Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 11:20, дипломная работа
При написании работы были использованы статьи авторов, связанные с совершенствованием ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях, практический материал анализируемого предприятия. Кроме этого были использованы нормативные акты РБ и инструкции по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Достоинства проделанной работы: возможность практического применения предложений по совершенствованию разработки налогового аспекта учетной политики, синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам в структурном подразделении «Лынтупский спиртзавод».
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: предложенные разработки повысят качество обрабатываемой информации, увеличат контрольные функции бухгалтерского учета, усилят роль налогового учета и в целом снизят затраты труда работников бухгалтерии.
С.
Введение
1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам
2. Состояние и пути совершенствования учета расчетов по налогам и сборам структурного подразделения «Лынтупский спиртзавод» РУП «Витебский ликероводочный завод «Придвинье» Поставского района Витебской области
Заключение
Список использованных источников
Как отмечает Н. В. Костюченко, Е. Н. Клипперт налоговый учет на предприятии должен вестись исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.
В структурномже подразделении «Лынтупский спиртзавод» для бухгалтерского учета налогов и отчислений используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", где обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.
Порядок исчисления и уплаты налоговна данном предприятии регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами.
Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к уплате в бюджеты.
По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные с кредита счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам".
Приведем в таблице 2.1 корреспонденцию счетов по учету платежей в республиканские и местные бюджеты за 2011 год.
Таблица 2.1 Корреспонденция счетов по учету платежей в республиканские и местные бюджеты
за май месяц 2011 года.
Наименование налога, сбора, отчислений |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов | ||
Дебет |
Кредит | |||
Налоги, отчисления и сборы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) | ||||
Земельный налог |
5077870 |
26 |
68 | |
Отчисления в инновационный фонд |
2215427 |
26 |
68 | |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов |
6913980 |
26 |
68 | |
Налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
48680320 |
26 |
68 | |
Налог за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду |
14415772 |
26 |
68 | |
Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг | ||||
НДС |
358640855 2173842 |
90-3 91-3 |
68 68 | |
Акцизы |
288146880 |
90-4 |
68 | |
Налоги, уплачиваемые из прибыли | ||||
Налог на прибыль |
224712286 |
99 |
68 | |
Налог на недвижимость |
2539958 |
99 |
68 | |
Налоги, уплачиваемые от доходов физических лиц и прочим налогам и сборам. | ||||
Налог за здания и сооружения |
100699819 |
91 |
68-5 |
Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей.
Для того, чтобы система налогового учета предприятия являлась эффективным инструментом налогового планирования и была призвана решать задачи оптимизации абсолютной и относительной налоговой нагрузки для ведения налогового учета необходимо использовать только самостоятельные налоговые регистры.
Для этого необходимо разработать простые, но вместе е тем понятные и эффективные формы налоговых регистров. Законодательно установленные требования к регистрам налогового учета в Республике Беларусь подробно описаны в Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль. Характерно, что сами регистры в Инструкции № 110 не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретней же разработка регистров должна производиться предприятиями самостоятельно.
С нашей точки зрения, это неверно, так как нетрудно представить, до каких размеров увеличится система регистров налогового учета предприятия. Это приведет к тому, что осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов станет просто невозможно.
Поэтому, как предлагает В. Титов, нужно внести соответствующие изменения в Инструкцию о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, а именно:
1. При наличии бухгалтерских регистров с данными, соответствующими налоговым регистрам, ведение последних не требуется.
2. При необходимости в
учетной политике следует
Основным же источником информации для ведения регистров налогового учета являются записи в соответственных регистрах бухгалтерского учета илипервичных учетных документах.
Систематизацию и накопление учетной информации по первичным документам бухгалтерского учета можно наглядно проследить на схеме 2.1.
Схема 2.1- Регистрация фактов хозяйственной деятельности предприятия по ведению налогового учета.
Обязательность реформирования же налоговой системы предприятия объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущих административной экономике данной организации.
Ее налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов должно постепенно сокращаться, а процедура их взимания существенно упрощаться.
