Планирование и бюджетирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия бюджетирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение основных понятий бюджетирования;
- рассмотрение управления процессом бюджетирования;
- рассмотрение разработки главного бюджета;
- рассмотрение роли бюджета в управлении организацией.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Процессы бюджетирования и планирования на предприятии
1.1. Планирование: назначение и виды планов……………………………...…….....4
1.2. Основные понятия бюджетирования………………………………………………….....6
1.3. Цели и задачи бюджетирования………………………………………………….11
Глава 2. Роль и значение бюджетирования
2.1. Разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов……………13
2.2. Управление процессом бюджетирования предприятия……………………...16
2.3. Роль бюджета в управлении организацией…………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

БУУ курсач.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    Основные  функции бюджета:

    - планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

    - координация различных видов  деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов  деятельности организации в целом;

    - стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центов ответственности;

    - контроль и оценка текущей деятельности:

    - средства на обучение менеджеров.

    Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.

    Бюджетирование - динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

    1) анализ  исполнения бюджета прошедшего периода ( сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) ;

    2) составление  бюджета на отчетный период;

    3) контроль (мониторинг) за использованием бюджета  отчетного периода;

    4) анализ  использования бюджета отчетного периода ( сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов );

    5) составление  бюджета на следующий период.

    Бюджетный цикл - составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также ею структурных подразделений; определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с  изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

    Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем - бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный период – это период когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев, 13 четырехнедельных периодов  и т.д.

    Планирование  на краткосрочные периоды вызвано  целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования организаций.

    Часто составляют краткосрочный бюджет на период 1-3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями организаций. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводиться на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода. Если деятельность предприятия связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты разрабатываются на 

    Общий бюджет состоит из  трех  частей: оперативного (операционного), инвестиционного и финансового бюджетов.

    Оперативный бюджет - текущий, периодический, характеризует планируемые операции  на предстоящий период. Цель такого бюджета - разработка плана прибылей и убытков. Если основной бюджетный фактор – объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

    Перечень  операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет производственных накладных расходов;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • прогнозный отчет о прибыли.

    Инвестиционный  бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений организации на бюджетный период.

    Финансовый  бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета -планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных  с  осуществлением деятельности, таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости и предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

    К числу  финансовых бюджетов относятся 

  • инвестиционный бюджет;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс.

    Последовательность  формирования основного бюджета  удобно представить в виде блок-схемы (схема № 1)2. Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.

    Форма бюджетов в отличие от финансовой отчетности не стандартизирована. Ик структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

    Статический бюджет - это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты организации прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

    Гибкий  бюджет - это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализаций, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с  запланированными  показателями.

    В основе составления гибкого бюджета  лежит разделение затрат на  переменные и постоянные. В этом бюджете переменные

    затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма  остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

    Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

    Если  организация не имеет возможности  спрогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед, то целесообразно разрабатывать «скользящий» бюджет. Это такой бюджет, который постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего. 

    1.3. Цели и задачи бюджетирования 

    Цель  бюджетирования – создания инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия, основанного на систематическом прогнозировании развития предприятия путем составления бюджетов.

    Работа  бюджетной системы направлена на обеспечение:

    - экономической  эффективности через контроль  и ограничение потреления подразделениями предприятия ресурсов;

    - приемлемого  уровня совокупного объема обязательств  предприятия;

    - сбалансированности  поступления и использования  финансовых ресурсов через контроль  совокупных финансовых потоков  предприятия;

    Задачи  бюджетирования. Планирование основных направлений деятельности:

    - предприятия  в целом и структурных подразделений;

    - доходов  и расходов по различным направлениям  деятельности;

    - приобретения  и реализации основных средств;

    - изменения  задолженностей и собственных  средств;

    - использования  материальных и людских ресурсов.

    Подготовка  прогнозной финансовой отчетности. Контроль исполнения бюджетного плана. Анализ возможных  изменений финансового состояния  компании в результате реализации бюджетного плана.

    Требования  к бюджетной системе.

    Для реализации поставленных целей система должна отвечать целому ряду общих требований.

    Гибкость  – системы должна оставаться работоспособной  при изменении внутренних и внешних  условий хозяйствования либо допускать  возможность коррекции для поддержания  работоспособности.

    Прозрачность  – работа системы должна быть четко  регламентирована, не должна допускаться  неоднозначного толкования возможных  вариантов решения возникающих  перед системой задач, система должна допускать возможность сквозного  контроля деятельности.

    Простота  – система не должна требовать  от специалистов предприятия наличия  специальных навыков. Кроме того, по мере возможности следует стремиться избегать использования производных  и дополнительных по отношению к  действующим на предприятия учетным  данным и информационным системам форм представления информации и документов. Вместе с тем предполагается, что специалисты предприятия должны быть знакомы с методиками бюджетно-финансового планирования и имеет навык работы на персональном компьютере.

    Бюджетная система должна отвечать следующим критериям:

- Компания исходит  из бездефицитного бюджета платежных  средств;

- Исходной информацией  при определении затрат подразделений  являются данные производственных  планов. Переход от производственных  планов к сметам затрат осуществляется с использованием однозначных правил расчета и прогнозирования затрат;

    - затраты  производственного характера должны  быть привязаны к объектам  производственного планирования;

    - использование  производственными подразделениями  ресурсов и выделенных финансовых ресурсов должно находиться в пределах утвержденных планов;

    - формат  представления и аналитические  разрезы плановых данных должны  быть сопоставимы с данными,  используемыми в учете;

    - должен  быть обеспечен оперативный учет  и контроль движения финансовых и иных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 

 

    Глава 2. Роль и значение бюджетирования 

    2.1. Разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов 

    Бюджетирование  начинается с разработки главного бюджета, т. е. плана производственно-финансовых операции, составляющих деятельность предприятия на бюджетный период. Бюджет не имеет стандартизованной формы (в отличие от бухгалтерской финансовой отчетности). Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, чтобы его содержание было понятно пользователю. Бюджет может не содержать одновременно данных о доходах и расходах, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, в бюджете закупок материалов представлены сведения только о планируемых расходах сырья и полуфабрикатов. Структура бюджета зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Детализированные бюджеты составляются на один год с подразделением их на кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов.

            Основными этапами процесса составления  главного бюджета являются:

    - рассмотрение  текущей программы, включающей  общие планы, направления и  политику, предложения и ограничения,  используемые при подготовке  бюджетных оценок;

    -   составление бюджета продаж;

    - подготовка  других бюджетов менеджерами  центров ответственности при поддержке (но не доминировании) персонала бюджетного отдела предприятия;

    - переговоры  по согласованию основного бюджета  между менеджерами центров ответственности  и руководителями предприятия,  в результате которых возникают  обязательства между ними;

Информация о работе Планирование и бюджетирование на предприятии