Порядок составления бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование сущности бухгалтерского баланса и его роль в организации бухгалтерского учета.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и строение бухгалтерского баланса организации;
-изучить хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса;
-рассмотреть классификацию и требования предъявляемые к бухгалтерскому балансу;
-рассмотреть методику составления оценки и статей баланса;
-рассмотреть взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами бухгалтерской отчетности;

Оглавление

Введение
Глава 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
Общие принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.
Учетная политика предприятия.
Глава 2. Сущность, содержание и назначение бухгалтерского баланса.
2.1.Понятие и строение бухгалтерского баланса.
2.2.Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса.
2.3. Классификация и требования к бухгалтерскому балансу.
Глава 3. Порядок составления бухгалтерского баланса.
3.1. Подготовительная работа перед составлением бухгалтерского баланса.
3.2. Методика составления и оценка статей актива баланса.
3.3 Методика составления статей пассива баланса.
3.4. Реформация бухгалтерского баланса.
3.5 Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами бухгалтерской (финансовой ) отчетности.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая бухфин учет.docx

— 78.83 Кб (Скачать)

Сальдо, записанное в левой части  счета, называется дебетовым, а в  правой части - кредитовым. Каждый бухгалтерский  счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.

«Дебетовый оборот - итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо. Кредитовый оборот - итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо.»

Бухгалтерские счета, на которых учитываются  хозяйственные средства, делятся  на три группы. Активные счета - это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. 45Пассивные счета - это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите - их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите - их уменьшение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета - это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счета, а во втором случае - пассивного.

Сальдо активно-пассивного счета  может быть:

1)дебетовым;

2)кредитовым;

3)одновременно и дебетовым и  кредитовым.

Сальдо может быть и дебетовым  и кредитовым по тем счетам, на которых  учитываются расчеты с несколькими  контрагентами; одни из них должники предприятия, а другие - ее кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных  счетов зависит от того функцию, какого счета в данный момент они выполняют.

Для получения различных по степени  детализации показателей существуют два вида счетов. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах - аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах.

Помимо синтетических и аналитических  счетов в бухгалтерском учете  применяются субсчета. «Субсчета - промежуточное  звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами.» При помощи субсчетов осуществляется промежуточная группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.

2.2.Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса.

 Ежедневно на предприятиях  совершается множество хозяйственных  операций, которые влияют на величину  хозяйственных средств и источников  их образования. Поскольку баланс  отражает состояние средств, то  каждая операция вызывает его  изменения. В зависимости от  влияния на баланс все хозяйственные  операции принято делить на  четыре типа. 
Первый тип хозяйственных операций.

 К этому типу можно  отнести операции по поступлению  денежных средств на расчётный  счёт из кассы или от дебиторов,  выдаче денег из кассы подотчётным  лицам, возврату неизрасходованных  сумм подотчётным лицом в кассу,  отпуску материалов со склада  в производство, поступлению из  производства готовой продукции  на склад, отгрузке готовой  продукции со склада покупателям  и др. 
Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменение только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.

Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением А+Х-Х=П, где А — актив; 
П — пассив; Х — изменение средств под влиянием хозяйственных операций. 
Второй тип хозяйственных операций.

 К этому типу относятся  операции по погашению задолженности  поставщику за счет полученного  кредита в банке, удержанию  налогов из заработной платы  рабочих и служащих, использованию  прибыли на создание фондов  специального назначения и др.Таким  образом, хозяйственные операции  второго типа ведут к изменениям  только в пассиве баланса. Общий  итог баланса не меняется. 
Второй тип балансовых изменений можно записать уравнением 
А= П+Х-Х. 
Третий тип хозяйственных операций. Они вызывают увеличение статьи и в активе, и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств. 
К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и др. 
Этот тип балансовых изменений отразим уравнением А+Х=П+Х 
Четвёртый тип хозяйственных операций. Все операции этого типа вызывают уменьшение и в активе, и в пассиве баланса. Итоги актива и пассива баланса уменьшаются на равную величину. Равенство между ними сохраняется. Этот тип балансовых операций отразим уравнением А- Х=П-Х.

2.3. Классификация и требования к бухгалтерскому балансу.