Такое изменение в налоговой системе поддерживает анализируемое предприятие, стимулирует его инвестиции, делает их высокоэффективными для экономики организации.
Давая в целом положительную оценку складывающейся принципиально существующей налоговой системе предприятия, следует сказать о трудностях, с которыми оно столкнулось:
- во-первых, на предприятии
требуется строгий учет и
- во-вторых, в данной организации нет четко разработанной налоговой политики;
-в-третьих, важным недостатком
системы является высокий
- в-четвертых, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов –республиканских, местных, целевых, внебюджетных – осложняет налогообложение и т.д.
В частности, на предприятии необходимо применение автоматизированных форм налогового учета. В целом практика применения автоматизации бухгалтерского учета в организации убедительно доказывает его эффективность в условиях обработки учетной информации в больших объемах. Внедрение автоматизированной формы учета позволяет исключить ручной труд, ликвидировать разрывы во времени между осуществлением хозяйственных операций, получением первичной информации, ее обработки и выдачи результативной информации.
Поэтому, как утверждают Е.В. Кругленя и Е.Л. Путникова, устранение выявленных недостатков и реализация данных предложений будут способствовать совершению учета расчетов организации с налоговыми органами.
По мнению же С. А. Хоритонова для совершенствования и оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам и сборам необходимо периодически проводить автоматизацию производимых на предприятии операций. Он считает, что «1С: Бухгалтерия» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета, т. к. она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности. В системе «1С: Бухгалтерия» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов. Если у предприятия нет средств на покупку какой-то специальной программы, то он предлагает скачать на сайте www.gb.by несколько новых Excel-программ, способных наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его ведения.
Общая тяжесть налогообложения, исчисляемая как отношение налогов и обязательных платежей к сумме выручки от реализации продукции, работ и услуг, за последние годы в анализируемом предприятии снизилась. Одним из основных недостатков существующей налоговой системы является высокий уровень изъятия средств в бюджеты и внебюджетные фонды. Следовательно, для устранения этого недостатка, как считает Н.П. Касторнов, а также и в целях повышения конкурентоспособности производственной деятельности предприятия целесообразно отменить НДС на всех стадиях производства, а также необходимо постепенно переносить центр тяжести налоговых поступлений в бюджеты всех уровней с преимущественного обложения труда и капитала на налоги за пользование природными ресурсами.
По мнению Г.В. Язковой, Н.С. Игнатовича, М.В. Лахновой, Н.И. Васильева стабильность налоговой системы является одной из важнейших предпосылок структурных преобразований в экономике, а также повышение производственной инвестиционной активности субъектов хозяйствования и создания в обществе климата доверия к политике правительства в области реформирования экономических отношений.
Мы присоединяемся и к мнению И. М. Кинцака о том, что при составлении учетной политики данному предприятию для целей налогообложения необходимо использовать ее не как отдельный документ, а как составную часть всей учетной политики организации, которая утверждается одним приказом руководителя. Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, нет необходимости отражать в налоговом аспекте те моменты, которые уже отражены в положении по учетной политике и применимы для целей налогового учета (Приложение 4).
Представим в таблице 2.2 на основании раздела 17.2 «Порядок расчетов по налогам и сборам» учетную политику структурного подразделения «Лынтупский спиртзавод» в усовершенствованном виде.
