Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 11:20, дипломная работа
При написании работы были использованы статьи авторов, связанные с совершенствованием ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях, практический материал анализируемого предприятия. Кроме этого были использованы нормативные акты РБ и инструкции по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Достоинства проделанной работы: возможность практического применения предложений по совершенствованию разработки налогового аспекта учетной политики, синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам в структурном подразделении «Лынтупский спиртзавод».
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: предложенные разработки повысят качество обрабатываемой информации, увеличат контрольные функции бухгалтерского учета, усилят роль налогового учета и в целом снизят затраты труда работников бухгалтерии.
С.
Введение
1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам
2. Состояние и пути совершенствования учета расчетов по налогам и сборам структурного подразделения «Лынтупский спиртзавод» РУП «Витебский ликероводочный завод «Придвинье» Поставского района Витебской области
Заключение
Список использованных источников
Регистры налогового учета ведутся в произвольной форме.
В этой связи В. Титов [42] предлагает внести соответствующие изменения в Инструкцию о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, утвержденной Постановлением МНС РБ от 22.12.2008 г. 110, а именно:
1. При наличии бухгалтерских регистров с данными, соответствующими налоговым регистрам, ведение последних не требуется.
2. При необходимости в
учетной политике следует
По мнению И. М. Кинцак [43], налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При этом ни в Налоговом Кодексе, ни в иных нормативно-правовых актах не содержится требований о том, что организации должны составлять две учетные политики: одну – для целей бухгалтерского учета, другую – для целей налогового учета.
Поэтому при составлении учетной политики для целей налогообложения необходимо понимать, что это не отдельный документ, а составная часть всей учетной политики организации, которая утверждается одним приказом руководителя. Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, нет необходимости отражать в налоговом аспекте те моменты, которые уже отражены в положении по учетной политике и применимы для целей налогового учета.
Следует отметить, что для целей налогового учета применяется единый метод определения выручки («по оплате» либо «по отгрузке»).
Иногда организации включают в налоговый аспект учетной политики правила (методы, способы), которые закреплены в законодательстве как единственно возможные и (или) обязательные для всех организаций.
В налоговом аспекте учетной политики, прежде всего, необходимо отразить те моменты, по которым законодательством плательщику предоставляется право выбора и (или) необходимость соответствующей записи в учетной политике установлена законодательством.
Автор также отмечает, что налоговый учет ведется плательщиками посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета и получения иной информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, ее систематизации и накопления в целях определения размера налоговой базы. Расчетными корректировками признаются увеличение, уменьшение и (или) иное изменение в данных бухгалтерского учета, производимые плательщиками в рамках ведения налогового учета для получения информации об объектах налогообложения и определения их стоимостных, физических или иных характеристик.
На основании изложенного можно сделать вывод, что учетной политикой могут быть предусмотрены формы регистров налогового учета.
Как отмечает Н. В. Костюченко, Е. Н. Клипперт [39], налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Он основывается на данных бухгалтерского учета и на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.
Важность и значимость учета налогов объясняется тем, что это участок бухгалтерского учета, контролируемый государством и за нарушения, допущенные в нем, предусмотрены значительные экономические санкции. Поэтому учет налогов целесообразно выделить в отдельный блок, регламентируемый и бухгалтерским и налоговым законодательством, включающий и современный налоговый учет.
По мнению С. А. Хоритонова [38] для совершенствования и оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам и сборам необходимо периодически проводить автоматизацию данных операций. Проблемы, связанные с постоянными изменениями в законодательстве, серьезно затрудняют разработку специальных программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета — необходимо оперативно реагировать и вносить все изменения. Сочетать высокий уровень автоматизации с корректностью выполнения бухгалтерских операций весьма и весьма непросто.
«1С:Бухгалтерия» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности. В системе «1С: Бухгалтерия» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. Даже если у предприятия нет средств на покупку какой то специальной программы, на сайте www.gb.by можно скачать несколько новых Excel-программ, способных наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его ведения. Электронные таблицы MS Excel в предлагаемой программе позволяют самостоятельно выполнить расчет, создать базу данных или учетный регистр, оформить отчет или декларацию.
Таким образом, учет расчетов по налогам и сборам в настоящее время постоянно совершенствуется при производственной деятельности организаций.
2. Состояние и пути совершенствования учета расчетов
по налогам и сборам в структурном подразделении «Лынтупский спиртзавод» РУП «Витебский ликероводочный завод «Придвинье» Поставского района Витебской области
Налоговая система данного предприятия является важнейшим инструментом по стимулированию развития экономики. Совершенствование налоговой системы в настоящее время позволяет эффективно и надежно решать практически все проблемы, мешающие организации достойно развиваться.
Разрабатывая же налоговую политику, предприятию необходимо четко определиться с выбором ее целевой направленности. На первое место необходимо либо ставить задачу увеличения притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентироваться на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции как основу последующего увеличения налоговых поступлений.
