получение максимальной прибыли, что не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.

Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обуславливается  тем, что в настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Это требует систематического контроля издержек производства. Для контроля издержек нужна информация о затратах по местам их использования, по видам продукции, по предприятию в целом.

Целью курсовой работы является рассмотрение современных способов калькулирования себестоимости в производстве.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

1.  Изучить применение  АВС-метода и метода «точно в срок» в калькулировании себестоимости  продукции

2.  Охарактеризовать методы таргет-костинг и кайзен-костинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Применение АВС-метода и метода «точно в срок» в калькулировании себестоимости продукции

В отечественной и  мировой бухгалтерской практике вопросам управленческого учета, в том числе методам планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение.

Метод калькулирования  предполагает систему управленческого (производственного) учета, при котором  определяется себестоимость продукции (работ, услуг), а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции.

В настоящее время  классификация методов учета  производственных затрат и калькулирования  себестоимости продукции все еще является предметом дискуссий, поэтому считаем возможным предложить следующую классификацию:

1. Традиционные (позаказный, попроцессный, попередельный) методы.

2. Новые (нетрадиционные) методы (АВС-метод или учет по  бизнеспроцессам, учет по системе  «точно в срок», учет по последней операции).

Традиционные системы  калькулирования себестоимости  были созданы в период, когда большинство предприятий производили ограниченный ассортимент продукции и основными затратами были затраты на основные материалы и заработную плату основных производственных рабочих. Расходы на обслуживание производства и управления, являющиеся в большинстве своем косвенными, были относительно невелики, поэтому искажения производственных затрат вследствие их распределения пропорционально заработной плате на продукцию были незначительными. Стоимость обработки информации, напротив, была достаточно высокой, поэтому применение более сложных методов распределения накладных расходов было неоправданно [11, c.97].

В условиях рыночной экономики  назрели предпосылки для изменения метода распределения накладных расходов:

- расширился ассортимент  выпускаемой продукции;

- в результате автоматизации  производственных процессов уменьшилась  доля прямых трудовых затрат  в структуре себестоимости продукции  и увеличились косвенные расходы;

- автоматизация учетных  процессов позволила применять  более сложные методы распределения накладных расходов.

Названные обстоятельства и стали предпосылками появления  новых методов учета затрат и  калькулирования себестоимости.

Рассмотрим новые подходы  и проведем их сравнительный анализ.

АВС-метод (АВ-костинг, учет затрат по функциям, бизнес-процессам) – это калькуляционная система, рассматривающая операции в качестве основных объектов учета затрат и калькулирования в целях исчисления себестоимости продукции и определения эффективности бизнес-процессов. Используется метод поэтапного распределения косвенных расходов на себестоимость продукции. Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику.

Таблица 1.

Сравнение АВС-метода и  традиционного позаказного метода калькулирования

 Признаки  сравнения

 АВС-метод

 Позаказный  метод

1.   Производственная  деятельность (бизнес)

Делится на основные  функции, операции, например, оформление заказов на материалы, эксплуатацию основного технологического и вспомогательного

оборудования, контроль качества и т.д.

Представлена  единым комплексом операций

2. Объект учета  затрат

Операции, необходимые  для выполнения заказа

Заказ, продукция

3. Объект калькуляции

Промежуточный –  операции, итоговый - продукция

Заказ, продукция

4. База распределения  накладных расходов

Для каждого  вида   деятельности выбирается собственный носитель затрат, оцениваемый в соответствующих единицах измерения

Основная  заработная плата (трудозатраты)

5. Число ступеней  распределения накладных расходов

 Две

 Одна

6. Контроль  расходов по стадиям их возникновения

 Возможен

 Затруднен

7. Применение

Сложное, но упрощается в результате автоматизации расчетов

 Простое

8. Ориентация  на задачи

  Управления

 Учета


 

Может сложиться впечатление, что использование АВС-метода является решением всех проблем учета затрат. Безусловно, АВС-метод улучшает систему учета затрат предприятия, приводя к более точным данным. Однако существуют и ограничения в его использовании:

1) Известная произвольность  в выборе показателей распределения.  Критики АВС-метода утверждают, что  некоторые общезаводские расходы  могут распределяться на продукцию произвольно, т.к. они рассчитываются только на весь выпуск. Однако защитники АВС-метода возражают, что, несмотря на это, он все равно дает более точную информацию, и это дает ему преимущество. [12, c.3]

2) Использование АВС-метода  требует больших затрат на  исследование операций, ведение документации и т.д., поэтому в некоторых случаях эти расходы могут превышать ожидаемые выгоды. Следовательно, предприятие, которое хочет использовать АВС-метод, должно соответствовать определенным характеристикам для получения выгоды от его использования.

Другим нетрадиционным подходом к учету затрат и калькулирования является метод «точно в срок». Производственная система «точно в срок» основана на концепции управления «точно в срок», направленной на устранение бесполезных затрат и непрерывное совершенствование производственного процесса.

