- Противоречит постулатам отечественного бухгалтерского учета.
- Ставит под вопрос особенности формирования себестоимости в разных отраслях.
- Не учитывает в должной мере технологию производства в каждой конкретной сфере.
- Отсутствует объективность в условиях инфляции и/или экономического кризиса.
В условиях модернизации
экономики таргет-костинг может
получить широкое распространение, поскольку его внедрение на практике
заставит организации постоянного совершенствовать
технологию производства, т.е. внедрять
инновации на практике. Сама схема производства
товаров и/или услуг тоже кардинально
измениться, так, она будет включать в
себя следующие этапы:
- Разработка конкретного продукта и/или услуги.
- Проведение маркетинговых исследований.
- Планирование и маркетинговый анализ.
- Предположение о цене и количестве проданных товаров и/или услуг.
- Обоснование цены и прибыли организации.
- При падении цены на рынке проводить совершенствование технологии производства.
Несомненным плюсом внедрения
таргет-костинг в бухгалтерском
учете станет тот факт, что он
будет способствовать развитию управленческого
таланта у менеджеров и определение
реальной стоимости всех активов организации.
При этом необходимо заметить,
что кроме сферы производства
инновационных продуктов таргет-костинг
все чаще находит свое применение
на предприятиях сферы обслуживания,
а также в неприбыльных организациях
(например, в медицинских клиниках). Сравнение процессов планирования
и управления затратами на предприятиях,
работающих только со «старыми» инструментами
контроллинга, и в современных японских
фирмах свидетельствует, что предприятия,
получающие информацию от традиционных
систем учета затрат, тратят больше времени
и денежных средств на процесс создания
продукции. Это объясняется тем, что механизмы
обратной связи традиционных систем позволяют
выяснить предполагаемые затраты производства
лишь в конце процесса разработки продукции.
Если затраты на производство и реализацию
выходят выше рыночной цены, то исследования
просто приходится начинать сначала [13,
c.7].
Принципами системы
таргет-костинг являются следующие [13, c.8]:
- Первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
- Калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
- Учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
- Использование концепции жизненного цикла продукта.
Процесс
управления затратами с помощью
таргет-костинга представлен на рис. 1.
Рассматривая современный
бухгалтерский учет, необходимо особое
внимание уделить кайзен-костингу.
Слово «кайзен» в переводе с японского
означает «улучшение, усовершенствование
маленькими шагами». Понятие кайзен очень
широко — оно обозначает усовершенствование
как в личной, семейной и общественной
жизни человека, так и в его трудовой деятельности.
Когда слово «кайзен» употребляют в отношении
деятельности человека на его рабочем
месте, имеют в виду процесс постоянного
улучшения, в который вовлекаются все
сотрудники компании — от старшего менеджера
до простого рабочего. Целью кайзен является
усовершенствование деятельности компании
или её отдельных подразделений с помощью
внутренних резервов, без привлечения
крупных инвестиций извне. Понятие же
«кайзен-костинг» носит более определённое
значение. Оно означает обеспечение необходимого
уровня себестоимости продукта и поиск
возможностей снижения затрат до некоторого
целевого уровня [12, c.4].
Рис.1 - Процесс таргет-костинга
[12, c.4]
Кайзен-костинг отличается
от таргет-костинга тем, что он:
- Представляет собой инструмент снижения затрат.
- Позволяет достичь целевую себестоимость.
- Обеспечивает рентабельность производства.
- Помогает предотвратить производство нерентабельной продукции.
Система кайзен-костинг
широко распространена в Японии. Ярким
примером является компания Toyota. Кайзен-костинг позволяет организованно
и целенаправленно осуществлять политику
снижения себестоимости, рационально
инвестировать денежные средства в новые
продукты, координировать действия множества
людей, вовлечённых в производственный
процесс, и совместными усилиями добиваться
достижения поставленных целей (рис. 2)
[11, c.63].
Рис. 2. - Система управления затратами в компании Toyota
[11, c.68]
Влияние систем таргет- и
кайзен-костинг на кривые затрат и
цен представлено на рис. 3.
Рис. 3. - Влияние систем таргет- и кайзен-костинг
на кривые затрат и цен [13, c.6]
Механизм снижения себестоимости
в соответствии с кайзен-задачей
представлен на рис. 4.
