Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа
Реформирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации хотя и медленно, но неуклонно идет по пути сближения с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). А это означает, что уже в обозримом будущем российским бухгалтерам придется вести учет на основе требований максимально приближенных к международным стандартам финансовой отчетности.
Введение 3
1 Значение перехода бухгалтерского учета в России на международные стандарты
1.1 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности 7
1.2 Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитие учета 10
2 Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами
2.1 Принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности и её элементы 19
2.2 Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта и их причины 22
3 Реформа бухгалтерского учета в России
3.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности 30
3.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО 31
Заключение 39
Список использованных источников 44
Стандартизация
бухгалтерского учета на международном уровне имеет сторонников и противников. Объективными преимуществами МСФО перед национальными стандартами отдельных стран являются четкая экономическая логика; обобщение лучшей современной мировой практики в области учета; простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
3.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО
Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.
В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы международных
стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к
организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы.
Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.
Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению.
Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться объектами авторского права.
Таблица 3 -Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО
Наименование МСФО | Дата введения | Соответствующий нормативный документ бухгалтерского учета РФ | ||
Представление финансовой отчетности | 01.07.98 | ПБУ 4/99 | ||
Запасы | 01.01.95 | ПБУ 5/98 | ||
Учет амортизации | 01.01.97 | ПБУ 6/97 (раздел 4) | ||
Отчет о движении денежных средств | 01.01.94 | ПБУ 4/99, Инструкция о годовой отчетности | ||
Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки в учетной политике | 01.01.95 | ПБУ 9/99, ПБУ 1/98 | ||
Затраты на исследования и разработки | 01.01.95 | Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные Миннауки РФ, Минэкономики РФ и Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46 | ||
Условные события и события, происшедшие после отчетной даты | 01.01.80 | ПБУ 7/98, ПБУ 8/98 | ||
Договоры подряда | 01.01.95 | ПБУ 2/94 (в части договора строительного подряда) | ||
Налог на прибыль | 01.01.98 | Инструкция Госналогслуж-бы РФ о порядке исчисления налога на прибыль | ||
Сегментная отчетность | 01.07.98 | Информация, отражающая влияние цен | ||
Информация, отражающая влияние цен | 01.01.83 | |||
Основные средства | 01.07.99 | ПБУ 6/97 | ||
Аренда | 01.01.99 | ПБУ 6/97 (раздел 6) | ||
Выручка | 01.01.95 | ПБУ9/99 | ||
Вознаграждение работникам | 01.01.99 | |||
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи | 01.01.84 | |||
Влияние изменения валютных курсов | 01.01.95 | ПБУ З/95** | ||
Объединение компаний | 01.07.99 | |||
Затраты по займам | 01.01.95 | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 73 | ||
Раскрытие информации о связанных сторонах | 01.01.86 | |||
Учет инвестиций | 01.01.87 | Положение по учету долгосрочных инвестиций (приказ Минфина РФ от 30.12.93 № 160) | ||
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) | 01.01.88 | |||
Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании | 01.01.99 | приказ Минфина РФ от 30.12.96 №112 | ||
Учет инвестиций в ассоциированные компании | 01.01.90 | (кроме параграфов 23 и 24) | ||
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции | 1.01.90 | |||
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов | 01.01.91 | |||
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности | 01.01.92 | приказ Минфина РФ от 25 декабря 1998 г. № 68н | ||
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации | 01.01.96 | |||
Прибыль на акцию | 01.01.98 | |||
Промежуточная финансовая отчетность | 01.01.99 | ПБУ 4/99 | ||
Прекращаемая деятельность | 01.01.99 | |||
Обесценение активов | 01.07.99 | |||
Резервы, условные обязательства и условные активы | 01.07.99 | Инструкция о бухгалтерской отчетности, ПБУ 8/98 | ||
Нематериальные активы | 01.01.99 | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57 | ||
Финансовые инструменты: признание и оценка |
При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.
Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности.
Заключение
В ХХI веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США на МСФО ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведение учета в соответствие с МСФО, и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.
Постановлением
Правительства РФ от 06 марта 1998 года, когда была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».
Целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.
Я думаю, что реформирование учета – важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций.
В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Если подходить к реформе, таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения этой системы. Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, ре6гулирующий учет и отчетность в стране, должен разрабатывать и издавать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересматривать свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.
Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности. Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, либо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребовании информации, формирующейся в нем.
Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.
Исходя из мировой практики, перевод российского учета на МСФО, на наш взгляд, нельзя понимать как непосредственное внедрение этих стандартов в практику отечественных организаций. Использование международных стандартов в России должно заключаться, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями. При разработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России.
Если исходить из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО и рассматривать данный процесс как один из основных факторов продолжения и активизации реформы бухгалтерского учета в стране, то задачей первостепенной важности сегодня представляется максимально полное и добросовестное освоение концепции и содержания международных стандартов широкой бухгалтерской общественностью, включая представителей регулирующих органов. Понимание основополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшем корректный подход к применению в российской бухгалтерии решений, традиционных для улучшения западной практики.
Список использованных источников