Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 03:31, отчет по практике
Отчет о прохождении второй производственной практики на предприятии ОАО «Апатит» представляет собой описание работы предприятия по следующим разделам: бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, экономический анализ и аудит. Указанные разделы были подробно изучены в течение прохождения практики.
В течение прохождения практики я ознакомился с порядком ведения бухгалтерского учета на данном предприятии, в частности по теме “Учет готовой продукции и её продаж», организацией бухгалтерского управленческого учета, финансовой политикой предприятия. Были изучены технико-экономические показатели деятельности ОАО «Апатит» и принципы ведения бухгалтерского учета.
Члены комиссии проверяют правильность наименования и количества товаров, указанных в ярлыках, после чего в них проставляют регистрационный (порядковый) номер. Ярлыки (кипные карты) подписывают работник, подобравший товар, материально ответственное лицо и председатель комиссии. Сведения о них заносят в инвентаризационную опись. Ярлыки, партионные и кипные карты хранят до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем уничтожают.
Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно в двух, а при приеме-передаче - в трех экземплярах. Заполняют опись либо вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м и т. п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку. В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдавший их.
Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуют после инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В данной описи указывают поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи. На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам бухгалтерского учета), дату отгрузки, перечень и номера отгрузочных документов.
Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежалых и неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны храниться отдельно.
Результаты инвентаризации в 5 - 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в ней указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек.
По недостачам, излишкам, пересортицам товаров (тары) материально ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия.
Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм). Недостачи товаров при наличии норм естественной убыли в их пределах списываются за счет издержек предприятия, при их отсутствии - за счет предприятия; излишки приходуют в доход. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортиц от завышения цен, подлежат возвращению покупателям, а если установить их невозможно, то приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсутствия таковых лиц, относят на издержки обращения.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные излишки готовой продукции и товаров оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав внереализационных доходов:
Д 43 «Готовая продукция» К 91 «Прочие доходы и расходы»
Излишки по пересортице принимаются к учету на счета 43 или 41 с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Выявленные недостачи, потери, хищения готовой продукции и товаров списывают по учетным ценам с кредита счетов 41 и 43 в дебет счета 94.
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Источниками информации для управленческого учета кроме данных учета могут быть сведения о нормах расходов материальных ресурсов, исследование ситуации на рынке, отчеты о научно-исследовательских работах, размеры штрафных санкций при невыполнении сторонами пунктов хозяйственных договоров и т.д.
Объектом управленческого учета являются результаты, которые могут учитываться по местам возникновения затрат, носителям затрат и центрам ответственности. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственных процессов, связей, деятельности и отношений как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений.
Одной из основных функций управленческого учета является обеспечение своевременной и достоверной информации лиц, принимающих решения на всех руководства и управления.
Информация, полученная в результате управленческого учета, составляет обычно коммерческую тайну предприятия. Она не подлежит опубликованию и носит конфиденциальный характер.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции представляет собой единый учетный процесс исследования затрат в неразрывной связи с объемом изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Вследствие этого метод учета затрат и калькулирования выражается в определенной взаимосвязи приемов и способов отражения и контроля издержек производства и исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг).
Метод учета затрат представляет
собой такую систему
В ОАО «Апатит» функции по постановке и ведению управленческого учета предприятия возложены на планово-экономический отдел предприятия (ПЭО).
Информация поступает в ПЭО от производственного отдела и отдела сбыта на основании предоставленных плановых данных о производстве и реализации продукции. До начала отчетного года планово-экономическим отделом составляются следующие плановые формы: «Техпромфинплан», «Бюджет потребления», «Бюджет движения денежных средств», форма 6-ФАЗП «Смета на производство и реализацию продукции (работ, услуг), и выборке внутренних оборотов с другими взаимозависимыми предприятиями на период» (план), форму 1-ФАКС «Отчет о капитальных вложениях», калькуляции производимой продукции.
По окончании отчетных
периодов (месяц, квартал, год) в вышеперечисленные
формы проставляются
В соответствии с выданной лицензией ОАО «Апатит» добывает апатито-нефелиновую руду и вырабатывает из нее апатитовый, нефелиновый и сиенитовый концентраты. При обогащении полезных ископаемых из одного вида сырья (руды) получают несколько концентратов, каждый из которых реализуется на сторону самостоятельно. Это предопределяет необходимость раздельного планирования и учета затрат на их производство, и использование попередельного (последовательного) метода калькулирования себестоимости конечной продукции: затраты передела добычи планируются и учитываются отдельно от затрат передела обогащения.
В качестве калькуляционного передела выступают: .
В ОАО «Апатит» руда, добываемая на четырех рудниках, перерабатывается на двух обогатительных фабриках одновременно. Себестоимость добычи руды на рудниках различная и требуется усреднение себестоимости для оценки руды, переработанной каждой обогатительной фабрикой. Поэтому в ОАО «Апатит» принят полуфабрикатный вариант калькулирования себестоимости продукции. В калькуляциях себестоимости апатитового, нефелинового и сиенитового концентратов себестоимость руды показывается комплексно по отдельной статье «полуфабрикаты собственного производства, а на полуфабрикаты (руду) составляется отдельная калькуляция. В бухгалтерском учете себестоимость полуфабрикатов при их передаче из горного производства в обогатительное производство отражается на счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства» в разрезе рудников и способов добычи.
Калькуляция по каждому
объекту калькулирования
Обязательными реквизитами каждой калькуляции являются: наименование объекта калькулирования; цифровой код объекта калькулирования; калькуляционная единица измерения; валовый объем производства; объем внyтризаводского оборота; товарный объем производства.
При составлении отчетных калькуляций покупные затраты формируются параллельно (одновременно) или в произвольной очередности по всем объектам учета затрат и по всем цехам. Основанием для включения того или иного вида ресурсов в себестоимость конкретного объекта калькулирования являются первичные документы.
Стоимость всех покупныx ресурсов включается в себестоимость продукции по покупным ценам. Метод учета и списания покупных материалов, а также МБП определяется в учетной политике предприятия.
Себестоимость руды как полуфабриката рассчитывается в целом по предприятию и включает в себя:
- цеховую фактическую себестоимость валового объема руды каждого рудника;
- прочие производительные
расходы предприятия,
При этом в калькуляции полуфабриката выделяются следующие статьи затрат:
Вспомогательные материалы
Стоимость руды, переработанной на фабрике, оценивается по средневзвешенной фактической себестоимости руды отчетного месяца. Для расчета средневзвешенной себестоимости одной тонны руды фактические затраты на производство руды за месяц (с учетом остатка на начало месяца) делятся на количество добытой руды (с учетом остатка на начало месяца).
Количество отпущенной в переработку руды принимается по производственному балансу за отчётный месяц, составленному в соответствии с «Производственной инструкцией по учёту добычи и отгрузки руды с рудников и выработки готовой продукции на обогатительных фабриках ОАО «Апатит».
Затраты по руде, отпущенной в переработку, подлежат распределению между вырабатываемыми видами продукции (концентратами). При этом распределение затрат по руде выполняется с учетом особенностей технологического процесса на каждой обогатительной фабрике.
В процессе калькулирования готовой продукции (концентрата) определяют:
Цеховая себестоимость концентрата рассчитывается по каждой обогатительной фабрике в отдельности.
В калькуляции себестоимости концентрата выделяют следующие статьи затрат:
Общезаводская себестоимость концентрата рассчитывается в целом по предприятию и включает в себя: