Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:10, реферат
Целью данной работы является изучение нормативной законодательной базы по учету ремонта основных средств, определение основных операций по выбытию основных средств, а также правильность определения финансового результата от операций по выбытию основных средств.
В последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств, что внесло существенные изменения в технику и методологию учета основных средств.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
2.2. Списание расходов на ремонт основных средств
Списание расходов на ремонт единовременно подходит для небольших организаций, в которых количество основных средств невелико и объем проводимых ремонтных работ незначителен. Как правило, расходы на ремонт также невелики, и организация может списывать их на затраты в том отчетном периоде, в котором они произведены, поскольку это не приводит к резкому удорожанию продукции, работ и услуг.
Согласно п. 26 ПБУ 6/01 посредством ремонта осуществляется восстановление объекта основных средств.
Ремонт основных средств осуществляется для того, чтобы поддерживать их в исправном состоянии. В соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете затраты на ремонт основных средств включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Учет затрат ведется на счетах 20,25 и 26.
В процессе подготовки к проведению ремонта организации приобретают запасные части, комплектующие, материалы, которые затем будут использованы при проведении текущего, среднего или капитального ремонта основного средства. Приобретенные запасные части вначале нужно учесть на счете 10 "Материалы", к которому целесообразно открыть отдельный субсчет для учета запасный частей. При отпуске запчастей для проведения ремонта их стоимость списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счетов учета затрат на производство.
Расходы на ремонт согласно п.18 ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
В соответствии с подп. 2 п.1 ст. 253 НК РФ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, согласно п. 1 ст. 260 НК РФ рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом следует учитывать, что налогоплательщики, применяющие метод начисления, признают расходы на ремонт основных средств в качестве расходов в том периоде, в котором они произведены, независимо от их оплаты.
Налогоплательщики, применяющие кассовый метод, согласно п.3 ст. 273 НК РФ признают расходы на ремонт только после их фактической оплаты.
В случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества участники указанных договоров, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.
Способ единовременного списания расходов на ремонт основных средств, выбранный организацией, должен быть закреплен в приказе по учетной политике в целях налогообложения прибыли.
Капитальный ремонт может осуществляться подрядным и хозяйственным способом.
2.2.1.Ремонт основных средств собственными силами организации.
При хозяйственном способе ремонт осуществляется силами самого предприятия. Выполнение ремонтных работ на предприятии организует отдел главного механика и технологические службы. На основании утверждённого акта технического осмотра объекта основных средств подлежащего ремонту составляется документация на проведение ремонтных работ, в которой указываются сроки начала и окончание ремонта, перечень подлежащих замене деталей, сметные затраты на ремонт в постатейном разрезе. В отделе главного механика выписывают наряд-заказ в двух экземплярах: первый экземпляр передается цеху исполнителю ремонта. А второй в бухгалтерию предприятия. Заказу присваивается шифр, по которому бухгалтерия открывает карточку на ремонт соответствующего объекта, куда заносятся все относящиеся к заказу затраты. Материалы, используемые для ремонта. Выдаются по первичным учетным документам. Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями применяются требования-накладная по форме № М-11, лимитно-заборная карта по форме №М-8 и др.
Расходы на проведение ремонта силами организации отражаются на счете 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и т.п. Затраты на ремонт складываются из стоимости материалов, запасных частей, комплектующих, заработной платы работников, занятых проведением ремонта, страховых взносов, начисленных на сумму заработной платы, суммы амортизации основных средств и других расходов, непосредственно связанных с проведением ремонта.
Рассмотрим
общую схему бухгалтерских
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |||
Дебет |
Кредит |
|||
10 |
60 |
Отражена стоимость приобретенных запасных частей | ||
60 |
51,50 |
Погашена задолженность перед поставщиком | ||
23 |
10 |
Отражена стоимость материалов, отпущенных для проведения ремонта | ||
23 |
70 |
Начислена заработная плата работникам, занятым ремонтом | ||
23 |
69 |
Начислены страховые взносы на сумму зарплаты | ||
20,25,26,29 |
23 |
Списана общая стоимость ремонтных работ |
2.2.2 Ремонт основных средств подрядным способом
Если для проведения ремонта привлекаются сторонние организации или физические лица, тогда между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор подряда.
В соответствии со ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор на проведение ремонтных работ должен заключаться письменно и отражать следующие обязательные условия: сроки, цену и содержание выполняемых работ, распределение рисков между сторонами, порядок приемки и оплаты работ, гарантии подрядчика и др. цена работы может быть определена путем составления сметы (приблизительной или твердой).
При подрядном способе выполнении работ по капитальному ремонту учет затрат ведет подрядчик. Операции по отпуску и приему материалов на капитальный ремонт основных средств должны обязательно оформляться соответственно предприятиями и подрядными организациями первичными документами (накладные, приходные ордера и др.).
Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизируемых объектов (форма № ОС-3). Акт составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается в организации второй документ передают организации, проводившей ремонт.
В зависимости от назначения подвергающегося ремонту основного средства стоимость ремонта списывается на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).
Рассмотрим общую схему корреспонденции счетов, предположив, что ремонт производится подрядчиком:
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
20 |
60 |
Отражена (стоимость) ремонтных работ по договору подряда |
19 |
60 |
Отражена сумма НДС по стоимости ремонта, предъявленная подрядчиком |
60 |
51,50 |
Погашена задолженность подрядчику за выполненные работы |
68 |
19 |
Принят к вычету НДС, фактически уплаченный подрядчику |
2.3. Списание расходов на ремонт в состав расходов будущих периодов
Способ списания расходов на ремонт основных средств в состав расходов будущих периодов может применяться организацией, как правило, тогда, когда ремонт основных средств производится неравномерно в течение года, а также когда возникает необходимость в проведении большого объема непредвиденных ремонтных работ, например в случае аварий и т.п.
Для равномерного отнесения затрат, связанных с проведением такого ремонта, организация может использовать дебет счета 97 "Расходы будущих периодов", что позволит исключить резкий рост себестоимости продукции (работ, услуг), как если бы расходы были списаны единовременно. В дальнейшем указанные расходы могут ежемесячно списываться на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) равными суммами. Порядок и срок списания расходов будущих периодов устанавливаются организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции, выполненных работ).
Руководителю организации необходимо утвердить смету или план производства ремонтных работ в денежном выражении. Это необходимо для обоснования сумм затрат, отнесенных на счет 97 или списанных с него.
Если ремонт выполняется силами сторонних организаций, то согласно п.1 ст. 172 НК РФ сумма НДС, предъявленная подрядчиком и уплаченная заказчиком, подлежит вычету в полном размере после принятия на учет выполненных работ. По завершении работ по ремонту объекта основных составляется акт выполненных работ.
Рассмотрим примеры списания расходов на ремонт основных средств при проведении ремонта собственными силами организации и силами подрядной организации.
Пример:
В УСКС «ОАО «АНХК» собственными силами произведен капитальный ремонт объектов основных средств производственного назначения. Материальные расходы составили 600 000 руб., заработная плата работников - 30 000 руб., сумма страховых взносов – 10200 руб. Создание резерва на ремонт основных средств учетной политикой организации не предусмотрено. С целью равномерного распределения затрат принято решение о списании их ежемесячно равными долями в течение 24 месяцев.
В учете это будет отражено следующим образом:
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
Содержание операций | ||||
Дебет |
Кредит |
|||||
97 |
10 |
600 000 |
Отпущены материалы на ремонт основных средств | |||
97 |
70 |
30 000 |
Начислена заработная плата работникам | |||
97 |
69 |
10 200 |
Начислены страховые взносы | |||
Ежемесячно в течение 2 лет | ||||||
20 |
97 |
26 675 Отнесены на
затраты отчетного периода |
Пример
В УСКС ОАО «АНХК» силами сторонней организации произведен ремонт объекта основных средств, используемого в основном производстве. Стоимость ремонтных работ составила 130 000 руб. (в том числе НДС - 19 830,51 руб.). С целью равномерного распределения затрат, принято решение о списании их ежемесячно равными долями на затраты на производство в течение 12 месяцев.
В учете это отражается следующим образом:
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
Содержание операций | |
Дебет |
Кредит | ||
97 |
60 |
110 169,49 |
Отражена стоимость ремонта основного средства на основании акта выполненных работ |
19 |
60 |
19 830,51 |
Отражен НДС
со стоимости выполненных |
60 |
51 |
130 000 |
Оплачен ремонт основного средства |
68 |
19 |
19 830,51 |
Принята к вычету фактически уплаченная сумма НДС |
Ежемесячно в течение 12 месяцев | |||
20 |
97 |
9180,79 |
Отнесены на
затраты отчетного периода |
В целях налогообложения прибыли способ списания расходов на ремонт на расходы будущих периодов не предусмотрен, поэтому бухгалтерам следует помнить о том, что если в бухгалтерском учете они выберут этот способ списания расходов на ремонт, то он не будет совпадать со способом отражения расходов на ремонт основных средств в налоговом учете.
2.4. Создание резерва расходов на ремонт основных средств
Организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств. Резерв расходов создается для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в расходы отчетного периода.
Для этой цели в Плане счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении зарезервированных сумм на ремонт основных средств предназначен счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Создание резерва отражается по кредиту счета 96 и дебету счета учета затрат на производство.
Если ремонт основных средств выполняется силами вспомогательного производства организации, использование сумм резерва отражается по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитом счета 23 "Вспомогательное производство"; если для проведения ремонта привлекаются специалисты сторонних организаций - кредитуется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".