Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности организации кассовых операций в кредитных организациях и порядок их учета.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
- исследовать литературу по данному вопросу;
- изучить особенности организации и, аудита кассовых операций в банке;
- рассмотреть особенности организации кассовой работы в ОАО «УБРиР»;
- изучить особенности учета кассовых операций в банках;
- сделать выводы о проделанной работе.
Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Особенности организации и, аудита кассовых операций в коммерческих банках …………………………………………………………….
5
1.1 Организация кассовой работы в банках …………………………...
5
1.2 Аудит кассовых операций в банках ………………………………..
11
Глава 2. Особенности организации кассовой работы в открытом акционерном обществе «Уральский банк реконструкции и развития» …………
13
2.1 Положение ОАО «УБРиР» в отрасли ……………………………...
13
2.2 Кассовые операции в ОАО «УБРиР» за 2008-2009 гг. …………...
17
2.3 Мероприятия, направленные на улучшение организации кассовой работы в ОАО «УБРиР» …………………………………………………
20
Глава 3. Особенности учета кассовых операций в банках ………………...
22
3.1 Учет и документооборот по операциям с наличными деньгами ..
22
3.2 Вечерние кассы и инкассирование выручки ………………………
28
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список литературы …………………………………………………………...
Размер активов банка, определенный в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации для публикуемой отчетности, по состоянию на 1 января 2010 года составил 62 964 656 тыс. руб. (на 01.01.2009 – 51 887 057 тыс. руб.).
Рост основных показателей деятельности банка по сравнению с данными предыдущего периода составляет:
- собственных средств (капитала) – на 34,57 %;
- активов банка – на 21,35 %.
ОАО «УБРиР» сохранил положительные темпы роста объемов банковских операций в условиях спада в экономической жизни, высокой степени неопределенности развития ситуации в финансовой и экономической сферах и повышения рисков в деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности.
В сложных условиях банк смог сохранить объем кредитного портфеля, не допустить его падения ниже уровня, сложившегося на начало 2009 года. Объем ссудной и приравненной к ней задолженности на 01.01.2010 по сравнению с данными на 01.01.2009 увеличился на 1,3 % и составил 31 857 млн. руб. (на 01.01.2009 - 31 456 млн. руб.).
Усилить свои позиции на рынке банковских услуг ОАО «УБРиР» сумел благодаря тому, что сохранил клиентскую базу, в частности за счет притока вкладов граждан. Объем привлеченных средств клиентов (некредитных организаций) на 01.01.2010 по сравнению с данными на соответствующий период предшествующего года вырос на 52,33 % и составил 44 852 млн. руб. (на 01.01.2009 г. – 29 444 млн. руб.). Объем вкладов физических лиц увеличился на 59,41 % до 32 661 млн. руб. (на 01.01.2009 – 20 489 млн. руб.).
Объем привлеченных средств от Центрального банка Российской Федерации уменьшился на 57,66 % и по состоянию на 01.01.2010 года составил 5 079 млн. руб. По данным на 01.01.2009 объем привлеченных средств от Центрального банка Российской Федерации составлял 11 996 млн. руб.
Объем вложений банка в ценные бумаги на 01.01.2010 по сравнению с данными на 01.01.2009 увеличился более чем в 2 раза и составил 21 244 млн. руб. (по состоянию на 01.01.2009 - 8 870 млн. руб.).
Положительная
динамика роста ключевых показателей
ОАО «УБРиР» на фоне замедления темпов
роста в российской экономике
демонстрирует эффективное
ОАО «УБРиР» имеет практически 20-ти летнюю историю работы на банковском рынке, имеет более 90 отделений в 9 регионах России (в Свердловской и Челябинской областях, Москве, Кирове, Оренбурге, Республике Башкортостан, Перми, Воронеже, Ижевске).
В рейтинге агентства «РосБизнесКонсалтинг» ТОП-500 российских банков по итогам первого полугодия по всем показателям деятельности Уральский банк реконструкции и развития вошел в сотню крупнейших российских банков.3 Он занял: 76 место по объему собственного капитала, 64 — по кредитному портфелю, 43 — по объему кредитов физ.лицам, 68 — по объему кредитов юр.лицам, 51 — по депозитному портфелю, 87 — по объему депозитов юр.лицам. По этим показателям банк подтвердил высокие позиции и на региональном уровне, войдя в тройку лидеров банковской системы Свердловской области. По активам, ключевому показателю деятельности, в рейтинге "РосБизнесКонсалтинг" Уральский банк реконструкции и развития по-прежнему сохраняет абсолютное лидерство среди банков Свердловской области (1 место).
