Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 01:05, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия бюджетирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение основных понятий бюджетирования;
- рассмотрение управления процессом бюджетирования;
- рассмотрение разработки главного бюджета;
- рассмотрение роли бюджета в управлении организацией.
Введение……………………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Процессы бюджетирования и планирования на предприятии
1.1. Планирование: назначение и виды планов……………………………...…….....4
1.2. Основные понятия бюджетирования………………………………………………….....6
1.3. Цели и задачи бюджетирования………………………………………………….11
Глава 2. Роль и значение бюджетирования
2.1. Разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов……………13
2.2. Управление процессом бюджетирования предприятия……………………...16
2.3. Роль бюджета в управлении организацией…………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список литературы…………………
- координация
и корректировка по мере
- утверждение высшим руководством и Советом директоров основного бюджета;
- рассылка
утвержденного бюджета по
Состав элементов главного бюджета, особенно его операционной части, во многом зависит от вида деятельности организации. Главный бюджет – это финансовое, количественно определенной выражение маркетинговых и производственных, необходимых для достижения поставленных целей деятельности предприятия.
По оценкам специалистов, из-за того что предприятие не формирует годовых бюджетов, они теряют за год 20% своих доходов. Чтобы избежать потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения. Усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.
Главный бюджет подразделяется на оперативный операционный бюджет (бюджет текущей деятельности) и финансовый бюджет.
Операционный
бюджет обычно состоит из двух частей:
программного бюджета и бюджета
по центрам ответственности. Программный
бюджет объединяет согласованные бюджеты
центров ответственности и
Бюджет продаж - план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции и является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов. Разрабатывается высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга.
Объем продаж и его товарная структура предполагает уровень и общий характер деятельности предприятия. Разработка бюджеты продаж – наиболее сложный этап в процессе бюджетирования, так как объем продаж и, следовательно, выручка от них определяются не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределенности.
Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:
- объем
продаж предшествующего
- производственная мощность;
- зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов;
- рентабельность продукции;
- конкуренция;
- сезонные колебания.
Существуют два основных метода оценки, лежащих в основе разработки бюджета продаж:
Бюджет производства - это производственная программа, исходной информацией для ее разработки является плановый объем реализации и величина запасов. Бюджет производства определяет объем производства для бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции (ГП) на уровне, запланированном руководством. Составляется в натуральном выражении.
Бюджет производства = Бюджет продаж + прогнозируемый запас ГП на конец периода – запас ГП на начало периода. (1)
Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, которая складывается из затрат материалов, труда и накладных расходов. Следующий этап разработки главного бюджета – составление бюджета затрат материалов, бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов исходной информацией является уровень запасов материалов на начало и конец планируемого периода:
Количество = материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции – запасы материалов на начало периода. (2)
Бюджет закупок материалов = (Потребность в материалах для производства + Запасы материалов на конец периода – Запасы материалов на начало периода) х Цена материалов по видам. (3)
Затраты труда зависят от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости. Системы оплаты труда. На основе этой информации составляется бюджет трудозатрат.
Разработке бюджета накладных расходов предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные. Для этого исследуется их зависимость от объема производства продукции. База распределения накладных расходов между отдельными видами продукции выбирается относительно основного фактора затрат на производство продукции и в соответствии с учетной политикой предприятия.
Все текущие
бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз
продаж – первый шаг в процессе
составления бюджета. От прогноза продаж
зависит производственный бюджет, на
основе которого разрабатывается бюджет
закупки (использования) материалов, бюджеты
трудовых затрат и общепроизводственных
расходов.
2.2.
Управление процессом
бюджетирования предприятия
Система управления бюджетированием представляет собой комплексную систему, основными элементами которой являются следующие центы ответственности:
- по доходам, основными функциями которого являются принятие решений по управлению маркетингом и коммерции (формирует смету продаж на основе прогноза сбыта, заключает договоры, контракты и т.п.);
- по расходам, основными функциями которого являются задачи управления производственным процессом и его техническим обеспечением (формирование бюджета закупок сырья материалов, комплектующих с учетом производственной программы, формирование бюджета текущего и капитального ремонта оборудования и т.п.);
- по прибыли, основной функцией которого является управление финансами и экономикой (прогноз прибылей и убытков, формирование налоговых и страховых платежей и т.п.);
- по инвестициям, основными функциями которого являются управление техническим развитием, решение кадровых вопросов.
