Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 03:18, отчет по практике
Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Задачи практики:
1. Изучение учредительных документов (лицензия банка, устав);
2. Изучение организационной структуры организации;
3. Ознакомление с организацие работы по кредитованию клиентов ( структура кредитного лтдела, основные элементы кредитной политики, порядок изучения информации о клиенте т.д.);
4. Ознакомление с кредитованием физических лиц (виды потребительских и ипотечных программ, способы обеспечения кредита, способыначисления и взыскания процентов за кредит и т.д.);
- помощь кредитным инспекторам
и аналитикам, предоставляя им
информационную поддержку в
Показатели платежеспособности вычисляются на основе данных о доходе физического лица и степени риска потери этого дохода. Практикуется расчет платежеспособности заемщика исходя из среднемесячного дохода за предыдущие шесть месяцев. Доход определяется из справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ или по форме банка, заверенной печатью работодателя. Доход заёмщика можно определить и по налоговой декларации.
В основе оценки кредитоспособности физического лица по кредитной истории - изучение его кредитной истории, связанной с получением и возвратом кредитов. Банк использует сведения, содержащиеся в заявлении на выдачу ссуды: имя, адрес местожительства, номер пенсионного свидетельства. На основе этих данных собирают информацию о случаях неплатежа у различных кредитных организациях и любых других получателей платежей от физических лиц ( налоговых, коммунальных и т.д.). Таким образом составляеся кредитная история. В России действует Федеральный закон "О кредитных историях", создаются специальные бюро по кредитным историям.
Основным документом, регулирующим деятельность Бюро кредитных историй (БКИ) в Российской Федерации, является Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О кредитных историях"
Андеррайтинг - это оценка вероятности погашения кредита. По результатам проведения андеррайтинга потенциального заемщика банк принимает положительное решение или отказывает в предоставлении кредита. В ходе андеррайтинга оценивается ваша способность вернуть кредит
- уровень доходов;
- готовность погасить его (анализ кредитной истории);
- достаточность закладываемого
имущества для обеспечения
Тема 4. Кредитование юридических лиц
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования: срочность, возвратность, обеспеченность, платность и диверсификация кредитного портфеля по срокам и заемщикам.
Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика.
Кредитные средства предоставляются банком на следующие цели:
пополнение собственных оборотных средств и финансирование расходов по основной производственной деятельности;
кредитование коммерческих операций и программ;
овердрафтное кредитование;
инвестиционное кредитование;
финансирование строительных проектов.
Метод кредитования определяет вид ссудного счета, который используется для выдачи и погашения кредита.
В настоящее время заемщикам при любом методе кредитования открываются простые ссудные счета, не связанные напрямую с расчетным счетом, что повышает ответственность заемщика за расходование заемных средств.
Банк может открывать предприятию сразу несколько ссудных счетов, если оно одновременно пользуется кредитом под несколько объектов, и следовательно, ссуды выдаются на разных условиях, на разные сроки и под разные проценты.
Такой обособленный учет ссуд необходим для банковского контроля над их целевым использованием и своевременным погашением.
Процесс предоставления банковской ссуды называется кредитным процессом (процессом кредитования). Процесс кредитования предприятий коммерческим банком, а также в данном случае КО СБ России (ОАО) включает пять основных этапов.
Основные этапы схематично представлены на рисунке 1
Рисунок 1 - Схема кредитного процесса
Рассмотрим подробнее данные этапы предоставления кредита.
Первый этап - рассмотрение заявки на получение ссуды.
В заявке содержатся главные параметры ссудной операции: цель и сумма запрашиваемой ссуды, срок ссуды и порядок ее погашения, порядок уплаты процентов и др. Банк тщательно анализирует заявку, а также прилагаемый к ней пакет необходимых документов: анкета заемщика, правоустанавливающие документы, финансовые документы заемщика, документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита, документы по предоставляемому обеспечению и другие.
Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.
Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы.
Заявление регистрируется в журнале учета заявлений, на нем проставляются дата регистрации и регистрационный номер.
Заявка на кредит рассматривается в течение пятнадцати календарных дней после ее регистрации.
В коммерческих банках кредитная заявка рассматривается в составе сопроводительных документов, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 - Пакет сопроводительных документов, прилагаемых к заявке на кредит
Для различных групп клиентов разрабатываются различные пакеты документов. В составе примерного пакета документов могут быть следующие:
1 Анкета заемщика (аналогичная анкета заполняется поручителем, гарантом и залогодателем), представленная в приложении 8.
2 Правоустанавливающие
нотариально удостоверенные учредительные документы;
выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на дату обращения в банк;
нотариально удостоверенная карточка с образцом подписей и оттиском печати;
копии протоколов заседаний соответствующих органов юридических лиц.
