Состав и классификация статей актива баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение актива баланса. Цель определяет задачи, к задачам курсовой работы можно отнести:
1) рассмотреть экономическую сущность и классификацию активов предприятия;
2) изучить структуру актива баланса;
3) рассмотреть порядок составления статей актива баланса на примере конкретного предприятия;
4) провести анализ состояния активов на конкретном предприятии.

Оглавление

Введение
1. Структура и состав актива бухгалтерского баланса
1. Экономическая сущность и классификация активов предприятия
2. Структура актива баланса
2. Анализ структуры актива баланса на примере ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»
2.2. Методика составления статей актива баланса на ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»
2.3. Анализ состояния активов на ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»
Заключение

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
 

    Содержание:  

Введение 

1. Структура  и состав актива бухгалтерского  баланса

    1. Экономическая сущность и классификация активов предприятия
    2. Структура актива баланса

2. Анализ структуры актива баланса на примере ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»

2.2. Методика составления статей актива баланса на ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»

2.3. Анализ состояния активов на ОАО «Торговый дом «Дорожное снабжение»

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественных и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Об этом упоминается в ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", абз. 2 п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

       Основной  формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Он состоит их 2-х частей:

      1) актив  показывает, каким имуществом располагает предприятие;

      2) пассив показывает, за счет каких источников образовалось данное имущество.

       Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату и является важнейшим источником информации об его изменении. Он знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением имуществом, чем владеет предприятие, как и за счет чего было сформировано это имущество. По балансу можно определить взятые предприятием на себя обязательства перед акционерами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими контрагентами, а также оценить эффективность деятельности организации.

       Чтобы получить полную и достоверную информацию о предприятии, лучше всего ознакомиться со всей финансово-хозяйственной документацией предприятия, в том числе первичной. Но такое знакомство сходно с полной и глубокой аудиторской проверкой, что для подавляющего большинства пользователей бухгалтерской отчетности представляется нереальным в виду отсутствия необходимых знаний, практической базы, времени, средств, да и просто необходимости в этом. Значительно проще и рациональней ознакомиться с обобщенными данными о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату, что, по сути, и позволяет бухгалтерская отчетность в целом и бухгалтерский баланс в частности. Актив баланса, то есть имущество предприятия является важнейшим звеном при получении полной и достоверной информации об организации, поэтому данная тема курсовой работы является актуальна.

       Объект  курсовой работы - актив баланса. Целью курсовой работы является всестороннее изучение актива баланса. Цель определяет задачи, к задачам курсовой работы можно отнести:

           1) рассмотреть экономическую сущность и классификацию активов предприятия;

           2) изучить структуру актива баланса;

           3) рассмотреть порядок составления статей актива баланса на примере конкретного предприятия;

             4) провести анализ состояния активов на конкретном предприятии.

       Для достижения поставленных целей и  задач воспользуемся законодательной  базой по бухгалтерскому учету, трудами ученых-экономистов по исследуемой теме и данными конкретного предприятия. 
 

 

1. Бухгалтерский баланс и структура его актива

     1.1 Понятие бухгалтерского баланса, требования к его информации.

       Баланс  происходит от латинского слова –  что означает «равновесие или  уравновешивание». Бухгалтерский баланс является одним из основных элементов  метода бухгалтерского учета и одной из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Он представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную таблицу, и характеризующих в денежном выражении состав имущества предприятия и его источников на отчетную дату. Баланс состоит из двух частей: левая – актив (от латинского слова «деятельный»), правая – пассив (от латинского слова «бездеятельный»).

       В активе баланса отражаются хозяйственные  средства (имущество) и хозяйственные  процессы. В пассиве  - источники формирования имущества (хозяйственных средств).

       Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса  является равенство итогов актива и  пассива, поскольку и в активе и в пассиве отображается одно и то же – хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон: в активе показывается  состав средств, а в пассиве за счет каких источников они сформированы.

       Каждый  элемент актива и пассива (вид  средств или источников) называют статьей баланса. Статья баланса – показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования. Объединение балансовых статей в группы и разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Статьи баланса сгруппированы в пять разделов.

       Статьи  актива баланса объединены в 2 раздела:

       1. Внеоборотные активы

       2. Оборотные активы.

