Особенности учета кассовых операций в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть особенности организации кассовых операций в кредитных организациях и порядок их учета.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
- исследовать литературу по данному вопросу;
- изучить особенности организации и, аудита кассовых операций в банке;
- рассмотреть особенности организации кассовой работы в ОАО «УБРиР»;
- изучить особенности учета кассовых операций в банках;
- сделать выводы о проделанной работе.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Особенности организации и, аудита кассовых операций в коммерческих банках …………………………………………………………….

5
1.1 Организация кассовой работы в банках …………………………...
5
1.2 Аудит кассовых операций в банках ………………………………..
11
Глава 2. Особенности организации кассовой работы в открытом акционерном обществе «Уральский банк реконструкции и развития» …………

13
2.1 Положение ОАО «УБРиР» в отрасли ……………………………...
13
2.2 Кассовые операции в ОАО «УБРиР» за 2008-2009 гг. …………...
17
2.3 Мероприятия, направленные на улучшение организации кассовой работы в ОАО «УБРиР» …………………………………………………

20
Глава 3. Особенности учета кассовых операций в банках ………………...
22
3.1 Учет и документооборот по операциям с наличными деньгами ..
22
3.2 Вечерние кассы и инкассирование выручки ………………………
28
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список литературы …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Кассовые операции в банках.docx

— 109.36 Кб (Скачать)

Размер активов  банка, определенный в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации для публикуемой отчетности, по состоянию на 1 января 2010 года составил 62 964 656 тыс. руб. (на 01.01.2009 – 51 887 057 тыс. руб.).

Рост основных показателей деятельности банка  по сравнению с данными предыдущего периода составляет:

-  собственных средств (капитала) – на 34,57 %;

-  активов банка – на 21,35 %.

ОАО «УБРиР»  сохранил положительные темпы роста  объемов банковских операций в условиях спада в экономической жизни, высокой степени неопределенности развития ситуации в финансовой и экономической сферах и повышения рисков в деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности.

В сложных  условиях банк смог сохранить объем  кредитного портфеля, не допустить его падения ниже уровня, сложившегося на начало 2009 года. Объем ссудной и приравненной к ней задолженности на 01.01.2010 по сравнению с данными на 01.01.2009 увеличился на  1,3 % и составил 31 857 млн. руб. (на 01.01.2009 - 31 456 млн. руб.).

Усилить свои позиции на рынке банковских услуг  ОАО «УБРиР» сумел благодаря тому, что сохранил клиентскую базу, в частности за счет притока вкладов граждан. Объем привлеченных средств клиентов (некредитных организаций) на 01.01.2010 по сравнению с данными на соответствующий период предшествующего года  вырос на 52,33 %  и составил 44 852 млн. руб. (на 01.01.2009 г. – 29 444 млн. руб.). Объем вкладов физических лиц увеличился на 59,41 % до 32 661 млн. руб. (на 01.01.2009  –  20 489 млн. руб.).

Объем привлеченных средств от Центрального банка Российской Федерации уменьшился на 57,66 % и по состоянию на 01.01.2010 года составил  5 079 млн. руб. По данным на 01.01.2009 объем привлеченных средств от Центрального банка Российской Федерации составлял 11 996 млн. руб.

Объем вложений банка в ценные бумаги на 01.01.2010 по сравнению с данными на 01.01.2009 увеличился более чем в 2 раза и  составил 21 244 млн. руб. (по состоянию на 01.01.2009 - 8 870 млн. руб.).

Положительная динамика роста ключевых показателей  ОАО «УБРиР» на фоне замедления темпов роста в российской экономике  демонстрирует эффективное управление бизнесом банка и сбалансированную систему управления рисками. Несмотря на неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, банк успешно реализует  намеченную стратегию, развивает бизнес, предлагая выгодные для клиентов условия, совершенствуя технологии предоставления услуг, оптимизируя бизнес-процессы.

ОАО «УБРиР»  имеет практически 20-ти летнюю историю  работы на банковском рынке, имеет более 90 отделений в 9 регионах России (в  Свердловской и Челябинской областях, Москве, Кирове, Оренбурге, Республике Башкортостан, Перми, Воронеже, Ижевске).