3. Нотариально удостоверенную
копию свидетельства
4. Финансовые документы заемщика:
бухгалтерская отчетность за последние 5 отчетных дат в полном объеме, заверенная подписью руководителя и печатью заемщика;
справку о доле денежной составляющей в выручке;
справку из подразделения ФНС России о состоянии расчетов с бюджетом, а также о счетах, открытых в коммерческих банках;
справки банков об остатках денежных средств на расчетных и текущих счетах;
5. Документы по технико-
технико-экономическое обоснование кредита;
план доходов и расходов;
копии контрактов, подтверждающих расходную и доходную части бизнес-плана;
6. Документы по предоставляемому обеспечению:
при залоге недвижимости:
документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;
документ о территориальных границах земельного участка, выданный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
справку из органов по государственному техническому учету;
а)при залоге транспортных средств - копия паспорта транспортного средства;
б) при залоге товаров - расшифровка соответствующих балансовых счетов, подписанная руководителем и главным бухгалтером залогодателя и заверенная его печатью;
в) при залоге оборудования - расшифровка соответствующих балансовых счетов.
При принятии в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества, необходимо провести его оценку.
Оценку производит предприятие-оценщик, которое имеет на эту деятельность лицензию. Оплачивает оценку заемщик.
Имущество, передаваемое в залог, должно быть обязательно застраховано: заключается трехстороннее соглашение между банком, заемщиком и страховой компанией.
Выгодоприобретателем по договору страхования выступает банк. Срок договора страхования не должен быть меньше срока кредитования.
Экспертная оценка независимого оценщика, стоимости имущества, передаваемого в залог, документы о страховании предмета залога в пользу банка включаются в пакет необходимых документов.
Заявление регистрируется в журнале учета заявлений, на нем проставляются дата регистрации и регистрационный номер.
Заявка на кредит рассматривается в течение пятнадцати календарных дней после ее регистрации.
Процесс рассмотрения заявки заключается в проведении экономистом кредитного отдела проверки предоставляемых клиентом документов и сведений.
Кроме того, кредитное подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности банка.
Юридическая служба анализирует предоставленные ей документы с точки зрения правильности их оформления и соответствия действующему законодательству. Служба безопасности проводить проверку паспортных данных, места жительства, места работы поручителя и сведений, указанных в анкете.
По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения на предоставление кредита, которые передаются в кредитующее подразделение.
Кредитный работник, прежде чем составить обобщающее заключение, проводит комплексный анализ кредитоспособности заемщика и изучает его кредитную историю.
Затем данное заключение, завизированное начальником сектора кредитования, и заключения других служб прилагаются к пакету документов заемщика.
Подготовленное кредитующим подразделением заключение о целесообразности предоставления кредита передается на рассмотрение Кредитному комитету.
При принятии Кредитным комитетом банка решения отклонить просьбу о выдаче кредита, в адрес комитета направляют письменное уведомление с аргументированными причинами, по которым кредит не может быть предоставлен.
В случае принятия Кредитным комитетом положительного решения, сотрудник кредитующего подразделения:
1. Готовит и направляет
письменное уведомление в
2. Вносит соответствующую исходную информацию - анкеты, данные заемщика, его заявление о предоставлении кредита, реквизиты и содержание решения Кредитного комитета, группу кредитного риска - в Базу данных (в программу БИК IBSO);
3. По согласованию с
клиентом определяет точный
Срок кредитования определяется со следующего дня после даты выдачи кредита по дату погашения кредита, указанную в договоре включительно;
4. Приступает к оформлению кредитной документации.
Третий этап процесса кредитования состоит в оформлении кредитного договора и сопутствующих ему договоров.
Договор кредита является основным договором кредитования, создает юридические предпосылки обеспеченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов.
Кредитный договор является разновидностью договора займа, заключается только в письменной форме.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которым относятся: предмет договора, цель кредита, его размер, срок возврата, условия выдачи и погашения, процентная ставка за пользование кредитом, способы обеспечения кредитного обязательства.
Уплата процентов производится юридическими лицами ежемесячно или ежеквартально.
Процентная ставка по кредиту устанавливается в зависимости от условий кредитования, но не ниже минимальной ставки, утвержденной комитетом по ставкам и лимитам СБ РФ.
В качестве обеспечения КО СБ России (ОАО) принимает:
поручительство граждан и юридических лиц;
залог транспортных средств, оборудования, товаров в обороте, объектов недвижимости.
Залоговая стоимость предметов залога определяется исходя из их оценочной стоимости, с учетом поправочных коэффициентов, и должна покрывать сумму кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов.
Понижающие коэффициенты применяются с целью снижения рисков банка.
С учетом вышеизложенного, оформление кредитного договора сопровождается одновременным оформлением кредитным работником соглашения о безакцептном списании с расчетного счета заемщика, а также, в зависимости от вида обеспечения, договора залога и договора поручительства.
Второй этап - анализ и оценка кредитоспособности заемщика.
Способность заемщика погасить ссуду и проценты по ней в соответствии с кредитным договором. При принятии в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества, необходимо провести его оценку.
Источниками анализа служат данные баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявки, информация о кредитной истории клиента.
Используются три способа оценки кредитоспособности:
Первый способ - способ финансовых коэффициентов. Применяются коэффициенты ликвидности, оборачиваемости (запасов, основных средств и др.)
Информация о работе Отчет по производственной практики в ОАО «Сбербанк РФ»