Платежи в бюджет, государственные
целевые бюджетные и государственные
внебюджетные фонды (кроме платежей,
взимаемых таможенными органами)
в белорусских рублях за счет
средств в иностранной валюте,
находящихся на текущих (расчетных)
счетах плательщиков (далее - платежи
в бюджет), осуществляются через
корреспондентские счета Нацбанка
РБ в иностранной валюте или
корреспондентские счета банков-отправителей
в иностранной валюте, открытые
в Нацбанке РБ.
-
Возврат денежных средств, зачисленных
на счет бенефициара (взыскателя) в результате
технической ошибки банка, осуществляется
бенефициаром (взыскателем) не позднее
третьего рабочего дня со дня получения
письма банка о возврате средств, включая
день получения письма.
- Письмо
Нацбанка РБ от 10.01.2003 № 19-15/4
«О порядке заполнения платежных
инструкций при осуществлении
платежей в бюджет».
-
Приведены примерные формы заполнения
платежного поручения, а также платежного
требования для осуществления платежей
в бюджет, государственные целевые бюджетные
и государственные внебюджетные фонды
в белорусских рублях за счет средств
в иностранной валюте.
- Положение
о взыскании налогов, сборов и других обязательных
платежей, утвержденное постановлением
Совета Министров РБ от 20.01.1999 №
87 («НРПА РБ», 1999, № 9), с учетом изменений.
Налогоплательщики обязаны до
наступления срока уплаты платежа,
то есть не позднее дня, предшествующего
последнему дню, установленному
для уплаты обязательного платежа,
сдать платежное поручение соответствующим
банкам на перечисление платежей
в бюджет. При этом если срок
уплаты обязательного платежа
совпадает с выходными (праздничными)
днями или с первым рабочим
днем, наступившим после выходных
(праздничных) дней, то платежное поручение
представляется в учреждение банка в последний
рабочий день, предшествующий выходным
(праздничным) дням.
Платежное поручение сдается
в учреждение банка на перечисление
обязательного платежа в бюджет:
- с текущего (расчетного) счета;
-
- с валютного счета, если на валютном счете
имеются средства и нет либо недостаточно
средств на текущем (расчетном) счете.
- Правила
открытия банками счетов клиентам
в Республике Беларусь, утвержденные
постановлением Правления Нацбанка
РБ от 28.09.2000 № 24.12 («НРПА РБ», 2000, № 111),
с учетом изменений.
- Банковский
кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З.
Статья 256. Списание денежных средств,
зачисленных на счет в результате
технической ошибки.
В случае зачисления денежных
средств на счет в результате
технической ошибки банк-получатель
вправе списать полученные денежные
средства со счета получателя
платежа и возвратить их банку-отправителю
вне очередности платежей, установленной
законодательством Республики Беларусь.
-
Порядок и срок возврата денежных средств,
зачисленных на счет в результате технической
ошибки, устанавливаются Нацбанком.
1.3.
Аудит операций
по счетам в
банке
Операции
по зачислению и списанию денежных
средств со счетов в банке оформляют
первичными документами, формы которые
и подлежат проверке:
-
выписки банка с приложенными
утвержденными банком формами
расчетно-платежных документов: платежное
поручение, платежное требование,
платежное требование-поручение,
платежный ордер, инкассовое поручение
(распоряжение), заявление на взнос
наличных денег на расчетный
счет, бланк денежного чека на
снятие наличных денег с расчетного
счета, поручение на обязательную
продажу валюты, поручение на
покупку валюты, распоряжение резидента
о переводе купленной валюты
и др.;
Приступая к проверке по счетам
в банках, надо установить реальность
числящихся остатков по ним
на момент проверки. Для этого
необходимо сверить сальдо в
выписках банка с данными бухгалтерского
учета по счетам Главной книги
и учетных регистров (журналов-ордеров).
Затем проверяется сохранность
и достоверность выписок банка
путем изучения последовательности
записей в выписках, сопоставления
исходящего сальдо с входящим
сальдо следующего дня. При
наличии расхождений необходимо
выяснить их причины.
На следующем этапе проверки
устанавливаются законность и
целесообразность проведенных операций
по расчетному счету. Такая
проверка проводится на основании
выписок банка. Каждая операция,
отраженная в выписках банка,
должна быть подтверждена первичным
документом (платежные поручения,
платежные требования, мемориальный
ордер и др.), погашенным штампом
банка и подписью операциониста
банка с указанием даты.
При наличии в выписках банка
и первичных документах подчисток
и неоговоренных исправлений,
вызывающих сомнение в правильности
опереций, необходимо сверить эти
выписки с выписками и первичными
документами, находящимися в банках.
Если выписки отсутствуют или
они заменены копиями, необходимо
получить в банке заверенные
дубликаты и сличить их с
первичными документами и бухгалтерскими
записями в учетных регистрах.
При этом аудитор должен знать,
что в соответствии со ст. 10
закона Республики Беларусь «Об
аудиторской деятельности» аудитор
имеет право получить в соответствии
с законодательством по письменному запросу
в банках, небанковских кредитно-финансовых
организациях, налоговых и иных органах
соответствующие сведения о финансовой
и хозяйственной деятельности аудируемого
лица, необходимые для выполнения договора
оказания аудиторских услуг.
