Отчет по производственной практики в ОАО «Сбербанк РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 03:18, отчет по практике

Краткое описание

Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Задачи практики:
1. Изучение учредительных документов (лицензия банка, устав);
2. Изучение организационной структуры организации;
3. Ознакомление с организацие работы по кредитованию клиентов ( структура кредитного лтдела, основные элементы кредитной политики, порядок изучения информации о клиенте т.д.);
4. Ознакомление с кредитованием физических лиц (виды потребительских и ипотечных программ, способы обеспечения кредита, способыначисления и взыскания процентов за кредит и т.д.);

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Второй способ - анализ денежных потоков. Его суть - в сопоставлении денежных притоков (прибыли, амортизации и др.) и оттоков (выплаты налогов и др.) в период срока ссуды.

Третий способ - оценка делового риска заемщика.

Третий этап - это оформление кредитного договора.

Договор кредита является основным договором кредитования, создает юридические предпосылки обеспеченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов.

Кредитный договор является разновидностью договора займа, заключается только в письменной форме.

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которым относятся: предмет договора, цель кредита, его размер, срок возврата, условия выдачи и погашения, процентная ставка за пользование кредитом, способы обеспечения кредитного обязательства.

Уплата процентов производится юридическими лицами ежемесячно или ежеквартально.

Процентная ставка по кредиту устанавливается в зависимости от условий кредитования, но не ниже минимальной ставки, утвержденной комитетом по ставкам и лимитам СБ РФ.

Обеспечением банковского кредита могут служить залог, банковская гарантия, поручительство, страхование кредитного риска, переуступка требования (цессия).

Схематично рассмотрим данные способы обеспечения кредитов на рисунке 3.


Рисунок 3 - Способы обеспечения кредитов

В качестве обеспечения КО СБ России (ОАО) применяет:

поручительство граждан и юридических лиц;

залог транспортных средств, оборудования, товаров в обороте, объектов недвижимости.

Залоговая стоимость предметов залога определяется исходя из их оценочной стоимости, с учетом поправочных коэффициентов, и должна покрывать сумму кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов.

Понижающие коэффициенты применяются с целью снижения рисков банка. С учетом вышеизложенного, оформление кредитного договора сопровождается одновременным оформлением кредитным работником соглашения о безакцептном списании с расчетного счета заемщика, а также, в зависимости от вида обеспечения, договора залога и договора поручительства.

Кредитный договор, договор залога, соглашение о безакцептном списании с расчетного счета заемщика составляются в трех экземплярах: один экземпляр - для заемщика, два - для КО СБ России (ОАО).

Если же заемщик имеет расчетный счет не только в КО СБ России (ОАО), но и в других банках, то заключение составляется в трех экземплярах между тремя сторонами, один из которых передается заемщику, второй - КО СБ России (ОАО) (кредитору), а третий - тому банку, в котором у заемщика открыт расчетный счет.

Договор поручительства составляется в четырех экземплярах: один - для поручителя, один - для заемщика, два - для КО СБ России (ОАО).

Один из экземпляров, предназначенных для банка, передается работнику банка, ответственному за сохранность документов, второй - в кредитующее подразделение, копия - в бухгалтерию.

При использовании в качестве обеспечения поручительств и залога имущества, выдача кредита производится после оформления договоров поручительства и залога.

Не допускается заключение кредитного договора с использованием залога приобретаемого имущества, стоящегося объекта недвижимости. В кредитном договоре указывается график погашения.

Договор поручительства оформляется на полную сумму обязательств заемщика по кредитному договору. Договор поручительства должен иметь ссылку на номер и дату кредитного договора.

Договор о залоге имущества может быть заключен как с заемщиком, так и с третьим лицом.

В нем указывается: предмет залога, его оценочная стоимость, с учетом поправочного коэффициента имущества, размер и сроки использования обязательств по кредитному договору, другие условия.

Договор залога объектов недвижимости должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в соответствующих государственных органах.

Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение.

Для оформления кредитных документов кредитный работник приглашает заемщика, поручителей и залогодателей. Заемщик может оформить кредит в течение десяти дней со дня принятия решения банком о предоставлении кредита.

Кредитный работник визирует подписанный заемщиком кредитный договор, регистрирует его в журнале регистрации и делает отметку в журнале регистрации заявлений о номере и дате кредитного договора.

Кредитная документация, завизированная юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения, передается на подпись руководителю банка.

Четвертый этап - выдача кредита - включает организационные и технические условия кредитования, которые определяют форму ссудного счета, порядок оформления, выдачи, способа предоставления ссуд.

Выдача кредита осуществляется на основании распоряжения кредитного сектора операционному сектору, в котором указываются наименования заемщика, сумма, шифр кредита и символ отрасли, направление и предельный срок ссуды, периодичность и формы уплаты процентов.

В современной банковской практике применяются следующие виды ссудных счетов: простой ссудный счет, специальный ссудный счет и контокоррентный счет.

Предприятие может кредитоваться по нескольким простым ссудным счетам.

После чего, сотрудники операционного сектора производят операции по зачислению средств, на основании платежных поручений завизированных кредитным работником: с корреспондентского счета на простой ссудный счет предприятия-заемщика, с ссудного на расчетный счет, и непосредственно с расчетного счета заемщика, на оплату предъявленных к счету расчетно-денежных документов за кредитуемые товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Последний пятый этап - Кредитный мониторинг. Подразумевает контроль банка за использованием и погашением ссуды. Банк регулярно контролирует целевое использование ссуды, выполнение иных условий кредитного договора.

Для этого банк проверяет текущее состояние финансовой и хозяйственной деятельности заемщика, в случае необходимости проводит аудиторские проверки на предприятии заемщика.

За нарушение заемщиком взятых на себя обязательств банк может приостанавливать дальнейшую выдачу кредита, предъявлять его к досрочному взысканию, сокращать сумму, предусмотренную к выдаче по договору кредита, увеличивать процентную ставку по нему, применять другие меры, предусмотренные Регламентом СБ РФ.

Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней осуществляется посредством кредитного мониторинга, который заключается в периодическом анализе финансового состояния заемщика, оценке состояния ссуд и проведения аудиторских проверок.

Ежемесячно, ежеквартально или не реже одного раза в полгода (в зависимости от периодичности осуществляемых проверок предмета залога).

Работник кредитного отдела заполняет карточку состояния предмета залога, а также составляет акт проверки переданного в залог имущества по результатам проверки залога.

Банк вправе по ходатайству заемщика пролонгировать срок возврата кредита, то есть продлить срок его действия.

На основании анализа предоставляемой бухгалтерской и финансовой отчетности, кредитный работник заполняет ежеквартально карточку финансового состояния заемщика.

Кредитный работник производит оценку кредитных рисков, с целью формирования резерва на возможные потери по ссудам.

После этой оценки он составляет карточку учета резерва на возможные потери по ссудам и карточку мониторинга наличия признаков проблемной задолженности. Эти карточки заполняются ежемесячно.

Банк вправе по ходатайству заемщика пролонгировать срок возврата кредита, то есть продлить срок его действия.

Сотрудник кредитующего подразделения анализирует и обобщает предоставленные заемщиком материалы и готовит заключение о возможности пролонгации срока действия кредитного договора.

В случае наличия у заемщика просроченной задолженности по уплате процентов и других платежей в соответствии с условиями кредитного договора пролонгация срока действия кредитного договора не допускается.

За нарушение заемщиком взятых на себя обязательств банк может приостанавливать дальнейшую выдачу кредита, предъявлять его к досрочному взысканию, сокращать сумму, предусмотренную к выдаче по договору кредита, увеличивать процентную ставку по нему, применять другие меры, предусмотренные Регламентом СБ РФ.