В рейтинге агентства «РосБизнесКонсалтинг» ТОП-500 российских банков по итогам первого полугодия по всем показателям деятельности Уральский банк реконструкции и развития вошел в сотню крупнейших российских банков.3 Он занял: 76 место по объему собственного капитала, 64 — по кредитному портфелю, 43 — по объему кредитов физ.лицам, 68 — по объему кредитов юр.лицам, 51 — по депозитному портфелю, 87 — по объему депозитов юр.лицам. По этим показателям банк подтвердил высокие позиции и на региональном уровне, войдя в тройку лидеров банковской системы Свердловской области. По активам, ключевому показателю деятельности, в рейтинге "РосБизнесКонсалтинг" Уральский банк реконструкции и развития по-прежнему сохраняет абсолютное лидерство среди банков Свердловской области (1 место).

В исследовании рынка банковских услуг России, проводимом информационным агентством Интерфакс-ЦЭА, по размеру активов по данным на 30 сентября 2009 года Уральский банк реконструкции и развития занимает 1 место среди банков Свердловской области и 47 — в сотне крупнейших банков России. За 9 месяцев 2009 года активы УБРиР выросли на 21,4%.

В рейтинге журнала "Коммерсант-Деньги" "200 крупнейших банков России по сумме чистых активов" на 1 июля 2009 года банк входит в 30 самых розничных и в 30 самых инвестиционных банков России.

В исследовании рынка банковских услуг России, подготовленном экспертами сайта Bankir.ru по состоянию  на 01.06.2009 г., Уральский банк реконструкции и развития в очередной раз признан крупнейшим банком Свердловской области. По величине активов УБРиР занимает 1 место в области и 60 — среди крупнейших банков страны. С начала 2009 г. активы банка выросли на 7%, капитал — на 45%. Кроме того, УБРиР находится на 1 месте среди банков области сразу по нескольким важнейшим показателям активности бизнеса: по объему рублевых и валютных кредитов предприятиям (включая ИП), по объему срочных рублевых и валютных вкладов и по объему валютных расчетных счетов.

В марте 2007 года международное рейтинговое агентство Standard and Poor`s (S&P) повысило долгосрочный кредитный рейтинг Уральского банка реконструкции и развития до уровня "B-" с предыдущего значения "CCC+". Одновременно краткосрочный рейтинг подтвержден на уровне "C". Прогноз рейтингов — "Стабильный". S&P также повысило рейтинг УБРиР по национальной шкале до уровня "ruBBB" с уровня "ruBB".

11 сентября 2009 года агентство Standard & Poor`s подтвердило все оценки Уральского банка реконструкции и развития: долгосрочный кредитный рейтинг контрагента "В-" и краткосрочный рейтинг контрагента "С", а также рейтинг по национальной шкале "ruBBB-". Одновременно с этим кредитные рейтинги УБРиР выведены из списка CreditWatch.

«Национальное Рейтинговое Агентство» присвоило индивидуальный рейтинг кредитоспособности Уральскому банку реконструкции и развития на уровне "А+" (высокая кредитоспособность, первый уровень). УБРиР – единственный уральский банк, вошедший в группу "А+", характеризующуюся высокой кредитоспособностью. Высокий рейтинг российского агентства свидетельствует о прозрачности бизнеса УБРиР и подтверждает тот факт, что Банк работает эффективно и в полной мере исполняет все свои обязательства перед партнерами и клиентами.

В распоряжении Уральского банка реконструкции и развития – кредитные линии первоклассных международных банков-корреспондентов, общая сумма которых составляет более 100 млн евро.

Динамика  роста ключевых показателей деятельности говорит о том, что банк значительно  вырос и накопил резервы, которые  позволили пережить все потрясения на рынке. УБРиР – это крупный региональный банк (в различных регионах России работает более 80 офисов УБРиР) с диверсифицированным бизнесом – с широким набором продуктов, как для частных, так и для корпоративных клиентов, включая инвестиционные услуги, вложения в драгоценные металлы и многое другое.