Таблица 2.2 Усовершенствованный порядок расчетов по налогам и сборам учетной политики структурного подразделения «Лынтупский спиртзавод»
Наименование видов налогов, сборов |
Облагаемая база |
Ставка налогов, сборов, % |
Срок подачи налоговой декларации по налогам, сборам |
Срок уплаты налогов, сборов | ||
Налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг | ||||||
Налог на землю |
кадастровая стоимость земельного участка |
дифф. ставки, баллы |
не позднее 20.02. текущего года |
в размере 1/4годовой суммы не позднее 15.04, 15.07, 15.09, 15.11 | ||
Отчисления в инновационный фонд |
себестоимость продукции |
0.5 |
не позднее 20-го числа отчетного месяца |
не позднее 22-го числа отчетного месяца | ||
Экологический налог: |
||||||
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
фактический объем выбросов |
по дифф. ставкам |
не позднее 20-го числа месяца истекшего квартала |
не позднее 22-го числа месяца отчетного квартала | ||
сброс сточных вод |
фактический объем сбросов в окружающую среду |
по дифф. ставкам |
не позднее 20-го числа месяцаистекшего квартала |
не позднее 22-го числа месяцаотчетного квартала в размере ¼ суммы налога с доплатой за тек.год (не позднее 22.01) | ||
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов |
фактический объем добываемых (изымаемых) ресурсов |
по дифф. ставкам |
не позднее 20-го числа месяцаистекшего квартала |
не позднее 22-го числа месяца отчетного квартала | ||
Налоги, уплачиваемые из выручки | ||||||
НДС |
выручка от реализации за вычетом материальных затрат |
20; 10 |
не позднее 20-го числа отчетного месяца |
не позднее 22-го числа отчетного месяца | ||
Акцизы |
выручка от реализации |
по дифф. ставкам |
не позднее 20-го числа отчетного месяца |
не позднее 22-го числа отчетного месяца | ||
Налоги, уплачиваемые из прибыли | ||||||
Налог на прибыль |
валовая прибыль |
24 |
не позднее 20.03 отчетного года |
не позднее 22.03, 22.06, 22.09, 22.12 текущего года | ||
Налог на недвижимость |
стоимость основных средств |
1 |
не позднее 20.01отчетного года |
не позднее 22.04, 22.07, 22.10, 22.01 1-го месяца каждого квартала в размере ¼ годовой суммы налога | ||
Налоги, уплачиваемые из доходов физических лиц | ||||||
Подоходный налог |
заработная плата |
12 |
не позднее 20-го числа отчетного месяца |
не позднее 22-го числа отчетного месяца | ||
Налог за здания и сооружения |
выручка от аренды |
50 (доход) |
не позднее 20-го числа отчетного месяца |
не позднее 22-го числа отчетного месяца |
Налогообложение структурного подразделения «Лынтупский спиртзавод» должно совершенствоваться в направлении большего соблюдения требований эффективности и справедливости в экономической политике. Повышение экономической эффективности налогообложения необходимо связывать с уменьшением использования искажающих налогов – НДС, подоходного налога и с более широким применением неискажающего, экономически нейтрального налога на землю. Совершенствование распределения налоговой нагрузки, по мнению Г.В. Язковой, в том, что налогообложение предприятий должно совершенствоваться в направлении большего соблюдения требований эффективности и справедливости в экономической политике. Повышение экономической эффективности налогообложения предприятий необходимо связывать с уменьшением использования искажающих налогов – НДС, подоходного налога и с более широким применением неискажающего, экономически нейтрального налога на землю. Совершенствование распределения налоговой нагрузки необходимо связывать с выбором принципа получаемых выгод при дифференциации ее уровня.
И.П. Лабурдова и О.В. Левкина считают, и мы поддерживаем их мнения, что в условиях высокой налоговой нагрузки неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям.
На наш взгляд, необходимо добиваться предприятию облегчения налогового бремени за счет сокращения целевых платежей, отчислений в целевые бюджетные фонды, косвенных налогов с целью создания благоприятного налогового климата для инновационным и инвестиционным процессов.
В результате снижения налоговой нагрузки дополнительные денежные средства останутся в распоряжении налогоплательщиков и могут стать дополнительным фактором повышения конкурентоспособности белорусских товаров, источником собственных оборотных средств предприятий и инвестиций, способствовать увеличению финансовых результатов деятельности организаций.
Как отмечает Е. Б. Корейша, одним из наиболее эффективных инструментов налоговой политики, позволяющей субъектам хозяйствования снизить налоговую нагрузку, является упрощенная система налогообложения.
В этой связи Я. Глинская считает, что уплата налога при УСН заменяет не только уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, но и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Ранее же уплата налога при УСН заменяла только уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Одним же из направлений проводимой налоговой реформы структурного подразделения «Лынтупский спиртзавод» является общее снижение налогового бремени.
Информация о работе Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам на предприятии