Отчет по производственной практики в ОАО «Сбербанк РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 03:18, отчет по практике

Краткое описание

Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Задачи практики:
1. Изучение учредительных документов (лицензия банка, устав);
2. Изучение организационной структуры организации;
3. Ознакомление с организацие работы по кредитованию клиентов ( структура кредитного лтдела, основные элементы кредитной политики, порядок изучения информации о клиенте т.д.);
4. Ознакомление с кредитованием физических лиц (виды потребительских и ипотечных программ, способы обеспечения кредита, способыначисления и взыскания процентов за кредит и т.д.);

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

- помощь кредитным инспекторам  и аналитикам, предоставляя им  информационную поддержку в принятии  решений.

Показатели платежеспособности вычисляются на основе данных о доходе физического лица и степени риска потери этого дохода. Практикуется расчет платежеспособности заемщика исходя из среднемесячного дохода за предыдущие шесть месяцев. Доход определяется из справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ или по форме банка, заверенной печатью работодателя. Доход заёмщика можно определить и по налоговой декларации.

В основе оценки кредитоспособности физического лица по кредитной истории - изучение его кредитной истории, связанной с получением и возвратом кредитов. Банк использует сведения, содержащиеся в заявлении на выдачу ссуды: имя, адрес местожительства, номер пенсионного свидетельства. На основе этих данных собирают информацию о случаях неплатежа у различных кредитных организациях и любых других получателей платежей от физических лиц ( налоговых, коммунальных и т.д.). Таким образом составляеся кредитная история. В России действует Федеральный закон "О кредитных историях", создаются специальные бюро по кредитным историям.

Основным документом, регулирующим деятельность Бюро кредитных историй (БКИ) в Российской Федерации, является Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О кредитных историях"

Андеррайтинг - это оценка вероятности погашения кредита. По результатам проведения андеррайтинга потенциального заемщика банк принимает положительное решение или отказывает в предоставлении кредита. В ходе андеррайтинга оценивается ваша способность вернуть кредит

- уровень доходов;

- готовность погасить  его (анализ кредитной истории);

- достаточность закладываемого  имущества для обеспечения кредита.

 

 

 

Тема 4. Кредитование юридических лиц 

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования: срочность, возвратность, обеспеченность, платность и диверсификация кредитного портфеля по срокам и заемщикам.

Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика.

Кредитные средства предоставляются банком на следующие цели:

пополнение собственных оборотных средств и финансирование расходов по основной производственной деятельности;

кредитование коммерческих операций и программ;

овердрафтное кредитование;

инвестиционное кредитование;

финансирование строительных проектов.

Метод кредитования определяет вид ссудного счета, который используется для выдачи и погашения кредита.

В настоящее время заемщикам при любом методе кредитования открываются простые ссудные счета, не связанные напрямую с расчетным счетом, что повышает ответственность заемщика за расходование заемных средств.

Банк может открывать предприятию сразу несколько ссудных счетов, если оно одновременно пользуется кредитом под несколько объектов, и следовательно, ссуды выдаются на разных условиях, на разные сроки и под разные проценты.

Такой обособленный учет ссуд необходим для банковского контроля над их целевым использованием и своевременным погашением.

Процесс предоставления банковской ссуды называется кредитным процессом (процессом кредитования). Процесс кредитования предприятий коммерческим банком, а также в данном случае КО СБ России (ОАО) включает пять основных этапов.

 

Основные этапы схематично представлены на рисунке 1


Рисунок 1 - Схема кредитного процесса

 

Рассмотрим подробнее данные этапы предоставления кредита.

Первый этап - рассмотрение заявки на получение ссуды.

В заявке содержатся главные параметры ссудной операции: цель и сумма запрашиваемой ссуды, срок ссуды и порядок ее погашения, порядок уплаты процентов и др. Банк тщательно анализирует заявку, а также прилагаемый к ней пакет необходимых документов: анкета заемщика, правоустанавливающие документы, финансовые документы заемщика, документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита, документы по предоставляемому обеспечению и другие.

Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.

Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы.

Заявление регистрируется в журнале учета заявлений, на нем проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

Заявка на кредит рассматривается в течение пятнадцати календарных дней после ее регистрации.

В коммерческих банках кредитная заявка рассматривается в составе сопроводительных документов, представленных на рисунке 2.


 

Рисунок 2 - Пакет сопроводительных документов, прилагаемых к заявке на кредит

 

Для различных групп клиентов разрабатываются различные пакеты документов. В составе примерного пакета документов могут быть следующие:

1 Анкета заемщика (аналогичная анкета заполняется поручителем, гарантом и залогодателем), представленная в приложении 8.

2 Правоустанавливающие документы:

нотариально удостоверенные учредительные документы;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на дату обращения в банк;

нотариально удостоверенная карточка с образцом подписей и оттиском печати;

копии протоколов заседаний соответствующих органов юридических лиц.

3. Нотариально удостоверенную  копию свидетельства Федеральной  налоговой службы о постановке  на учет в налоговом органе юридического лица.