       Статьи  пассива сгруппированы в 3 раздела:

       3. Капитал и резервы

       4. Долгосрочные обязательства

       5. Краткосрочные обязательства.

       Итоги по активу и пассиву баланса называют валютой бухгалтерского баланса.

     К основным требованиями, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность, в том числе и бухгалтерский баланс относятся:

  1. Достоверность (реальность). Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. А достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
  2. Денежное выражение. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. При составлении бухгалтерского баланса должны использоваться денежные измерители, бухгалтерский баланс составляется, как правило, в тысячах рублях, однако при наличии у организации существенных оборотов можно составлять баланс в миллионах рублях.
  3. Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
  4. Существенность. В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
  5. Последовательность. Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.
  6. Полнота. Бухгалтерская отчетность должна давать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
  7. Развернутое сальдо. При составлении бухгалтерского баланса зачет между статьями активов и пассивов не допускается. Остатки по счетам бухгалтерского учета в балансе приводятся в развернутом виде, то есть не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. (Практическое пособие по промежуточной бухгалтерской отчетности - 2010 Консультант Плюс)

       Основные  правила составления и представления бухгалтерской отчетности установлены Законом N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н.

       В настоящее время рекомендуемая форма бухгалтерского баланса содержится в приказе «О формах бухгалтерской отчетности организаций», утвержденном Минфином России 22.07.2003 N 67н. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».

       Однако, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год вступает в силу новый приказ «О формах бухгалтерской отчетности организаций», утвержденный Минфином России 02.07.2003 N 66н. В данном документе приведена новая форма бухгалтерского баланса, которая содержит меньшее количество статей, чем в предыдущем. Основные изменения, касающиеся в том числе и структуры баланса, заключаются в следующем.

              1. В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы государственной власти (налоговые инспекции), в данные формы отчетности добавляется еще одна графа «Код», где указываются соответствующие коды показателей. Перечень кодов содержится в Приложении № 4 к приказу №66н.
              2. Сведения будут отражаться на отчетную дату указанного периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует. Для этого теперь предусмотрены три графы вместо двух.
              3. Состав статей бухгалтерского баланса сократился, дополнительной расшифровки (запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, резервный капитал) исчезли. Однако информация к строке бухгалтерского баланса (отчета о прибылях и убытках), которая является существенной для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации,  должна раскрываться  в Пояснениях. Номер таких  Пояснений должен указываться в специально отведенной графе.
              4. Из состава внеоборотных активов бухгалтерского баланса исключено незавершенное строительство. В то же время появилась новая строка «Результаты исследований и разработок».
              5. В разделе III баланса «Капитал и резервы» введена новая строка «Переоценка внеоборотных активов», а строка «Добавочный капитал» должна отражаться без  учета переоценки.
              6. В разделе IV баланса «Долгосрочные обязательства» появился новый показатель  «Резервы под условные обязательства».
              7. В новой форме баланса исключена «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах».
    1. Экономическая сущность и структура активов предприятия.

       Активы (от лат. activus - действенный, деятельный, англ. assets -от лат. adsatis и фр. assez - достаточный) - совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В МСФО активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. Таким образом, заключенная в активе экономическая выгода представляет потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации.

       Группировка статей актива баланса позволяет выделить  два раздела:

    1. Внеоборотные активы;
    2. Оборотные активы.

       Первый  раздел баланса "Внеоборотные активы" объединяет группы долгосрочных активов, здесь отражаются данные о нематериальных активах, основных средствах, незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

       В разделе II "Оборотные активы" отражаются данные о текущих активах организации  и объединена информация о запасах  предприятия, НДС по приобретенным  ценностям, дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после отчетной даты), дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы. В начале актива баланса приводятся менее ликвидные( «нематериальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а затем более ликвидные статьи (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах). Под ликвидностью понимается мгновенная платежеспособность организации, показывающая, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.

     Структура внеоборотных активов

       Рассмотрим более подробно содержание раздела I «Внеоборотные активы». Группа статей «Нематериальные активы». В соответствии с п.3 ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

       1)   не имеет материально - вещественной (физической) структуры;

       2) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

Информация о работе Состав и классификация статей актива баланса