Отчёт о микроисследовании рынка канцелярских товаров в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:51, лабораторная работа

Краткое описание

Что такое канцтовары великолепно знает всякий человек. Канцелярские принадлежности сопровождают нас всю нашу жизнь. Мы в детстве рисуем, учимся писать, занимаемся в школе и институте, пользуемся канцтоварами в работе, рисуем со своими детьми... Виды канцтоваров очень разнообразны, начиная от самых простых - блокнота и ручки, которые необходимы постоянно, и заканчивая различными дыроколами, степлерами, стикерами и другими канцтоварами, которые используются не столь часто.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………. ..2
2. Структура рынка канцелярских товаров ………………….…………..3
Производство……………………………………………………………3
Тетради…………………………………………………………………..5
Пишущие принадлежности…………………………………………….6
Авторучки……………………………………………………………….6
Карандаши……………………………………………………………….10


4. Доли рынка в процентах разных видах канцтоваров………………….12
5.Спрос………………………………………………………………………13
6. Движущие силы рынка…………………………………………………..15
Объем,Тенденции,Перспективы………………………………………...15
Потребления……………………………………………………………...16
7. Сравнение крупнейших игроков рынка по основным показателям
дистрибьюция ………………………………………………………….. ..17
элитные продукты…………………………………………………….......18
8. Российский рынок сегодня………………………………………………21
прогноз стратегических планов компаний отрасли ……………………22
Российская специфика……………………………………………………22
Сезонность продаж……………………………………………………..…23
Список литературы………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Российский рынок канцелярских товаров.docx

— 238.56 Кб (Скачать)

Что касается дорогих письменных приборов, то здесь можно выделить функциональную группу - ручки, которые  используются непосредственно для  письма и так называемую подарочную. В последней серии лидерство, естественно, за Parker. Хотя появляются и новые бренды (новые лишь для российского рынка канцелярских товаров) в этом презентабельном сегменте, такие, как Waterman, Cross, Sheaffer, Aurora, Montblanc — давно известные на международном рынке марки, которые начинают занимать в России свою нишу.

Изделия из мягкого пластика, т.е. из мягкого полипропилена и  поливинилхлорида - это папки, боксы, разделители, используемые для хранения документов. Этот вид канцтоваров  занимает значительную долю рынка - около 12% и производится в основном в  России. В частности, в РФ основными производителями этих товаров являются МАМ ТД, Облкульторг, "Антураж", "КанцФайл", "Бюрократ" и другие. Они закупают сырье для своего производства в Европе или Азии, делают здесь товар, который успешно конкурирует с импортными аналогами, в основном за счет более экономичной цены: благодаря снижению транспортных расходов, таможенных платежей (пошлина на ввозимое сырье ниже, чем пошлины на готовую продукцию) и сокращения количества посреднических услуг. Однако российские производители несколько отстают от европейских по дизайну и качеству. Например, по папкам-уголкам, с точки зрения прозрачности и насыщенности цветовой палитры, европейские производители пока опережают отечественных. По папкам из мягкого пластика (папки-боксы, папки на резинке, на кнопке и пр.) дизайн и цветовая гамма у европейских и азиатских производителей шире и разнообразнее, чем у российских. У карманов с перфорацией (файлов) российские производители так и не смогли пока добиться качественного уровня европейских производителей - это специальная антибликовая обработка поверхности при сохранении 100% прозрачности и так называемого свойства Copy Safe, когда надпись не отпечатывается на файле внутри.

