Система налогов и сборов РФ. Проблемы и принципы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы заключается в исследовании местных налогов и сборов в Российской Федерации и их расчетов. Для реализации поставленной мною цели сформулированы следующие задачи:

•Охарактеризовать систему налогов и сборов РФ, а также выяснить принцип налогообложения, с вытекающими оттуда проблемами;
•рассмотреть действующие законодательные акты, регулирующие взимание и уплату местных налогов и сборов, а также устанавливающих порядок формирования местных бюджетов за счет последних;
•выяснить особенности и проблемы взимания местных налогов.

Оглавление

Введение 3

1.Система налогов и сборов РФ. Проблемы и принципы налогообложения
2.Местные налоги и сборы, их характеристика, виды.
3.Порядок исчислений налогооблагательной базы местных налогов.
4.Особенности и проблемы взимания местных налогов.
5.Заключение

Файлы: 1 файл

бух уч.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам на 1 января 2010 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Необходимо  подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ.  

    Налогообложение. 

Впервые основные принципы были изложены А.Смитом3, который утверждал, что основными принципами налогообложения должна стать справедливость, определенность и удобство, также экономия на издержках налогообложения. Эти принципы налогообложения были дополнены немецким ученным экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы 

Основные  принципы налогообложения

Под принципами налогообложения понимается основные исходные системы налогообложения. 

  1. Принцип правового  характера налоговых взаимоотношений. «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».4
  2. Принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков и принцип недискриминации. «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала».
  3.       Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав. «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».
  4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.»
  5. Принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».
  6. Принцип определенности правил налогообложения «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».
  7. Принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».
 

    В современных  условиях хорошо-организованная система  налогообложения должна отвечать следующим  принципам:

    • налоговое законодательство должно быть стабильно;
    • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
    • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
    • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;
    • способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
    • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
    • издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
    • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
    • доступность и открытость информации по налогообложению;
    • соблюдение налоговой тайны.

    Данные  нормы направлены на обеспечение  защиты прав плательщиков налогов и  сборов. 

Проблемы  и принципы налогообложения. 

Налогообложение – это сложная система, за которой  требуется постоянный и жесткий контроль. Как нам известно, наша российская система налогообложения несовершенна, да и любая такая система не может быть абсолютно идеальной ввиду постоянно меняющихся исторических событий, а следить и тем более контролировать этот процесс, требует постоянных и больших затрат со стороны государства. В свою очередь государство тратит большую сумму на обеспечение контроля, при этом эти деньги берутся не из кармана нашего правительства, а из кармана обычных жителей, которые в свою очередь платят налоги, откуда и берется сумма, направляемая на совершенствование системы налогообложения. Из этого следует, что мы живем

замкнутом круге, проблема которого никак не может  решиться. Рассмотрим основные проблемы этой системы.

  1. Проблемы налогового законодательства. В нестабильности налогового законодательства, выражаемая ввиду постоянных поправок и изменений в НК РФ, при этом ликвидируются созданные ранее привилегии, которые теперь становятся риском для инвесторов. Ко всему прочему нужно обратить внимание на нечеткость и неясность нормативных документов налогообложения, что значительно затрудняет понимание налогоплательщиков, в связи с этим и происходят ошибки, при их начисление налогов.
  2. Проблема неплатежей (недоимки). Это проблема является ключевой во всей системе налогообложения. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другая причина неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства.
  3. Трудности механизма налогообложения. Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.
 

Глава 2. Местные налоги и сборы, их характеристика и виды. 

Рассмотрим, что понимается под следующими понятиями  в НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Под налогом понимается платеж, т.е. обязательство, исполняемое в денежной форме путем уплаты наличных или путем перечисления безналичных денежных средств. 

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными

лицами  юридически значимых действий, включая предоставление определенных

прав  или выдачу разрешений (лицензий)». Законодатель называет сбор взносом в отличие от налога, который назван платежом. В этом подчеркивается разовый характер сбора. Законодатель не устанавливает обязательность денежной формы данного взноса. Этот взнос является обязательным, т.е. имущественные отношения, связанные со сборами, основываются не на равенстве сторон, а на властном подчинении одной стороны (плательщика) другой (государству). Необходимость внесения сбора определяется волей государственной власти независимо от волеизъявления потенциальных плательщиков сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием

которого  у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Приведенная норма не содержит определения объекта налогообложения, а лишь указывает на те объекты, которые могут выступать в качестве объекта налогообложения. Для того чтобы считаться объектом обложения, объект должен соответствовать двум условиям: 1) он должен иметь либо стоимостную, либо количественную, либо физическую характеристики; 2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанности по уплате налогов.

Местные налоги и сборы в РФ - налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ.  

К местным налогам и сборам относили:

  • земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

В настоящее  время согласно НК РФ 2009 – 2010 года к  местным налогам относятся только первые два: земельный налог; налог на имущество физических лиц;

Местные налоги и сборы поступают в  доходы местных органов государственной власти и расходуются ими.  

Земельный налог.

Земельный налог — местный налог, взимаемый  с 1 января 2010 г. на основании гл. 31 НК РФ. Глава 31 НК РФ введена Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ. До указанной даты земельный налог взимался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. 

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом  налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные  участки, изъятые из оборота  в соответствии с законодательством РФ;

Информация о работе Система налогов и сборов РФ. Проблемы и принципы налогообложения