Стратегия Уральского банка реконструкции и развития направлена на дальнейшее укрепление своих позиций среди банков Уральского региона путем создания новых индивидуальных решений для клиентов и совершенствования качества сервиса. 

 

2.2 Кассовые операции в ОАО «УБРиР» за 2008-2009 гг.

 

2008 год характеризовался  интенсивной динамикой ключевых  показателей работы банка с корпоративным сектором. Среднемесячное число открываемых, клиентам - юридическим лицам, счетов на 27% превысило аналогичный показатель в 2007 году. В конце года удалось достичь максимальной исторической отметки, в 2 раза превысив уровень начала года.

Развитие  расчетно-кассового обслуживания в 2008 году, как базовой банковской услуги, характеризовалось несколькими  важными тенденциями.

Во-первых, общий  объем расчетных операций вырос  в 2008 году по сравнению с 2007 годом  на 32%, число кассовых операций на 43%. В среднем выросла и активность предприятий, а общее число операций по услуге расчетно-кассовое обслуживание увеличилось за год на 33%.

Во-вторых, развитие банковских технологий, совершенствование  инструментов дистанционного управления расчетным счетом позволило добиться уменьшения доли операций, совершенных клиентами в обычной, «бумажной форме». В 2008 году доля операций, совершенных с помощью систем удаленного доступа составила уже более 94% от общего объема операций. Именно такой способ работы удобен и выгоден клиентам, как удобен и выгоден Банку. Операции через системы «Интернет-банк» и «Клиент-Банк» характеризуются меньшей себестоимостью и увеличивают число потенциальных клиентов банка в городах, где число офисов остается пока небольшим.

В-третьих, в 2008 году интенсивно изменялся оборот по валютным расчетным счетам. За отчетный период прирост оборотов составил более 15%, превысив отметку в 33 млрд. рублей (в рублевом эквиваленте).

Одним из важных этапов с точки зрения повышения  конкурентоспособности расчетно-кассового обслуживания стало совершенствование пакетов услуг и создание новых, выгодных комплексов услуг. Они учитывают большое число факторов потребления и ориентированы на четкие целевые аудитории. Так появились отраслевые предложения – пакеты услуг «Хозяин-барин», «Купец», которые ориентированы на сегмент управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и предприятия, занимающиеся торговлей, работающие в сфере услуг соответственно. Отдельно следует отметить комплекс услуг «Партнер-плюс», который за короткий промежуток позволил привлечь в банк значительно число клиентов, которые до этого уже обслуживались в других банках и осуществляют свою деятельность более 3-х лет. Значительный вклад в общий результат по открытию счетов внес самый массовый и доступный пакет услуг «Партнер».

В 2008 году Банк продолжил свою работу по приему, обработке  платежей физических лиц и по  организации взаиморасчетов. ОАО «УБРиР» осуществляет прием и обработку платежей через собственное программное обеспечение, позволяющее:

- проводить  расчеты между сторонами в  автоматизированном порядке;

- формировать  реестры по принятым платежам  в любом удобном для поставщика  услуг формате;

- организовать  информационный канал связи с  программным обеспечением поставщика услуг и проводить платежи в режиме on-line;

- подключать  к приему платежей агентов;

- обрабатывать  информацию, полученную при считывании  штрих-кодов с квитанций, выданных  плательщику поставщиком услуг.

База действующих  договоров с поставщиками услуг  в 2008 году увеличилась на 45%, в том числе в регионах присутствия за пределами Свердловской области. Количество платежей, принятых в 2008 году  в Челябинской, Кировской, Воронежской, Саратовской, Оренбургской областях, Пермском крае, республике Башкортостан, увеличилось в 2 раза по сравнению с показателями 2007 года. Развитие договорной базы позволило расширить перечень осуществляемых Банком платежей.

Количество  касс и терминалов самообслуживания Агентов к 2008 году составило более 500 пунктов приема платежей, расположенных более чем в 40 населенных пунктах Свердловской области.