Система управления «точно в срок» характеризуется тремя ключевыми аспектами:

1. Организацией бизнес-процессов, способствующей приближению совокупных затрат к величине затрат на обработку.

2. Сплошным контролем  качества.

3. Организацией материального  потока, исходя из ориентации на спрос покупателя.

Примером эффективного использования подхода «точно в  срок» является Япония.

Метод зародился в  Японии в 40-х годах ХХ. Его появление  связывают с концерном Toyota и именем его вице-президента Тайоти Оно. В условиях природных и экономических ограничений после Второй мировой войны японские производители искали пути наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, работая над соотношением затрат и качества. [16, c.6]

Калькулирование «точно в срок» представляет собой модификацию попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Таблица 2.

Сравнение метода «точно в срок» и традиционного попередельного метода учета затрат и калькулирования

Признаки  сравнения

Метод «точно в срок»

Попередельный метод

1.   Страхование запаса

Отсутствует

Присутствует

2. Размер запаса, закупок

материальных  ресурсов

Показывает  текущую потребность

Определяется  по формуле

экономического (оптимального) размера заказа

3.  Сбыт

Имеет приоритетное значение

Не имеет  приоритетного

значения

4. Наличие  запаса незавершенного производства

Нет

Есть

5. Качество  продукции

Отсутствие  брака

Допускается небольшой

брак

6. Варианты  сводного учета

Не использует полуфабрикатный метод учета

Учет движения полуфабрикатов на специальных счетах

7. Расходы на хранение и

внутризаводскую транспортировку

Минимизируются

Имеют существенное значение

8. Затраты  на оплату

труда основных производственных рабочих

Включаются  в состав обще-

производственных  расходов

Прямо относятся  на счета

затрат

9. Бухгалтерские записи

по учету  затрат на производство и расходов на продажу

Д 90 К10 – израсходованы

материалы на  производство

продукции;

Д 25 К 70, 69… -  начислена

зарплата  и  страховые взносы от зарплаты

основных  производственных

рабочих;

Д 90 К 25 – списаны обще-

производственные расходы  на себестоимость продукции.

Д 20 К 10 – израсходованы  материалы на основное

производство;

Д 20 К 70, 69 – начислена

зарплата и страховые  взносы от зарплаты основных производст-

венных рабочих;

Д 25 К 10, 70, 69 . . . -

отражены общепроизводственные расходы;

Д 20 К 25 – включены  общепроизводственные расходы в  себестоимость

продукции;

Д 43 К 20 – выпущена из

производства  готовая продукция;

Д 90 К 43 – списана  себестоимость проданной

продукции.


 

Достоинствами системы  «точно в срок» являются:

- уменьшение уровня  запасов и минимизация вложений  в сырье и материалы.

Идеальный вариант –  нулевые запасы;

- сокращение количества  поставщиков с уменьшением времени и затрат на переговоры;

- использование долгосрочных  контрактов с покупателями и снижение затрат на заключение договоров;

- повышение качества  продукции;

- сокращение затрат  на внутреннее перемещение материалов и готовой продукции;

- уменьшение затрат  на хранение;

Стратегия «точно в срок» дает и  другие выгоды, в том числе неэкономического характера.

Использование подхода «точно в  срок» за счет снижения затрат и повышения качества приводит к повышению эффективности бизнес-процесса и к повышению конкурентоспособности организации в долгосрочном периоде. Однако при его использовании возможны следующие трудности: сложно избежать ошибок в ассортименте и срывов поставок, а каждый такой сбой приведет в условиях производства «точно в срок» к остановке производственного процесса с неизбежными последствиями.

Для эффективного внедрения стратегии «точно в срок» необходимо изменение способа мышления целого коллектива, занимающего вопросами производства и сбыта.

Традиционный стереотип мышления типа «чем больше, тем лучше» должен быть заменен схемой «чем меньше, тем лучше», если речь идет об уровне запасов, использование производственных мощностей, продолжительности производственного цикла или о величине партии продукции.

2. Характеристика методов таргет-костинг и кайзен-костинг

Родиной концепции «таргет-костинг» (в переводе с японского - усовершенствование маленькими шагами) считают Японию, в которой она появилась в 60-х гг. На сегодняшний день она распространена по всему миру, в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и в сфере обслуживания [11, c.154].    

В основе концепции «таргет-костинг» заложены планирование и снижение затрат на производство новой продукции. Основной формулой таргет-костинга является определение себестоимости продукции, которая исчисляется как разность между ценой и прибылью. Зарубежные ученые-экономисты восхваляют таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета.    

При этом России эта концепция  до сих пор не получила широкого распространения, потому что, на наш  взгляд, она:

Информация о работе Современные способы калькулирования в производстве