Изделия из жесткого пластика - лотки, вертикальные папки, карандашницы, корзины для мусора и пр. - это самый первый вид продукции рынка канцтоваров, с которого начали российские производители. Такую продукцию невыгодно импортировать. При транспортировке изделий из жесткого пластика везешь воздух, сумма инвойса небольшая. Вследствие высоких транспортных расходов и таможенных платежей продукция становится чуть ли не в 2 раза дороже. Сейчас основным российским производителем признана компания "Стамм". Есть и другие - "Созвездие Близнецов", Унипласт, Интеко и т. д. Однако европейские производители по-прежнему используют более качественные пресс-формы, благодаря которым у лотков нет заусенцев, края абсолютно гладкие, место разъема пресс-формы незаметно. Кроме того, дизайн европейских и азиатских производителей жесткого пластика намного более современный и разнообразный. Некоторые европейские производители (например, Esselte, Han) принесли в Россию свои пресс-формы и, используя российские производственные мощности, производят продукцию по субконтракту, которая вполне способна составить конкуренцию зарубежным аналогам.

Папки-регистраторы (картонные  и пластиковые), в совокупности занимают около 13% рынка. Папка-регистратор - это  гениальное изобретение, у которого есть специальный механизм, позволяющий  достать или подшить в любое  место папки необходимый документ. Эти папки используется в основном для архивации документов. Всплеск  потребления рынком этого товара возникает в конце года и в  конце каждого квартала, когда  компании оформляют и сдают финансовую отчетность. В РФ их продается около 35 млн шт. в год.

Папки регистраторы в основном производятся в РФ. У нас есть 5 основных производств, при этом импортные  поставки незначительные, поскольку  не выдерживают ценовой конкуренции. Первыми начали изготовлять папки-регистраторы в РФ две европейские компании - это Esselte и Durable. Есть также чисто российские производители - это "Офис-премьер" со своей торговой маркой Erich Krause, "Балтик СТМ" со своей ТМ Expert Complete и другие. Специалисты "Регент-Офис" рассматривали варианты начала производства папок-регистраторов и пришли к выводу, что на данном этапе это нерентабельно, так как конкуренция на рынке очень большая, заработки производителей крайне низкие.

В РФ производится клей и  корректура. Это тоже большая доля рынка. Здесь в основном представлены зарубежные производители - как европейские, так и азиатские. "Регент-Офис" предлагает успешную ТМ Stanger - немецкое качество по очень привлекательной цене. Дыроколы, степлеры в РФ также не производятся, поскольку это сложный технологический процесс. Производство дыроколов и степлеров связано с выплавкой либо заказом металлических и пластиковых деталей: рычаги, крышки, пробойники, пружины и прочее. Первая попытка начать производство дыроколов была осуществлена компанией "Фарм" несколько лет назад, но проект не развился. Других проектов не было вообще. Как правило, российские компании размещают заказы в Азии. Там производятся многие ТМ, такие как Erich Krause, Proff и прочие.

В результате анализа ситуации на рынке становится очевидно, что наравне с общим ростом экономики рост потребления канцтоваров и офисной бумаги будет также расти пропорционально общему росту. По оценке экспертов рынка, россияне будут увеличивать закупки канцтоваров в течение ближайших пяти лет примерно на 20% ежегодно. Рост объема рынка будет обеспечен, прежде всего, за счет увеличения потребления товаров для офиса и форматной бумаги.

В то же время, отмечается тенденция  к укрупнению бизнеса. В условиях роста инфляции и, как следствие, транспортных расходов крупные компании будут стремиться развивать собственное  производство непосредственно в  России. Однако вряд ли существующий, мягко  скажем, неблагоприятный налоговый  режим позволит удержаться на плаву  мелким и многим средним компаниям.

 

 

 

Российский рынок  канцтоваров растет быстрыми темпами, что связано с открытием новых  компаний, и, соответственно, новых  офисов. Кроме того, растет число  так называемых домашних офисов, поэтому  спрос на канцтовары не замедляется. Одна из главных тенденций на рынке  канцелярских товаров — изменение  дизайна товаров. В моде эргономичные формы: прямые углы уступают округлым поверхностям. Расширяется цветовая гамма: вместо серого и черного цветов появляются яркие; популярны металлизированные  и флуоресцентные оттенки.