Балансы классифицируются по следующим признакам:

  1. Время составления — вступительный (с него начинается ведение б/у на предприятии), текущий (составляются периодически в течение всего времени существования организации), санируемый (составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству), ликвидационный (формируются при ликвидации организации), разделительный (в момент разделения крупного предприятия).
  2. Источник составления — инвентарные (составляют на основании описи средств), книжный (на основании книжных записей без инвентаризации) и генеральный (на основании учетных записей и данных инвентаризации).
  3. Объем информации — единичный (отражает деятельность только одной организации) и сводный (получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов).
  4. Характер деятельности — основной и неосновной деятельности.
  5. Форма собственности — балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и других организаций.
  6. Объект отражения.

При составлении баланса должны соблюдаться определенные требования:

Не допускается зачет между  статьями актива и пассива, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Амортизируемые виды имущества (нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности) отражаются в балансе по остаточной стоимости.

Если какой-либо показатель необходимо вычесть, то его отражают в круглых  скобках.

При формировании оценочных резервов (под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений, по сомнительным долгам) их суммы  вычитаются из стоимости тех активов, в отношении которых были сформированы соответствующие резервы.

При составлении баланса также  следует помнить о следующих  требованиях:

· правдивость баланса - все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских  счетах, бухгалтерскими расчетами и  инвентаризацией;

· реальности баланса - оценка его  статей соответствует действительности;

· единства баланса - построение баланса  осуществляется на единых принципах  учета и оценки;

· преемственности баланса - каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;

· ясности баланса - баланс должен быть представлен в форме, доступной  для понимания внутренними и  внешними пользователями информации.

       Согласно  ПБУ  4/99  «Бухгалтерская  отчетность   организации»   утв.

приказом  Минфина  РФ  от  6.07.99  г.   №    43н   установлено   содержание

бухгалтерского баланса  в составе бухгалтерской отчетности организации.

       Бухгалтерская   отчетность   и   бухгалтерский   баланс   в   составе

бухгалтерской отчетности  должны давать достоверное и  полное  представление о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее  деятельности изменениях в ее финансовом положении.

       В   бухгалтерском    балансе    активы   и    обязательства    должны

представляться   с  подразделениями   в  зависимости  от   срока   обращения

(погашения)   краткосрочные   и   долгосрочные.   Активы   и   обязательства

представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним  не более 12 месяцев после отчетной  даты  или  продолжительности  операционного цикла если он превышает 12 месяцев. Все  остальные  активы  и  обязательства представляются как долгосрочные.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» некоторые организации обязаны  публиковать годовую бухгалтерскую  отчетность. Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. №101 утвержден порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Эта публикация производится после проверки и подтверждения отчетности независимым аудитором и утверждения ее общим собранием акционеров. Бухгалтерский баланс может публиковаться по сокращенной форме, которая в зависимости от величины объемных показателей может включать итоговые показатели по разделам или показатели по группам статей, предусмотренным в п.20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию  на отчетную дату.  Заголовочная часть баланса заполняется в следующем порядке:

1. реквизиты организации - указывается  полное наименование юридического  лица в соответствии с учредительными  документами;

2. отрасль - вид деятельности  согласно общероссийскому классификатору  Общества Народного Хозяйства;

3. организационно-правовая форма  - указывается согласно классификатору;

4. единица измерения - в тысячах,  миллионах или рублях составлен  баланс.

При составлении бухгалтерского баланса (форма №1, его содержание и построение) бухгалтер руководствуется следующими нормативными актами:

· Положение о бухгалтерском  учете "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ-4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43-Н;

· "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ", утвержденное приказом Минфина  РФ от 29 июля 1998 года №34-Н;

· Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67-Н "О формах бухгалтерской  отчетности организации".

Глава 3. Порядок  составления бухгалтерского баланса.

3.1. Подготовительные работы к составлению баланса.

Составление бухгалтерской  отчётности - завершающий этап всего  учётного процесса на предприятии. Для  достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления  годового отчёта условно можно разделить  на два этапа:

  • первый этап - подготовительная работа;
  • второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три  части:

а) разработка плана работы по составлению отчётности;

б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;

в) заключительные записи к  составлению бухгалтерского баланса.

Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации  бухгалтерского учёта на предприятия.

а) разработка плана работы по составлению отчётности.

Своевременное составление  отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно  к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При  этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы  фактические показатели уже в  самих регистрах сопоставлялись с нормативами.

В начале каждого нового года в результате анализа организации  бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания показателей  счетных форм. После разработки плана  работ по составлению годового отчета, обсуждения его в бухгалтерии  с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют  сроки начала отдельных работ  по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.

Информация о работе Порядок составления бухгалтерского баланса