4. Финансовые документы  заемщика:

бухгалтерская отчетность за последние 5 отчетных дат в полном объеме, заверенная подписью руководителя и печатью заемщика;

справку о доле денежной составляющей в выручке;

справку из подразделения ФНС России о состоянии расчетов с бюджетом, а также о счетах, открытых в коммерческих банках;

справки банков об остатках денежных средств на расчетных и текущих счетах;

5. Документы по технико-экономическому  обоснованию возвратности кредита:

технико-экономическое обоснование кредита;

план доходов и расходов;

копии контрактов, подтверждающих расходную и доходную части бизнес-плана;

6. Документы по предоставляемому  обеспечению:

при залоге недвижимости:

документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;

документ о территориальных границах земельного участка, выданный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

справку из органов по государственному техническому учету;

а)при залоге транспортных средств - копия паспорта транспортного средства;

б) при залоге товаров - расшифровка соответствующих балансовых счетов, подписанная руководителем и главным бухгалтером залогодателя и заверенная его печатью;

в) при залоге оборудования - расшифровка соответствующих балансовых счетов.

При принятии в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества, необходимо провести его оценку.

Оценку производит предприятие-оценщик, которое имеет на эту деятельность лицензию. Оплачивает оценку заемщик.

Имущество, передаваемое в залог, должно быть обязательно застраховано: заключается трехстороннее соглашение между банком, заемщиком и страховой компанией.

Выгодоприобретателем по договору страхования выступает банк. Срок договора страхования не должен быть меньше срока кредитования.

Экспертная оценка независимого оценщика, стоимости имущества, передаваемого в залог, документы о страховании предмета залога в пользу банка включаются в пакет необходимых документов.

Заявление регистрируется в журнале учета заявлений, на нем проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

Заявка на кредит рассматривается в течение пятнадцати календарных дней после ее регистрации.

Процесс рассмотрения заявки заключается в проведении экономистом кредитного отдела проверки предоставляемых клиентом документов и сведений.

Кроме того, кредитное подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности банка.

Юридическая служба анализирует предоставленные ей документы с точки зрения правильности их оформления и соответствия действующему законодательству. Служба безопасности проводить проверку паспортных данных, места жительства, места работы поручителя и сведений, указанных в анкете.

По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения на предоставление кредита, которые передаются в кредитующее подразделение.

Кредитный работник, прежде чем составить обобщающее заключение, проводит комплексный анализ кредитоспособности заемщика и изучает его кредитную историю.

Затем данное заключение, завизированное начальником сектора кредитования, и заключения других служб прилагаются к пакету документов заемщика.

Подготовленное кредитующим подразделением заключение о целесообразности предоставления кредита передается на рассмотрение Кредитному комитету.

При принятии Кредитным комитетом банка решения отклонить просьбу о выдаче кредита, в адрес комитета направляют письменное уведомление с аргументированными причинами, по которым кредит не может быть предоставлен.

В случае принятия Кредитным комитетом положительного решения, сотрудник кредитующего подразделения:

1. Готовит и направляет  письменное уведомление в адрес  клиента за подписью руководителя  кредитного подразделения;

2. Вносит соответствующую  исходную информацию - анкеты, данные  заемщика, его заявление о предоставлении кредита, реквизиты и содержание решения Кредитного комитета, группу кредитного риска - в Базу данных (в программу БИК IBSO);

3. По согласованию с  клиентом определяет точный срок  привлечения заемщиком кредитных  ресурсов в рамках заключаемого кредитного договора и направляет в подразделение учета кредитных операций служебную записку: за день до выдачи - о резервировании номера ссудного счета, в день выдачи - об открытии ссудного счета.

Срок кредитования определяется со следующего дня после даты выдачи кредита по дату погашения кредита, указанную в договоре включительно;

4. Приступает к оформлению  кредитной документации.

Третий этап процесса кредитования состоит в оформлении кредитного договора и сопутствующих ему договоров.

Договор кредита является основным договором кредитования, создает юридические предпосылки обеспеченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов.

Кредитный договор является разновидностью договора займа, заключается только в письменной форме.

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которым относятся: предмет договора, цель кредита, его размер, срок возврата, условия выдачи и погашения, процентная ставка за пользование кредитом, способы обеспечения кредитного обязательства.

Уплата процентов производится юридическими лицами ежемесячно или ежеквартально.

Процентная ставка по кредиту устанавливается в зависимости от условий кредитования, но не ниже минимальной ставки, утвержденной комитетом по ставкам и лимитам СБ РФ.

В качестве обеспечения КО СБ России (ОАО) принимает:

поручительство граждан и юридических лиц;

залог транспортных средств, оборудования, товаров в обороте, объектов недвижимости.

Залоговая стоимость предметов залога определяется исходя из их оценочной стоимости, с учетом поправочных коэффициентов, и должна покрывать сумму кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов.

Понижающие коэффициенты применяются с целью снижения рисков банка.

С учетом вышеизложенного, оформление кредитного договора сопровождается одновременным оформлением кредитным работником соглашения о безакцептном списании с расчетного счета заемщика, а также, в зависимости от вида обеспечения, договора залога и договора поручительства.

Второй этап - анализ и оценка кредитоспособности заемщика.

Способность заемщика погасить ссуду и проценты по ней в соответствии с кредитным договором. При принятии в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества, необходимо провести его оценку.

Источниками анализа служат данные баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявки, информация о кредитной истории клиента.

Используются три способа оценки кредитоспособности:

Первый способ - способ финансовых коэффициентов. Применяются коэффициенты ликвидности, оборачиваемости (запасов, основных средств и др.)

Информация о работе Отчет по производственной практики в ОАО «Сбербанк РФ»