Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа
Реформирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации хотя и медленно, но неуклонно идет по пути сближения с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). А это означает, что уже в обозримом будущем российским бухгалтерам придется вести учет на основе требований максимально приближенных к международным стандартам финансовой отчетности.
Введение 3
1 Значение перехода бухгалтерского учета в России на международные стандарты
1.1 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности 7
1.2 Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитие учета 10
2 Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами
2.1 Принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности и её элементы 19
2.2 Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта и их причины 22
3 Реформа бухгалтерского учета в России
3.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности 30
3.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО 31
Заключение 39
Список использованных источников 44
Допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, действующие в российской практике, МСФО не предусмотрено.
В соответствии с МСФО качественные характеристики являются «атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей». МСФО выделяют следующие основные качественные характеристики:
Понятность информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учета. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности не должна исключаться только из-за того, что она не может отвечать требованию понятности для некоторых пользователей.
Сопоставимость и сравнимость информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, что необходимо раскрывать все изменения в учетной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.
Уместность и значимость информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и существенностью. В одних случаях, характера информации достаточно для ее раскрытия, независимо от существенности. В других случаях, большое значение существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности. Каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны включаться в состав более крупных статей аналогичного значения.
Надежность и
достоверность информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной.
Элементы финансовой отчетности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Выделяют следующие элементы финансовой отчетности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы.
2.2 Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта и их причины
Существуют международные различия и в правилах учета для внутренних потребностей (для информирования собственных менеджеров), но по двум причинам эти различия привлекают меньшее внимание. Во-первых, незнание — благо: внутренняя отчетность не попадается на глаза инвесторам и не привлекает внимания. Во-вторых, фирмы имеют известную свободу выбора относительно форм внутренней отчетности, чего нельзя сказать о внешней. С внутренней отчетностью можно экспериментировать, выбирая правила, которые кажутся более удобными (так же, как в случае выбора технологических процессов), и при этом не нужно убеждать контрольные органы в разумности своего выбора. Но внешняя отчетность всецело находится под контролем, что замедляет процесс международного сближения правил учета и отчетности.
Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в
соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» была продекларирована такая задача бухгалтерского учета в России как формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России более широко трактует данную цель, акцентируя внимание на то, что отчетность должна, прежде всего, отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО, хотя следует отметить, что на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.
Например, одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.
Вторым главным принципом международных
стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.
В России принципы бухгалтерского учёта сформулированы в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. (в виде требований к ведению бухгалтерского учёта), Положениях по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98) (в виде требований и допущений) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также в принятой Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике. Однако существуют сложности с реализацией продекларированных принципов на практике. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени.
В таблице 1 приведён сравнительный анализ концептуальных основ бухучёта в международной и российской практике.
Таблица 1 - Сравнительный анализ концептуальных основ бухучёта в международной и российской практике
|
Резюмируя различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и российским законодательством, можно сделать следующие
выводы:
- Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
- В российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО;
- В российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;
- Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте;
- Присутствуют различия в терминологии.
3 Реформа бухгалтерского учета в России
3.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. В Российской Федерации реформирование бухгалтерского учета осуществляется с 1992 г. В обобщенном виде этапы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлены в таблице 2 ниже:
Таблица 2 - Этапы реформирования бухгалтерского учета в РФ
№ п/п | Периодизация этапов | Основные нормативные документы |
1 | 01.01.1992 - 01.01.1998 | - Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1; - Федеральный закон "О бухгалтерском учете" №129 ФЗ от 21.11.1996 г.; - Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров); - Положение о бухгалтерском учете и отчетности (две редакции - 1992 и 1994 г.г.); - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/94, 2/94, 3/95, 4/96, 6/97; - План счетов бухгалтерского учета; |
2 | 01.01.1998 - 01.01.2004 | - Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34); - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1-20; - План счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94 н) |
3 | 01.01.2004 - по настоящее время | - Концепция
развития бухгалтерского учета
и отчетности в Российской
Федерации на среднесрочную |