Следует также учитывать предприятию и то, что от уровня централизации финансовых ресурсов в бюджете во многом зависит интенсивность инвестиционных процессов. Чем большую часть доходов предприятие отдает в бюджет в виде налогов, тем меньше его возможности для инвестирования в развитие экономики. Поэтому снижать налоговую нагрузку, чтобы не нанести ущерба бюджету и реализуемым за счет его средств экономическим и социальным программам, можно, только одновременно предпринимая компенсационные меры по увеличению налогооблагаемой базы.
Из всего выше названного, можно сделать вывод, что для уменьшения налоговой нагрузки на экономику необходимо постепенно уменьшать значительное количество взимаемых в бюджет целевых бюджетных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Это приведет к сокращению размера их совокупных отчислений, а также размера целевых отчислений из выручки, что позволит эффективно решать неотложные экономические и социальные задачи, стоящие перед государством.
Главным же среди налогов, уплачиваемых структурным подразделением «Лынтупский спиртзавод», является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятия в повышении эффективности производства, улучшении его материально - технической оснащенности.
По мнению Е. М. Попова и Т. Е. Поповой при исчислении налога на прибыль организации получают право понижать налогооблагаемую прибыль на сумму прибыли, направленную на финансирование капитальных вложений объектов производственного назначения и жилищного фонда.
В анализируемом предприятии при определении прибыли от реализации продукции, работ и услуг собственного производства принимаются расходы, которые приходятся на фактически реализованную продукцию, работы и услуги. Такие расходы рассчитываются на основе данных бухгалтерских счетов с учетом их расчетных корректировок, сделанных по итогам ведения налогового учета. Поскольку расчеты налоговой базы (прибыли, которая облагается налогом) и суммы налога на прибыль в налоговой декларации (Приложение 1) осуществляются снарастающим итогом за налоговый период, регистры налогового учета доходов и расходов ведутся за каждый отчетный месяц с подсчетом соответственных показателей, как за месяц, так и с начала года.
Как отмечает Т. П. Винокурова, не исключается возможность ведения параллельного бухгалтерского и налогового учета субъектами хозяйствования, и, как следствие, учета отложенных налогов, т.е. налог на прибыль отчетного периода должен быть скорректирован на суммы отложенных активов и обязательств, если в отчетном периоде имели место временные разницы.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости недвижимости, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Е. М. Попов отмечает, что при его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая – благодаря тому, что налог на недвижимость обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая – через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества (недвижимости).
В качестве одного из направлений совершенствования налоговой системы Е. М. Попов предлагает введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости. Таким образом создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость трудно скрыть от налогообложения. При этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать эффективное использование, оптимизацию размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.
Таким образом, совершенствование налогообложения недвижимости предполагает, в первую очередь, более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и др.
Важное место в налоговой системе предприятия занимают платежи за природные ресурсы (земельный налог и т.д.). Земельный налог на данном предприятии устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Многие отечественные экономисты, такие как И. А. Казакевич, В. И. Нечаев, Н. П. Косторнов, Е.М. Попов и др. предлагают повысить налог на землю и сделать его одним из основных в налоговой системе, мотивируя это тем, что земля является неэластичным с точки зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и при введении налога общий спрос на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.
Объектом исчисления экологического налога являются объемы добываемых из природной среды ресурсов и объемы выводимых в окружающую среду и атмосферный воздух загрязняющих веществ. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов.
Отчисления же в инновационные фонды исчисляются в СП «Лынтупский спиртзавод» в размере 0,5%. Средства инновационных фондов направляются на создание производств, основанных на новых и высоких технологиях, на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, на освоение новых видов наукоемкой продукции, отраслевых программ энергосбережения и др. Предприятие начисляет отчисления в инновационный фонд ежемесячно и включает их в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении в расчете об отчисленных суммах отчислений в инновационный фонд (Приложение 2).
Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам можно назвать, с точки зрения А. Недоступа, и развитие методики учета налога на добавленную стоимость, то есть косвенного метода вычитания или зачетный метод по счетам. НДС является в настоящее время бюджетообразующим налогом. Существование его оправдано и целесообразно, учитывая, что при всех издержках и искажениях, возникающих при введении НДС, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения потребления.
Однако НДС, уплачиваемый анализируемым предприятием в бюджет по налоговой декларации (Приложение 3), имеет некоторые особенности, которые значительно снижают эффективность данного налога. В частности, они ограничивают потребление в обществе реализованных товаров, снижают покупательную способность населения и потребительский спрос и, следовательно, не стимулируют производство, ведут к удорожанию отечественных товаров, делают их невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, обуславливают ввод протекционистских таможенных пошлин, снижают конкурентоспособность отечественных товаров.
Таким образом, методика исчисления НДС нуждается в совершенствовании, а ставки – в большей обоснованности.
Основными принципами построения акцизов по мнению А. Недоступа являются равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет предприятию планировать свою деятельность и ее результаты. Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.
Информация о работе Совершенствование учета расчетов по налогам и сборам на предприятии