Классификация бухгалтерских балансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

В основу генерального баланса положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей. Это выглядит как компромиссное решение, хотя на практике исходят из книжного баланса, который составляют по данным счетов Главной книги, но в теории, не признавая явно инвентарного баланса, исходят из него. Реализуется это так: составляют книжный (счетный) баланс, но считается, что данные годового баланса должны быть откорректированы данными инвентаризационных ведомостей. Таким образом, инвентарный баланс трактуется как уточнение баланса книжного.

Файлы: 1 файл

Классификация бухгалтерских балансов.docx

— 49.82 Кб (Скачать)
  1. Классификация бухгалтерских балансов

Модели бухгалтерского баланса  классифицируют в зависимости от возникающих в хозяйственной жизни целей (рис. 1):

1) по источникам;

2) по срокам;

3) по объему;

4) по процедурно-организационным мероприятиям;

5) по характеру деятельности;

6) по полноте;

7) по способу представления;

8) по содержанию;

9) по формату;

10) по целям оценки статей;

11) по реформированию;

12) по времени;

13) по формам собственности.

Классификация по источникам предусматривает три источника данных для построения баланса:

– данные инвентаризационной описи (инвентарный баланс);

– данные счетов главной книги (книжный баланс);

– статистические данные (актуарный баланс).

По признаку источника составления  можно выделить также генеральные балансы, сочетающие в себе инвентарный и книжный.

В первом случае баланс основан на принципе верификации (контроля). Инвентарные  балансы составляются только на основании  инвентаризации имущества, средств  в расчетах, обязательств. Итог инвентаризации фиксирует величину актива, которая, за вычетом кредиторской задолженности, показывает величину средств, вложенных  собственником.

Во втором – баланс основан на принципе регистрации и представляет перечень сальдо счетов Главной книги.

В третьем случае баланс представляет следствие использования принципа квантификации, так как и актив, и пассив заполняют по данным, собранным  по статистике страховых, торговых и  прочих организаций.

В основу генерального баланса положены текущие учетные (книжные) записи и  результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей. Это  выглядит как компромиссное решение, хотя на практике исходят из книжного баланса, который составляют по данным счетов Главной книги, но в теории, не признавая явно инвентарного баланса, исходят из него. Реализуется это  так: составляют книжный (счетный) баланс, но считается, что данные годового баланса  должны быть откорректированы данными  инвентаризационных ведомостей. Таким  образом, инвентарный баланс трактуется как уточнение баланса книжного.

Классификация по срокам задана жизненными обстоятельствами и представляется основополагающей. Некоторые специалисты объединяют по этому признаку следующие балансы (табл. 1).

Таблица 1. Классификация  бухгалтерских балансов по срокам

Начинательный баланс – свидетельство о возникновении организации. С него начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Он составляется или после регистрации устава организации, или после внесения в уставный фонд активов.

В отличие от начинательных балансов, которые составляются только один раз (в момент создания организации), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Рис. 1. Основные взаимосвязи в составе бухгалтерской отчетности

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и в конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность) преемственных данных обязательна.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т. е. нарастающими данными за девять месяцев.

Завершающий баланс свидетельствует  о прекращении деятельности организации, он также называется ликвидационным балансом. Если фирма подлежит ликвидации, то ликвидационная комиссия составляет одноименный баланс. Он может быть составлен в два этапа. На первом этапе составляется баланс организации, подлежащей закрытию, на втором – баланс, который отражает результаты ликвидации.

По объему информации балансы подразделяются на отдельные, самостоятельные, сводные, консолидированные, народно-хозяйственные. М. И. Кутер перечисленные группы классифицировал по двум признакам: по объему информации (единичные, сводные) и по объекту отражения (самостоятельные и отдельные).

Единичные (отдельные) балансы характеризуют деятельность только одной организации. Каждая организация, обладающая правами юридического лица, должна иметь самостоятельный баланс. Однако баланс может иметь любой хозяйствующий субъект, и если он функционирует внутри юридического лица, то администрация последнего может открыть ему отдельный баланс. Самостоятельный баланс связан с отдельными балансами через зеркальные счета внутренних расчетов. При составлении самостоятельного баланса эти счета взаимно сальдируются, и их данные в самостоятельный баланс не включаются.

Если юридические лица подчиняются  в административном порядке какому-то управленческому органу и сдают  ему самостоятельные балансы, то составляется сводный баланс. Он агрегирует данные включаемых в него самостоятельных балансов, но при этом взаимные расчеты между организациями, сдавшими самостоятельные балансы, должны быть исключены из сводного баланса.

Консолидированный баланс составляется, когда в роли хозяйствующего субъекта выступает финансовая группа, и объединяет полностью самостоятельные балансы дочерних фирм.

Консолидированный баланс формирует  информацию о группе как о единой организации и показывает, каким  был бы собственный баланс материнской  компании, если бы она закрыла все  дочерние общества и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью.