Система управления включает несколько уровней управления.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов.
Первый, высший уровень - комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена Управления организацией, а также может включать внешних консультантов. Комитет является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации.
Второй уровень - отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (призводственный, снабжения, маркетинга, планово-экономический, финансовый и т.д.)
Третий уровень – отделы, участвующие в подготовке бюджета (бухгалтерия, технический отдел, отдел главного механика, отдел главного электрика, производственные цеха).
С
учетом статей затрат организаций между
этими уровнями существует тесная взаимосвязь,
которая отражена в таб. № 23.
2.3.
Роль бюджета в управлении
организацией
Бюджет позволяет руководству организации осуществлять следующие основные функции:
1. Планирование бюджетных хозяйственных операции. При этом руководство более тщательно разрабатывает планы развития предприятия, принимает во внимание возможные изменения условий деятельности и заранее разрабатывает меры, позволяющие объективно реагировать на предстоящие изменения условий.
2. Координация. Качественно составленный бюджет позволяет координировать и согласовывать работу всех подразделений в пользу предприятия в целом.
3. Информационное обеспечение каждого структурного подразделения. Это позволит обеспечить ответственность определенных лиц за реализацию бюджета и координировать их деятельность в соответствии с ним.
4. Разработка мотивации составления бюджета. Мотивация является мощным средством стимулирования руководителей всех подразделений предприятия, если каждое подразделение принимает активное участие в разработке бюджета и знает, ч-го ожидают от него для осуществления бюджета исходя из интересов предприятия в целом.
5. Управление. В процессе реализации бюджета сравниваются фактические результаты со сметными значениям, что позволяет установить, какие расходы не соответствуют нормативным, и провести анализ отклонений. Такой анализ помогает своевременно определить, какие виды затрат необходимо рассмотреть, в первую очередь, наметить новые мероприятия для исправления создавшейся ситуации.
6. Контроль. Он осуществляется для оценки качества бюджета и основан на определении размера отклонений достигнутых фактических результатов с запланированными. Если, например, фактические затраты больше планируемых, то имеют место отрицательные отклонения. Необходимо определить причины, их вызвавшие, и разработать мероприятия, направленные на их уменьшение. Если, например, фактические доходы больше, чем планируемые, то это положительные отклонения. В процессе контроля составляются отчеты о выполнении бюджетов. При составлении отчетов; должны учитываться следующие принципы:
- своевременность - поступление информации об отклонениях как можно быстрее после завершения отчетного периода;
- точность - информация должна быть достаточно точной, неточная информация приводит к принятию нерациональных решений;
- соответствие информации уровню компетенции пользователя:
- информация в отчетах для каждого уровня должна освещать в большей степени контролируемые этим уровнем статьи доходов и расходов;
- адресность, т.е. информация должна предоставляться менеджерам, имеющим полномочия на ее поучение.
7. Оценка.
Бюджет позволяет руководству организации
объективно оценить деятельность каждого
работника подразделения по реализации
поставленных задач в зависимости от его
способности достичь целей, намеченных
в статическом (жестком) бюджете, продвигать
его по службе в некоторой зависимости
от исполнения этого бюджета.
Заключение
В ходе проведения научного исследования по теме «Планирование и бюджетирование на предприятии» мной были детально изучены и использованы в работе учебные пособия, публикации официальных сайтов Интернет (см. Список использованной литературы). В курсовом работе были рассмотрены основные понятия бюджетирования, его цели и задачи, планирование и его виды, вопросы касающиеся роли бюджета в управлении организацией, разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов.
По результатам исследования первой главы сделаны следующие выводы:
Информация о работе Планирование и бюджетирование на предприятии