Рис. 4. - Механизм снижения себестоимости в
соответствии с кайзен-задачей
Таким образом, таргет-костинг и кайзен-костинг как
инновационные концепции отечественного
бухгалтерского учета:
- Помогают сокращать затраты на производство новых видов продукции и/или услуг.
- Управление затратами начинается на стадии разработки продукции и/или создания услуги, а не в момент производства (что наблюдается сегодня).
- Способствуют внедрению новейших технологий в процесс производства.
- Включают в себя анализ затрат на всех стадиях производства продукции и/или оказания услуг.
- Приводят к существенному снижению затрат.
- Оказывают влияние на непрерывное улучшение продукции и/или услуг.
- Организации своевременно получают желаемую прибыль.
- Представляют собой систему управления затратами.
- Позволяют сравнивать целевые затраты с достигнутыми.
- Требуют зачастую сотрудничества всех подразделений организаций.
Объединяя все вышесказанное,
можно сделать вывод, что таргет-костинг
и кайзен-костинг позволяют управлять
переменными затратами организации
и являются одним из способов модернизации
российской экономики.
Заключение
С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность
предприятий, в том числе и в вопросах
установления цены на продукцию с учетом
складывающихся на рынке спроса и предложения,
изменяются и задачи, стоящие перед учетом.
В этих условиях перед калькулированием
стоит задача не просто обеспечить исчисление
фактической себестоимости, а рассчитать
такую себестоимость, которая в сегодняшних
условиях могла бы обеспечить предприятию
определенную прибыль. Исходя из рассчитанного
уровня себестоимости, нужно организовать
производство таким образом, чтобы обеспечить
этот приемлемый уровень себестоимости,
а также возможность ее постоянного снижения.
Поэтому в настоящее время центр тяжести
в калькуляционной работе постепенно
должен переносится с трудоемких расчетов
по распределению косвенных расходов
и определению точной фактической себестоимости
на прогнозные расчеты себестоимости,
составление обоснованных нормативных
калькуляций, контроль организации за
их соблюдением в процессе производства.
По мере усиления этих тенденций увеличивается
потребность товаропроизводителей в информации
о затратах на изготовление изделий и
их реализацию, не искаженных в результате
распределения косвенных расходов и относительно
неизменных на единицу выпускаемой продукции
при любом объеме производства. Такую
информацию дают современные методы калькулирования
себестоимости в производстве.
Однако идеальных систем
и методов, приемлемых на все случаи
жизни не существует. У каждого
метода и каждой системы - свои достоинства
и недостатки. Главная задача - понять особенности систем и методов с тем,
что бы уменьшая последствия негативных
сторон, максимально эффективно использовать
положительные, реализовывать заложенные
в них преимущества. В разных ситуациях
при принятии решений необходима различная
информация о себестоимости.
Список использованной литературы
- Гражданский Кодекс РФ. Часть 1,2. М.: Инфра-М, 1996. 451 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I, II (с изменениями и дополнениями). М.: Проспект, 2003. 871 с.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - №50.- Ст.7344.
- Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. (ред. от 24.12.2012) 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»// «Российская газета», № 26, 09.02.2011
- Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. (ред. от 18.12.2012) №106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации « (ПБУ 1/2008), «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 03.11.2008..
- Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н (ред. от 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 35, 30.08.2010.
- Приказ Минфина России от 09.06.2001 №44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 31, 30.07.2001.
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 // «Российская газета», № 116, 22.06.1999 (начало - п. 16 Положения), № 117, 23.06.1999 (п. 16 Положения - конец),
- Бехтерева Е.В. «Себестоимость: рациональный и эффективный учет расходов», М.: Издательство «Омега-Л», 2011 г.
- Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленчесский учет: Учебник для вузов. М.: МООИ Финстатинформ, 2009. 435 с.
- Гришина О.В. Управленческий учет: затраты по обычным видам деятельности. // Аудиторские ведомости. 2011. - 8, август. С. 3-4.
- Зинченко А.А. Методы учета затрат. // Главбух, Отраслевое приложение Учет в производстве. 2011. - 4, IV квартал. С. 6-8.
- Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет. - 2011. - 7. С.8-10.
- Кузьмина М.С. «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы».- М.:КНОРУС, 2013 г..
- Макарова В.И. Распределение прямых расходов для исчисления облагаемой прибыли. // Главбух. 2012. - 13, июль. С. 6-7.