             Российский рынок канцелярских товаров сегодня

Сегодня российский рынок  канцтоваров является одним из наиболее быстрорастущих. Его объем, по оценке Национального Канцелярского Альянса (НКА), составляет свыше полутора миллиардов долларов, и при этом ежегодно увеличивается, как минимум, на 20%. "Темпы очень высоки ,однако запасы роста очень приличные: в США данный рынок насчитывает 40 миллиардов долларов. С точки зрения культуры потребления мы все еще сильно отличаемся от развитых стран. По крайней мере, до сих пор активным спросом пользуется довольно скромный ассортимент примерно в тысячу наименований, тогда как в США или Европе крупные торговцы и дистрибьюторы предлагают до 15 тысяч".  
 
В целом, российский канцелярский рынок производит впечатление спокойного и мирного, почти "семейного", здесь не случалось ни громких переделов собственности, ни серьезных скандалов. "Канцелярка" - удивительная отрасль, инвестиций извне тут не было практически никогда, - говорит Сокол. - Каждый из основателей крупнейших компаний нашел собственную нишу, но все они начинали с дистрибуции иностранных марок".  
 
"Пустяшный", несерьезный, на первый взгляд, рынок и за вход просил еще лет пять назад совсем немного. Для небольших фирм-новичков канцтовары оказались настоящим Эльдорадо: оптовая партия степплеров или карандашей во много раз дешевле фуры с телевизорами, так что импортные поставки можно было начинать, имея небольшой капитал. Специфика товара позволяла ловко играть с ценами: по внешнему виду той же ручки часто трудно определить, стоит она пять центов или двадцать пять. Стало быть, легче занизить декларируемую цену на таможне - и одновременно слегка накрутить розничную. При этом канцтовары - быстро расходующийся материал, а значит, дают высокую скорость оборота вложенных средств. В общем, пока конкуренция не достигла своего пика, это был не бизнес, а сплошное удовольствие.  
 

В Москве насчитывается более 300 компаний-поставщиков канцтоваров, а в целом по России их свыше 3 тысяч. На рынке стало тесно, прибыли  заметно снизились. Именно поэтому  практически все крупнейшие игроки сейчас стремятся разрабатывать, в  первую очередь, корпоративный сегмент, где сохраняется самая высокая  маржа. 

 
Прогноз стратегических планов компаний отрасли

 
В настоящее время в число ключевых компаний-дистрибьюторов, по оценке группы "Комкон", входят "Комус", "Офис-Премьер", "Пробюро", "Фарм" и "Регент". Крупные игроки занимают около половины рынка. Остальные 50% принадлежат небольшим компаниям. Отрасль в целом оценивается как весьма перспективная - по прогнозам, ее рост в этом году составит от 20% до 40%. В общих объемах продаж канцтоваров, по информации РБК, на долю офисных принадлежностей приходится более 60%. "На этом рынке не так много новичков, - рассказывает директор по развитию компании "Комус" Михаил Ахмедов. - Российский рынок товаров для офиса представлен рядом очень крупных компаний, работающих более семи лет, и множеством средних и мелких фирм. Рынок уже хорошо структурирован, и барьеры входа на него довольно высоки, так как нескольким компаниям принадлежит более 50% всего рынка. Тенденция развития последнего времени - это экспансия региональных компаний в соседние территории и Москву, активное освоение столичными лидерами областных рынков. На наш взгляд, в ближайшее время конкуренция в крупнейших регионах только усилится, так как в столицах рынок близок к насыщению". 

 
Российская специфика 
Долгие годы основными потребителями канцтоваров в нашей стране были учащиеся. Отсюда и заметные отличия отечественного рынка от западных: явный перекос в соотношении долей и отсутствие современного производства, которое устраивало бы не только детей, но и взрослого, требовательного и взыскательного, клиента.  
 
