Особенности ведения бухгалтерсого учета товаров в организациях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения в данной курсовой работе является бухгалтерский учет на предприятиях торговли. Торговые предприятия, как и все коммерческие предприятия, стремятся получать максимальную прибыль. В условиях рыночной экономики обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, а следовательно организации и ведения бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Нормативная база и документы, необходимые для ведения бухгалтерского учета в торговом предприятии.
1.1 Документооборот на предприятиях торговли………………………………4
1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета товарных операций, установленные законодательными и нормативными актами………………...13
Глава 2. Бухгалтерский учет товаров в организациях торговли.
2.1 Способы учета товаров, используемые торговыми организациями……...17
2.2. Учет скидок в торговых организациях…………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 412.50 Кб (Скачать)
 

    Величина  торговой наценки определяется организацией самостоятельно, при этом торговая наценка должна покрывать все  расходы торговой организации на продажу, сумму начисленного НДС  и обеспечивать получение прибыли. Размер торговой наценки по продовольственным товарам не ограничен и может быть любым.

    Организация торговли может выбрать любой  из возможных методов начисления торговой наценки и закрепить  свое решение в учетной политике:

- наценка в виде единого процента на все товары или отдельные группы товаров;

- наценка в виде фиксированной суммы;  

- устанавливается продажная цена на товар, а затем по факту исчисляется сумма торговой наценки.

    Нужно сказать, что при торговле, например, продуктами питания наиболее часто используется именно третий вариант. Объясняется это просто: розничная организация имеет, как правило, большое количество поставщиков по одному и тому же наименованию товара, покупные цены на товары, естественно, отличаются друг от друга. Устанавливать разные продажные цены на такие товары не имеет смысла. Следовательно, при отличающихся покупных ценах и одинаковой продажной цене товара меняться в организации будет только величина торговой наценки.

    Как видно из приведенного примера, розничная  цена молока в нашем примере определяется достаточно просто: цена поставщика увеличивается на величину торговой наценки. Однако условиями примера было предусмотрено, что ООО «Славянка» не является плательщиком НДС (применяет единый налог на вмененный доход).

    Поэтому следует рассмотреть вариант, когда организация торговли является плательщиком НДС. Однако розничная организация торговли может находиться и на общей системе налогообложения. Напомним, что в соответствии с нормами налогового законодательства ЕНВД вводится на своей территории местными властями, поэтому если на данной территории такой налог не введен, то розничная организация торговли может использовать общий режим. Кроме того, такая ситуация возможна, если ЕНВД введен, но площадь торгового зала у фирмы превышает 150 квадратных метров.

    Если  розничная организация торговли применяет общую систему налогообложения, то она является плательщиком НДС. Причем с введением в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ розничные торговые организации исчисляют сумму НДС в обычном порядке, то есть НДС исчисляется с продажной стоимости товара.

Пример 4

ООО «Славянка» занимается розничной продажей продовольственных  товаров через стационарный магазин. В соответствии с договором поставки, поставщик (ЧП Блинов И. П. – не плательщик НДС) на основании за явки ежедневно доставляет мо локо в магазин. ООО «Славянка» является плательщиком НДС.

Предположим, что 5 января в магазин поступило 200 пакетов  молока. Цена одного пакета составляет 9,50 рубля. Торговая наценка магазина – 20% и составляет 1,90 рубля на один па кет. Сумма налога, которую организация ООО «Славянка» должна уплатить в бюджет при реализации одного пакета молока, составит: (9,50 рубля + 1,90 рубля) х 10% = 1,14 рубля. 

    В Инструкции к счету 42 «Торговая наценка» Плана счетов бухгалтерского учета указано:

    «Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для  обобщения ин формации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется  по продажным ценам.

    На  счете 42 «Торговая  наценка» учитываются  также скидки, предоставляемые  поставщиками организациям, осуществляющим розничную  торговлю, на возможные  потери товаров, а  также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

    Кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок). Суммы торговой наценки по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п. сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

    Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных  товаров в организациях, осуществляющих розничную  торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы  скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

    Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным».

    Далее более подробно рассмотрим учет скидок при торговых операциях.  
 
 
 

     2.2. Учет скидок в торговых организациях.

    Скидки при продаже товаров - один из самых популярных методов привлечения покупателей и увеличения объема продаж.

    Отметим, что при заключении публичных  договоров (ст. 426 ГК РФ) по общему правилу цена должна быть одинаковой для всех покупателей. Если, например, организация розничной торговли объявила в средствах массовой информации или вывесила объявление в торговом зале о предоставлении определенных скидок, то эти скидки должны быть предоставлены любому покупателю. Если же она отказывается предоставить такие скидки, покупатель имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор с предоставлением скидки (ст. 445 ГК РФ).

    В бухгалтерском учете формирование доходов осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н.