Работа банка  с корпоративными клиентами в 2009 году характеризовалась значительным расширением клиентской базы и интенсивным развитием доверительных отношений с компаниями-клиентами банка. Открытость банка и направленность на поиск оптимальных и выгодных решений для бизнеса позволили добиться прироста ресурсной базы, обеспечить стабильность кредитного портфеля. Высокий уровень сервиса, наряду с активным внедрением новых технологий обслуживания, стал основой для укрепления лояльности со стороны корпоративных клиентов, динамичных и современных компаний во всех регионах, где банк осуществляет свою деятельность. В большой степени этому способствовала и широкая программа деловых мероприятий, организуемая для корпоративных клиентов в рамках проекта «Бизнес-клуб УБРиР».

Конкурентный  уровень тарифов, удобный формат предложения услуг в виде специальных  пакетов, а также интенсивное  развитие сервисов по дистанционному управлению финансами («Интернет-Банк», «Банк-Клиент») позволили в 2009 году значительно увеличить число открываемых расчетных счетов корпоративных клиентов по сравнению с 2008 годом.  Ежедневно клиентами банка по расчетно-кассовому обслуживанию становятся более 43 компаний.

Наиболее  интенсивной динамикой развития характеризовались малые города Свердловской области, г. Нижний Тагил;  позитивные результаты показали города Челябинск, Ижевск, Пермь, которые определяют потенциал расширения клиентской базы на 2010 год.  С учетом стабильных показателей открытия счетов в городе Екатеринбурге, базовый регион присутствия оставался основой для формирования корпоративной клиентской базы банка.

 

2.3 Мероприятия, направленные на  улучшение организации    кассовой работы в ОАО «УБРиР»

 

Целый блок инноваций 2009 года связан со стратегическим для  банка направлением – развитием  дистанционного банковского обслуживания. Доступ к расчетным счетам с помощью системы «Интернет-банк» стал возможен с использованием карманных компьютеров и коммуникаторов – появилась услуга «Mobile-банк». Клиентам был предложен удобный сервис уведомлений «SMS-банкинг», позволяющий самостоятельно осуществлять настройки параметров оповещения,  формировать содержание и расписание отправки сообщений.

С целью повышения  уровня безопасности операций, совершаемых  корпоративными клиентами в системе  «Интернет-банк», появилась возможность хранения ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) на специальном устройстве «USB-токен». Такой способ хранения данных, с учетом нынешнего мирового уровня развития технологий безопасного хранения информации, исключает возможность считывания секретного ключа ЭЦП клиента.

В 2009 году изменения  произошли и в системе сервисной  поддержки клиентов, работающих с  банком дистанционно. Техническая поддержка  пользователей стала круглосуточной, а связаться со специалистами  службы стало возможным с использованием электронной почты, программы сообщений ICQ, а также используя специальную форму запроса на сайте банка.

Уже в 2010 году активное развитие получит специальный  сервис для компаний, объединенных в группы или холдинги - «Центр финансового  контроля», позволяющий централизованно управлять финансами с использованием системы «Интернет-банк». Появится возможность  хранить ключи электронной цифровой подписи не только в «USB-токене», но и на специальной «Smart-карте». Получат развитие и сервисы, связанные с мониторингом операций, клиенты смогут отслеживать информацию о выданных кредитах (договоры, графики погашения) и т.д.

Одним из новых  направлений дистанционного обслуживания клиентов банка стал сервис «смс-банк» - управление карточным счетом при помощи мобильного телефона. Он сочетает в себе практически весь функционал системы «Телебанк» наряду с быстротой подключения, удобством и мобильностью. Узнать баланс по карточному счету, получить выписку об операциях по карте, оплатить услуги операторов связи, ЖКХ и других, управлять лимитами по банковским картам, узнавать банковский курс конвертации валют, все это позволяет делать инновационный сервис, установленный в мобильном телефоне клиента.

Что же касается перспектив развития банка, то ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», будет продолжать развиваться как  универсальный розничный банк, уделяя внимание услугам, которые наиболее востребованы как среди частных клиентов и субъектов малого предпринимательства, так и крупных корпоративных клиентов.

Информация о работе Особенности учета кассовых операций в банках