Возможность консолидации отчета вызывает сомнение у некоторых специалистов, поскольку принятая в России юридическая  трактовка баланса предполагает, что его итог должен включать не все средства, которые контролируются организацией, а только те, которые  находятся в ее собственности. Консолидация невозможна, так как консолидированный  баланс объединяет средства различных  собственников, кроме того, она бессмысленна по той причине, что согласно принципу оценки по себестоимости (историческая стоимость) у разных хозяйствующих  субъектов, обладающих правами юридических  лиц, будут несопоставимые активы.

По объему информации выделяют также народно-хозяйственный баланс, который пытались построить по бухгалтерской схеме видные специалисты нашей страны (В. Ф. Валицкий, А. П. Рудановский, С. Г. Струмилин), но по причинам юридического и экономического порядка их попытки не получили признания.

При классификации по процедурно-организационным мероприятиям балансы подразделяются на ликвидационные, санируемые, разделительные, объединительные. Потребность в санируемых балансах возникает только в исключительных случаях, когда организация находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс – убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т. е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел в организации, величине понесенного убытка, путях и реалиях его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или при передаче одной или нескольких структурных единиц данной организации другой организации (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких организаций в одно целое или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

По характеру  деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности.

Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные. Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются на балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся неосновной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.

По полноте  или по способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто. Если сальдо всех счетов, за исключением результатных, включается в баланс, то и сальдо регулирующих счетов показывается, соответственно, в балансе. Сальдо дополнительных счетов увеличивают сальдо тех счетов, которые они дополняют, но сальдо контрарных счетов показываются со знаком минус, как и дополнительные счета (показанные со знаком плюс) вслед за счетом, оценку которого они дополняют (увеличивая или уменьшая). В этом случае сальдо контрарного счета уменьшает итог баланса, и такой баланс называется баланс-нетто.

Если сальдо контрарного счета  показывается со знаком плюс, то итог баланса  увеличивается, и такой баланс называется баланс-брутто.

До 1992 г. основная форма финансовой отчетности – бухгалтерский баланс – строилась по принципу баланс-брутто. Баланс-нетто, исключающий регулирующие статьи и не включающий их в валюту баланса, составлялся, как правило, для целей анализа финансового положения организации. Он указывал на реальную величину имущества организации, оцененную по остаточной стоимости.

С 1992 г. бухгалтерский баланс был переориентирован на баланс-нетто, в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Они показывались справочно, располагаясь на одной и той же стороне баланса (по местонахождению основной статьи), и на валюту баланса не влияли. В валюту включались очищенные показатели, рассчитанные по остаточной величине.

С 1996 г. действует форма баланса-нетто, исключающая наличие как основных, так и контрарных статей. Объекты в современном балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке).

Следующий признак классификации  балансов – способ представления, вытекающий из необходимости моделирования баланса в различных целях. Модель баланса может быть первична, т. е. это традиционный баланс согласно структуре и составу, рекомендуемым Минфином России. На основе первичной (стандартной) модели баланса составляются вторичные(производные) модели баланса (в частности, модель для принятия управленческих решений, плановая модель и т. д.).

По содержанию исторически первым был пробный баланс, представляющий собой опись дебетовых и кредитовых оборотов. Равенство их итогов должно было подтвердить правильность разноски фактов хозяйственной жизни по счетам бухгалтерского учета. Со временем в практику вошел оборотный баланс, именуемый в последнее время оборотной ведомостью, который позволял выявить не только разноску по итогам оборотов, но и конечное сальдо. И, наконец, сальдовый баланс как наиболее полное выражение категории бухгалтерского баланса.

Классификация по формату предполагает баланс, выраженный несколькими вариантами:

а) односторонний – актив находится сверху, пассив – под активом, возможен обратный порядок;

б) двусторонний – актив расположен слева, пассив – справа, иногда наоборот;

в) разделенный – по центру находится название статей (в порядке счетов, приведенных в Плане счетов), а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива;

г) сдвоенный – слева приводятся названия статей, а справа (в двух колонках) перечисляются суммы, относящиеся к активу (первая колонка) и пассиву (вторая колонка);

д) шахматный – матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива (возможен обратный вариант).

По целям оценки статей различают два баланса: коммерческий – для правления и акционеров, налоговый – для финансовых органов. Коммерческий баланс представляет собой бланк, данные которого сгруппированы для целей налогообложения (каждая статья или их группа формируется под определенный налог или их группу), в результате балансовая прибыль равна налогооблагаемой величине. В налоговом балансе налоговый учет ведется параллельно, на данные учета не влияет, и, соответственно, составляется коммерческий баланс.

Существует также классификация  бухгалтерских балансов по реформированию.Реформированным считается баланс, когда прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена и в балансе отдельной статьей не показывается. Соответственно, нереформированным считается баланс, когда прибыль, полученная в отчетном периоде, еще не распределена и показывается в балансе отдельной статьей. До девяностых годов прошлого века в России применялись нереформированные балансы, т. е. на конец отчетного года показатель прибыли не распределялся и находился в заключительном и, соответственно, в начальном балансе следующего отчетного периода (до утверждения вышестоящей организацией). Современная практика ориентируется на реформированные балансы, когда выявленный в конце отчетного года финансовый результат присоединяется к нераспределенной прибыли (непокрытому убытку) заключительными оборотами последнего дня года.

Информация о работе Классификация бухгалтерских балансов