По факту закрытия кредитного договора оригиналы кредитной документации возвращаются кредитующему подразделению и помещаются в кредитное досье.

Кредитное дело направляется в архив сотрудником кредитующего подразделения через 6 месяцев после окончательного погашения заемщиком всех обязательств по кредитному договору.

 

 

 

Тема 5. Оценка кредитоспособности и платежеспособности юридических  

лиц.

В настоящее время в мире не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки используют различные системы анализа кредитоспособности заемщика.

Существует три основных метода оценки кредитоспособности.

1. Анализ финансовых коэффициентов. Качественный анализ финансовых  коэффициентов заключается в  необходимости определить для каждого из них ограничения, отклонение от которых в ту или иную сторону не является положительным моментом в деятельности организации, или такой анализ вообще невозможен в силу объективных причин.

2. Анализ денежного потока. При оценке величины денежного потока сопоставляются притоки и оттоки денежных средств заемщика за период, соответствующий периоду кредитования. На основе полученных данных может быть смоделирован денежный поток на планируемый период.

3. Анализ делового риска. Можно выделить следующие основные факторы делового риска: надежность поставщиков; сезонность поставок; длительность хранения сырья и материалов; и т.д.

Самым важным и наиболее часто используемым источником информации о кредитоспособности российские банки считают заверенную аудитором бухгалтерскую отчетность заемщика. Это объясняется тем, что бухгалтерская отчетность свидетельствует о финансово-экономическом положении предприятия и позволяет рассчитывать показатели и коэффициенты, необходимые для присвоения кредитного рейтинга. Вместе с тем отечественным банкам, а как свидетельствуют бухгалтерские скандалы с манипулированием данными отчетности на Западе, и иностранным банкам следует более широко использовать альтернативную информацию, получаемую, например, из внешних источников. В противном случае достоверность присвоенного рейтинга ставится под сомнение.

Большое значение банки отводят кредитной истории заемщика, накопленной в данной кредитной организации. Безусловно, она служит источником надежной и достоверной информации, однако при заключении кредитного договора в первый раз не может быть использована. В этом случае банк обращается к независимым источникам информации. К сожалению, как показывает статистика, использование этого источника носит эпизодический характер.

Платежеспособность. О неплатежеспособности, как правило, свидетельствуют непокрытые убытки прошлых лет, непокрытый убыток отчетного года, краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, просроченная краткосрочная и долгосрочная кредиторская задолженность, кредиты банков для работников, не погашенные в срок.

Имущественное положение. В рамках анализа имущественного положения заемщика проводится вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, который позволяет составить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также о динамике их изменений.

Ликвидность. Оценка ликвидности состоит в определении объемов и источников средств, используемых для покрытия различных видов активов организации. В зависимости от соотношения показателей собственных оборотных средств и источников финансирования запасов определяется с некоторой долей условности тип текущей финансовой устойчивости заемщика: абсолютная финансовая устойчивость, нормальная финансовая устойчивость, неустойчивое финансовое положение, критическое финансовое положение.

При оценке кредитоспособности заемщика юридического лица могут быть использованы различные методы. Наиболее распространенными из них являются оценки на основе: системы финансовых коэффициентов; анализа денежных потоков; анализа делового риска. Каждый из указанных способов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

При оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов в мировой практике применяются пять групп коэффициентов: ликвидности; эффективности (оборачиваемости); финансового левериджа; прибыльности; обслуживания долга. Данный метод оценки кредитоспособности можно использовать как при оценке кредитного риска так и банковских структур.

Рассматриваемые финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период. В зарубежной практике фактические показатели берутся как минимум за три года. В этом случае основой расчета коэффициентов кредитоспособности являются средние за год (квартал, полугодие, месяц) остатки запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, средств в кассе и на счетах в банке, размер уставного фонда, собственного капитала и так далее.

Информация о работе Отчет по производственной практики в ОАО «Сбербанк РФ»