Формально рынок канцтоваров во всем мире делится на две условные части: школьные и офисные принадлежности. Как правило, они отличаются лишь ассортиментом и уровнем исполнения. Ученики пользуются определенным набором, а работникам офисов требуется куда больше разных предметов. И если в прежние годы рост отрасли у нас происходил, в основном, за счет школьно-письменных принадлежностей, то теперь продавцы скрепок и степплеров рассчитывают на корпоративных клиентов - именно они стали главными потребителями этого рынка. По некоторым оценкам, сегодня офисы приобретают до 60% всех реализуемых канцтоваров в стоимостном выражении.  
 
«Однако у российского рынка есть своя особенность: границы между офисным и не офисным товаром определяются еще и по ценовому признаку.  Масштаб офисной канцелярии гораздо больше школьного. Дело тут не только в ассортименте, просто работающих людей по определению больше, чем учащихся. И все равно в России объемы продаж школьной и офисной канцелярии гораздо ближе друг к другу, чем в Европе». 
 
"На самом деле, дать более или менее точную оценку соотношения долей этого рынка практически нельзя, а может быть, и не стоит этого делать. - Компаний, занимающихся всего одним направлением, нет, поскольку провести четкую границу в ассортименте между канцелярскими принадлежностями только для взрослых и только для детей - невозможно".  
 
Совмещать оба вида деятельности для компаний, торгующих канцтоварами, удобно с точки зрения не только ассортиментного ряда, но и абсолютно разных сезонных пиков покупательского интереса. 

 
Сезонность продаж 

У школьного направления  максимум приходится на период с 15 августа  по 15 сентября (тогда оборот фирм возрастает в три раза), а с марта торговля практически замирает. У офисного продажи более стабильны круглый год; к тому же у торговцев этим товаром есть круг постоянных клиентов. Единственным заметным пиком является декабрь, поскольку в преддверии новогодних и рождественских праздников закупается максимум сувениров, бизнес-аксессуаров и канцтоваров. "Высокий" сезон длится около полутора месяцев: с 15 ноября по 31 декабря. "Рост объема продаж в новогодний период по этим видам продукции в десять раз превышает среднемесячный показатель по году, - говорит директор департамента полиграфической и сувенирной продукции компании "Комус" Виталий Монастырский. - Есть товары, которые реализуются, в основном, только под Новый год. Например, датированная продукция". Рост продаж, по словам представителей компаний, торгующих канцтоварами, связан не только с наступающим годом, но и с тем, что многие фирмы в декабре лихорадочно пытаются освоить остающийся бюджет на обеспечение офисными товарами.  
 
Вслед за спросом постепенно подтягивается и отечественное предложение. "Одной из последних приятных тенденций на нашем рынке является развитие собственного производства, - отмечает Дмитрий Сокол. - Мы должны выпускать все, что можем и что выгодно. По большей части, это широкий спектр бумажной продукции, а также не очень технологичные виды канцтоваров. По крайней мере, скрепки гнуть уже научились, теперь начинаем лить колпачки для фломастеров, лотки для бумаги и корзины для мусора. Отечественные тетради пока еще уступают по качеству финским, но уже не в разы".  
 
Сейчас страна обеспечивает себя тетрадями на 99%, бумагой - на 70%. Однако пишущие принадлежности у нас преимущественно привозные, поскольку производство хорошей ручки является высокотехнологичным процессом, а выполнять его мы можем пока лишь на уровне "отверточной сборки". "Технология изготовления обыкновенной шариковой ручки сродни космической, - отмечает заместитель генерального директора фирмы "Смистар" Александр Смирнов. - Создать конкурентоспособное производство пишущих принадлежностей можно только с помощью западных инвестиций. Однако иностранцы не торопятся вкладывать деньги в наши предприятия".  
 
В любом случае, по мнению участников рынка, мы все равно будем много закупать за рубежом. Для того чтобы организовать производство в России, потребуются значительные вложения - и при этом продукция обойдется заметно дороже, чем аналогичная под западным брэндом, но произведенная в Юго-Восточной Азии. 

Информация о работе Отчёт о микроисследовании рынка канцелярских товаров в России