Внимательно нужно проверять
списания денежных средств по
расчетному счету на затраты
производства за различные работы
и услуги (ремонтные, трансортные,
услуги связи, коммунальные платежи),
отнесение из на расходы будущих
периодов, резервов. При проверке
перечисления денежных средств
с расчетного счета за
материалы, работы и услуги
следует установить, оприходованы
ли они в бухгалтерском
учете и приняты ли по актам
работы.
Особое внимание надо обратить
на перечисление денег с расчетного
счета и отнесение их в дебет
счетов 91 «Операционные доходы и
расходы» и 92 «Внереализационные
доходы и расходы». Эти операции
нужно внимательно изучить
и установить их законность
и реальность. Следует проверить
правильность перечисления с
расчетного счета сумм для
денежных переводов через почтовые
отделения связи на имя отдельных
граждан; наличие перечислений
за работников организации за
коммунальные услуги, товары в
кредит, алименты, штрафные санкции,
личное страхование, депонентских
сумм и др. Следует также
обратить внимание на различного
рода случайные и разовые
платежи организациям, обслуживающим
население (магазинам, за техническое
обслуживание организациям, театрам).
Иногда строительные организации
перечисляют денежные средства
на приобретение абонементов
в плавательные бассейны, путевок
в дома отдыха и санатории,
приобретение подарков и т. д. Следует
проверить правильность правильность
отражения этих сумм на счетах бухгалтерского
учета. Надо иметь в виду, что отдельные
указанные выше суммы включаются в фонд
заработной платы для исчесления чрезвычайного
налога и обязательных отчислений
в государственный фонд содействия занятости
единым платежом.
Операции, отраженные по расчетному
счету, проверяются встречно с
журналами-ордерами, ведомостями и
документами соответствующего счета
расчетов.
При наличии у аудируемой организации
субсчетов, открытых обособленным
структурным подразделениям, для
зачисления выручки и производства
расчетов по месту нахождения
этой единицы аудитор должен
проверить операции по субсчетам, их
целесообразность и законность аналогично,
как и по расчетному счету.
2.
КОНТРОЛЬНАЯ проверка
счетов организации
в банках
2.1.
Ревизия операций
по счетам в
банке и его
планирование
Планирование - начальная стадия
проведения ревизии, которая предполагает
разработку общей стратегии и
детального подхода, обусловленных
сроками проведения ревизии и
объемами контрольных процедур.
Однако планирование ревизии
- это не механическое составление
перечня мероприятий, которые
повторяются в процессе проведения
любой проверки: каждый клиент
индивидуален - и это необходимо
принимать во внимание. Кроме
того, ревизор всегда должен помнить
о существовании различных видов
рисков, которые следует предусмотреть
и минимизировать еще на этапе
планирования. Учитывая
это, планирование рекомендуется
проводить в соответствии с
такими принципами, как комплексность,
непрерывность, оптимальность.
Безусловно, ревизор должен руководствоваться,
кроме перечисленных, и общими
принципами проведения ревизии,
такими как независимость, честность,
объективность, профессиональная
компетентность и добросовестность,
конфиденциальность, профессиональное
поведение.
Затраты времени на планирование
работы зависят от масштабов
деятельности аудируемого лица,
сложности ревизии, опыта работы
ревизора с данным лицом, а
также от знания особенностей
его деятельности.
На основе полученной информации
ревизору необходимо четко определить
следующее:
а) с
какими отраслевыми рисками ему
придется столкнуться;
б) компетентен
ли он в решении специфических
проблем данной отрасли;
в) необходимо
ли привлечение экспертов для
консультаций по отдельным вопросам.
Таким образом, на этапе предварительного
планирования контроля комиссия
оценивает возможность проведения
ревизии. В случае если ревизионная
комиссия считает возможным его
проведение, она переходит к подбору
необходимых специалистов для
осуществления ревизии.
После предварительного планирования
проверки ревизору необходимо
составить и документально оформить
общий план ревизии, который
должен содержать предполагаемый
объем проверки и порядок ее
проведения. Общий план ревизии
должен быть достаточно подробным
для того, чтобы служить руководством
при разработке плана ревизии
могут меняться в зависимости
от масштабов и специфики деятельности
аудируемого лица, сложности проверки
и конкретных методик, применяемых
ревизором. Сложность, объем и
сроки проведения аналитических
процедур зависят от объема
и сложности показателей бухгалтерской
отчетности клиента.
При разработке общего плана
ревизору необходимо учесть:
- данные предварительного планирования,
в т.ч. общие экономические
факторы и условия в отрасли,
влияющие на деятельность аудируемого
лица, особенности проверяемого
лица, его деятельности, финансовое
состояние, требования к его
финансовой (бухгалтерской) или иной
отчетности, включая изменения, произошедшие
с даты предшествующего ревизии,
общий уровень компетентности
руководства;
- величину оценки риска внутреннего
контроля, в т.ч. учетную политику,
принятую проверяемым лицом, и
ее изменения; влияние новых
нормативных правовых актов в
области бухгалтерского учета
на отражение в финансовой (бухгалтерской)
отчетности результатов финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица;
- существенность и ожидаемые
оценки неотъемлемого риска и
риска средств контроля.
- величину оценки вероятности
существенного искажения отражения
в бухгалтерском учете хозяйственных
операций проверяемым лицом с
учетом прошлых проверок. На этом
этапе анализируются итоги ревизии
за предыдущий год (годы) или
за предыдущие этапы ревизии,
проводимого в текущем году, и
по результатам анализа формируются
особенности плана текущей ревизионной
проверки с учетом нарушений,
допущенных проверяемым предприятием,
слабых мест в системе внутреннего
контроля.