Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Внедрение рыночных институтов в экономические отношения хозяйствующих субъектов наряду с гиперростом их числа и появлением разнообразных организационно-правовых форм создало объективные предпосылки для существенного роста объема расчетных отношений в хозяйстве. Развитию этой тенденции способствовали также и либерализация внешнеэкономической деятельности российских предприятий и предпринимателей, широкая интеграция России в мирохозяйственные связи и ее участие в международных финансово-экономических организациях. Все это в конечном счете обусловило повышенный интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей к вопросам правового регулирования расчетных отношений. Актуальность исследуемой проблематики нашла отражение в возросшем числе публикаций, посвященных расчетам, и в широком диапазоне охвата анализируемых вопросов.
Введение
Глава 1. Понятие и правовое регулирование расчетных правоотношений…
1.1. Понятие и принципы расчетных правоотношений
1.2. Виды и порядок открытия счетов
Глава 2. Порядок осуществления расчетных правоотношений
2.1. Правила совершения расчетных правоотношений
2.2. Формы безналичных расчетов
2.3. Расчеты наличными средствами
Заключение
Список использованных источников
В соответствии со ст. 30 Закона банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, при этом они являются безусловными обязательствами Банка России.
Таким образом, в нормах финансового права нашла свое отражение способность денег в процессе обращения непрерывно трансформироваться из безналичной формы в наличную и наоборот, что, собственно, и составляет их экономическую сущность как средства обращения и платежа.
Отсюда можно сделать вывод о том, что не только экономически, но и с позиций финансового права наличные и безналичные деньги и соответственно расчеты с использованием тех и других отличий не имеют.
Учет безналичных денежных средств осуществляется на банковских счетах.
Механизм
финансово-правового
Как известно, расчетные операции в рамках расчетного правоотношения совершаются по правилам бухгалтерского учета в кредитных организациях, которые установлены Положением Банка России N 205-П.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций".
Бухгалтерский учет является публично-правовой категорией, поскольку представляет собой императивно устанавливаемую государством в лице Министерства финансов либо Центрального банка систему единообразных требований по документальному оформлению финансовой документации. К такому же выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной", где указано, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики.
Посредством бухгалтерского учета наличные денежные средства приобретают безналичное отображение в балансе предприятия или банка, в связи с чем бухгалтерский учет является неотъемлемым инструментом института безналичных расчетов.
Таким образом, содержание расчетных операций в рамках расчетного правоотношения регулируется правилами бухгалтерского учета и соответственно нормами финансового права.
Под
финансово-правовым режимом регулирования
банковского счета мы понимаем совокупность
финансово-правовых требований и особенностей,
установленных
В настоящее время, как установлено п. 1.1 Инструкции Банка России N 28-И, операции по банковским счетам, счетам по вкладу (депозиту) соответствующего вида (режим счета) регулируются законодательством Российской Федерации и производятся в установленном им порядке.
В
указанной Инструкции приведена
классификация видов (режимов) банковских
счетов, позволяющая рассмотреть
специфику расчетных
Банк России определил режимы счетов, открываемых банками в валюте Российской Федерации и иностранных валютах с учетом присущих им особенностей: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).
Правоотношения, возникающие между Банком России и распорядителями бюджетных средств по поводу обслуживания счетов бюджетов, стали предметом рассмотрения Конституционного Суда, которым 17 июня 2004 г. вынесено Постановление N 12-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 и абз. 22 ст. 283 Бюджетного кодекса РФ.5
В
указанном Постановлении
Особенно
заметно преобладание финансово-правового
метода регулирования порядка
Финансово-правовое регулирование деятельности кредитных организаций при осуществлении расчетных правоотношений проявляется в различных формах.
Во-первых, кредитные организации обладают специальной правосубъектностью (наделены правом осуществлять банковские операции), их деятельность является лицензируемой, в связи с чем кредитные организации при осуществлении банковских операций (в том числе и расчетов) являются субъектами банковского надзора со стороны Центрального банка Российской Федерации.
Во-вторых,
современный банк представляет собой
особое юридическое лицо, которое
при осуществлении своей
Как отмечают исследователи, возложение публично-правовых функций на субъектов, не являющихся органами государственной власти, - это специфическая особенность финансово-правового метода.
В связи с осуществлением расчетов государство возлагает на кредитные организации многочисленные публично-правовые функции, предусмотренные налоговым, таможенным, валютным законодательством, связанные с исполнительным производством, а также с реализацией Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Таким образом, можно констатировать, что, преследуя цели своей финансовой политики, а также иные публичные цели, государство возлагает на кредитные организации ряд публично-правовых функций.
Указанные функции возлагаются именно на кредитные организации, поскольку посредством исполнения своих функций в банковской платежной системе они являются участниками системы денежного обращения в государстве и располагают возможностями осуществления финансового контроля деятельности своих клиентов и вмешательства в эту деятельность в случаях, предусмотренных финансово-правовыми нормами.
В-третьих, финансово-правовые акты регулируют не только обязательные требования к документационному обеспечению расчетного правоотношения, но и технологию его реализации. В современных условиях реализация расчетного правоотношения осуществляется посредством использования платежных систем.
В
правовой науке отсутствуют подробные
исследования, посвященные изучению особенностей
функционирования и правового регулирования
платежных систем, и отмечается необходимость
совершенствования их правового регулирования.
Между тем в системе денежного обращения
экономические свойства денег выступать
в качестве средства платежа и средства
обращения могут быть реализованы только
путем использования платежной системы,
поскольку осуществление расчетных операций
невозможно без привлечения других участников
расчетов (кредитных организаций, клиринговых
центров, расчетных палат, учреждений
системы Центрального банка, учреждений
связи), а также без использования специальных
средств и технологий в области связи
и защиты информации. Перечисленные институты
и возникающие между ними правоотношения
представляют собой платежную систему.
Таким образом, платежную систему можно
определить как совокупность учреждений,
правовых норм, программно-технических
и других средств, обеспечивающих проведение
безналичных расчетов.6
2.2.
Формы безналичных расчетов
Безналичные
расчеты производятся через банки,
иные кредитные организации (далее
- банки), в которых открыты
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.7
При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.
В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента.
В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Порядок осуществления расчетов по аккредитиву регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.
Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).
Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
.
В случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
В
качестве плательщика по чеку может
быть указан только банк, где чекодатель
имеет средства, которыми он вправе
распоряжаться путем
Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.