    Выручка принимается к бухгалтерскому учету  в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. При этом величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5 ПБУ 9/99). Если стороны договорились о цене со скидкой, то оплата будет осуществляться с учетом скидки. В этом случае доходы в бухгалтерском учете будут отражаться в сумме равной величине поступления, либо равной величине поступления плюс сумма дебиторской задолженности.

    Факт  предоставления скидки организацией, осуществляющей учет товаров по продажным ценам (а именно такой учет, как правило, ведут организации розничной торговли) отражается следующим образом:

    Дебет 50 Кредит 90-1- отражена сумма поступившей  выручки от продажи товаров (по продажной цене с учетом скидки);

    Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогам  НДС" - начислен НДС по проданным  товарам;

    Дебет 90-6 субсчет "Налог с продаж" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж" - начислен налог с продаж по проданным товарам;

    Дебет 41 Кредит 42 - сторно на сумму предоставляемой  скидки с продажной цены товаров;

    Дебет 90-2 Кредит 41 - списана учетная стоимость  проданных товаров с учетом скидки;

    Дебет 90-2 Кредит 44 - отражена сумма расходов, связанных с продажей товаров;

    Дебет 90-2 Кредит 42 - сторно на сумму торговой наценки по проданным товарам;

    Дебет 90-9 (99) Кредит 99 (90-9) - списан финансовый результат по операции продажи товаров: прибыль или убыток (в конце месяца).

    Когда учет товаров осуществляется по покупным ценам, ведение счета 42 не осуществляется. Такой вид учета характерен для многих крупных супермаркетов, торгующих как продуктами питания, так и непродовольственными товарами. В этих магазинах обычно используется система штрих-кодирования и специальные кассовые терминалы, обеспечивающие ведение учета каждой единицы проданного товара.

    Факт  предоставления скидки в организациях оптовой торговли, реализующем товары со скидкой отражается следующим образом:

    Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена задолженность покупателя за проданный товар (по продажной цене с учетом скидки);

    Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты с  бюджетом" (76 субсчет "Налог на добавленную стоимость отложенный" - при уплате налогов по факту  поступления оплаты) - отражена задолженность  бюджету по НДС, относящемуся к проданным товарам;

    Дебет 90-6 Кредит 68 субсчет "Налог с продаж" - отражена задолженность бюджету по налогу с продаж, относящемуся к проданным товарам за наличный расчет;

    Дебет 90-2 Кредит 41 - списана стоимость товаров по их покупной цене;

    Дебет 90-2 Кредит 44 - списаны расходы, связанные  с продажей товаров;

    Дебет 51, 50, (60 при проведении взаимозачета) Кредит 62 - поступили денежные средства за проданный товар (произведен взаимозачет за проданный товар);

    Дебет 90-9 (99) Кредит 99 (90-9) - списан финансовый результат по операции продажи товаров: прибыль или убыток.

    Учитывая  вышеприведенное можно констатировать:

    - скидки (накидки) отражаются в бухгалтерском учете отдельной проводкой только в том случае, если у продавца ведется учет товаров по продажным ценам с использованием счета 42;

    - если же учет товара ведется  по покупным ценам, то факт  предоставления скидки не отражается отдельной бухгалтерской проводкой, а начисление доходов осуществляется за минусом скидки или в сумме с накидкой.

    В налоговом законодательстве порядок  определения цены регулируется статьей 40 НК РФ. Для целей налогообложения  принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, в ряде случаев налоговые органы вправе проверять соответствие указанной в договоре цены уровню рыночных цен. Они осуществляют ее:

    - при совершении сделки между  взаимозависимыми лицами (понятие  взаимозависимых лиц дано в ст. 20 НК РФ);

    - по товарообменным (бартерным) операциям;

    - при совершении внешнеторговых  сделок;

    - при отклонении цены сделки  более чем на 20% в сторону повышения  или в сторону понижения от  уровня цен, применяемых налогоплательщиком  по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

    Если  в результате проверки цена сделки будет признана ниже рыночной, налоговый  орган имеет право вынести  мотивированное решение о доначислении налога и пени, исходя из рыночных цен. С другой стороны, при определении рыночной цены налоговые органы обязаны учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Под обычными скидками и надбавками понимаются скидки и надбавки применяемые всеми или большинством участников данного рынка, причем размеры этих надбавок (скидок) - сложившиеся. Например, могут учитываться скидки (накидки) в зависимости от условий сделок: количества (объем) поставляемых товаров; сроков исполнения обязательства; условий платежей; иных разумных условий, предоставленных в результате сезонных или иных колебаний потребительского спроса на товары (работы, услуги), предоставленных в связи с потерей товарами качества и иных потребительских свойств, предоставленных в связи с истечением (приближением даты истечения) сроков годности и реализации товаров. Например, при продвижении на рынке новых товаров (работ, услуг) или при продвижении товаров на новые рынки, предоставленные при реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителя.

    При определении политики предоставления скидок, надбавок необходимо мотивировать порядок их применения с учетом вышеизложенных условий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерсого учета товаров в организациях торговли