В исследовании рынка банковских услуг России, проводимом информационным агентством Интерфакс-ЦЭА, по размеру активов по данным на 30 сентября 2009 года Уральский банк реконструкции и развития занимает 1 место среди банков Свердловской области и 47 — в сотне крупнейших банков России. За 9 месяцев 2009 года активы УБРиР выросли на 21,4%.
В рейтинге журнала "Коммерсант-Деньги" "200 крупнейших банков России по сумме чистых активов" на 1 июля 2009 года банк входит в 30 самых розничных и в 30 самых инвестиционных банков России.
В исследовании рынка банковских услуг России, подготовленном экспертами сайта Bankir.ru по состоянию на 01.06.2009 г., Уральский банк реконструкции и развития в очередной раз признан крупнейшим банком Свердловской области. По величине активов УБРиР занимает 1 место в области и 60 — среди крупнейших банков страны. С начала 2009 г. активы банка выросли на 7%, капитал — на 45%. Кроме того, УБРиР находится на 1 месте среди банков области сразу по нескольким важнейшим показателям активности бизнеса: по объему рублевых и валютных кредитов предприятиям (включая ИП), по объему срочных рублевых и валютных вкладов и по объему валютных расчетных счетов.
В марте 2007 года
международное рейтинговое
11 сентября 2009 года агентство Standard & Poor`s подтвердило все оценки Уральского банка реконструкции и развития: долгосрочный кредитный рейтинг контрагента "В-" и краткосрочный рейтинг контрагента "С", а также рейтинг по национальной шкале "ruBBB-". Одновременно с этим кредитные рейтинги УБРиР выведены из списка CreditWatch.
«Национальное Рейтинговое Агентство» присвоило индивидуальный рейтинг кредитоспособности Уральскому банку реконструкции и развития на уровне "А+" (высокая кредитоспособность, первый уровень). УБРиР – единственный уральский банк, вошедший в группу "А+", характеризующуюся высокой кредитоспособностью. Высокий рейтинг российского агентства свидетельствует о прозрачности бизнеса УБРиР и подтверждает тот факт, что Банк работает эффективно и в полной мере исполняет все свои обязательства перед партнерами и клиентами.
В распоряжении Уральского банка реконструкции и развития – кредитные линии первоклассных международных банков-корреспондентов, общая сумма которых составляет более 100 млн евро.
Динамика роста ключевых показателей деятельности говорит о том, что банк значительно вырос и накопил резервы, которые позволили пережить все потрясения на рынке. УБРиР – это крупный региональный банк (в различных регионах России работает более 80 офисов УБРиР) с диверсифицированным бизнесом – с широким набором продуктов, как для частных, так и для корпоративных клиентов, включая инвестиционные услуги, вложения в драгоценные металлы и многое другое.
Стратегия Уральского банка реконструкции и развития направлена на дальнейшее укрепление своих позиций среди банков Уральского региона путем создания новых индивидуальных решений для клиентов и совершенствования качества сервиса.
2.2 Кассовые операции в ОАО «УБРиР» за 2008-2009 гг.
2008 год характеризовался
интенсивной динамикой
Развитие
расчетно-кассового
Во-первых, общий объем расчетных операций вырос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 32%, число кассовых операций на 43%. В среднем выросла и активность предприятий, а общее число операций по услуге расчетно-кассовое обслуживание увеличилось за год на 33%.
Во-вторых, развитие банковских технологий, совершенствование инструментов дистанционного управления расчетным счетом позволило добиться уменьшения доли операций, совершенных клиентами в обычной, «бумажной форме». В 2008 году доля операций, совершенных с помощью систем удаленного доступа составила уже более 94% от общего объема операций. Именно такой способ работы удобен и выгоден клиентам, как удобен и выгоден Банку. Операции через системы «Интернет-банк» и «Клиент-Банк» характеризуются меньшей себестоимостью и увеличивают число потенциальных клиентов банка в городах, где число офисов остается пока небольшим.
В-третьих, в 2008 году интенсивно изменялся оборот по валютным расчетным счетам. За отчетный период прирост оборотов составил более 15%, превысив отметку в 33 млрд. рублей (в рублевом эквиваленте).
Одним из важных этапов с точки зрения повышения конкурентоспособности расчетно-кассового обслуживания стало совершенствование пакетов услуг и создание новых, выгодных комплексов услуг. Они учитывают большое число факторов потребления и ориентированы на четкие целевые аудитории. Так появились отраслевые предложения – пакеты услуг «Хозяин-барин», «Купец», которые ориентированы на сегмент управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и предприятия, занимающиеся торговлей, работающие в сфере услуг соответственно. Отдельно следует отметить комплекс услуг «Партнер-плюс», который за короткий промежуток позволил привлечь в банк значительно число клиентов, которые до этого уже обслуживались в других банках и осуществляют свою деятельность более 3-х лет. Значительный вклад в общий результат по открытию счетов внес самый массовый и доступный пакет услуг «Партнер».
В 2008 году Банк продолжил свою работу по приему, обработке платежей физических лиц и по организации взаиморасчетов. ОАО «УБРиР» осуществляет прием и обработку платежей через собственное программное обеспечение, позволяющее:
- проводить расчеты между сторонами в автоматизированном порядке;
- формировать
реестры по принятым платежам
в любом удобном для
- организовать информационный канал связи с программным обеспечением поставщика услуг и проводить платежи в режиме on-line;
- подключать к приему платежей агентов;
- обрабатывать
информацию, полученную при считывании
штрих-кодов с квитанций,
База действующих договоров с поставщиками услуг в 2008 году увеличилась на 45%, в том числе в регионах присутствия за пределами Свердловской области. Количество платежей, принятых в 2008 году в Челябинской, Кировской, Воронежской, Саратовской, Оренбургской областях, Пермском крае, республике Башкортостан, увеличилось в 2 раза по сравнению с показателями 2007 года. Развитие договорной базы позволило расширить перечень осуществляемых Банком платежей.
Количество касс и терминалов самообслуживания Агентов к 2008 году составило более 500 пунктов приема платежей, расположенных более чем в 40 населенных пунктах Свердловской области.
Работа банка с корпоративными клиентами в 2009 году характеризовалась значительным расширением клиентской базы и интенсивным развитием доверительных отношений с компаниями-клиентами банка. Открытость банка и направленность на поиск оптимальных и выгодных решений для бизнеса позволили добиться прироста ресурсной базы, обеспечить стабильность кредитного портфеля. Высокий уровень сервиса, наряду с активным внедрением новых технологий обслуживания, стал основой для укрепления лояльности со стороны корпоративных клиентов, динамичных и современных компаний во всех регионах, где банк осуществляет свою деятельность. В большой степени этому способствовала и широкая программа деловых мероприятий, организуемая для корпоративных клиентов в рамках проекта «Бизнес-клуб УБРиР».
Конкурентный уровень тарифов, удобный формат предложения услуг в виде специальных пакетов, а также интенсивное развитие сервисов по дистанционному управлению финансами («Интернет-Банк», «Банк-Клиент») позволили в 2009 году значительно увеличить число открываемых расчетных счетов корпоративных клиентов по сравнению с 2008 годом. Ежедневно клиентами банка по расчетно-кассовому обслуживанию становятся более 43 компаний.
Наиболее интенсивной динамикой развития характеризовались малые города Свердловской области, г. Нижний Тагил; позитивные результаты показали города Челябинск, Ижевск, Пермь, которые определяют потенциал расширения клиентской базы на 2010 год. С учетом стабильных показателей открытия счетов в городе Екатеринбурге, базовый регион присутствия оставался основой для формирования корпоративной клиентской базы банка.
2.3 Мероприятия, направленные на улучшение организации кассовой работы в ОАО «УБРиР»
Целый блок инноваций 2009 года связан со стратегическим для банка направлением – развитием дистанционного банковского обслуживания. Доступ к расчетным счетам с помощью системы «Интернет-банк» стал возможен с использованием карманных компьютеров и коммуникаторов – появилась услуга «Mobile-банк». Клиентам был предложен удобный сервис уведомлений «SMS-банкинг», позволяющий самостоятельно осуществлять настройки параметров оповещения, формировать содержание и расписание отправки сообщений.
С целью повышения уровня безопасности операций, совершаемых корпоративными клиентами в системе «Интернет-банк», появилась возможность хранения ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) на специальном устройстве «USB-токен». Такой способ хранения данных, с учетом нынешнего мирового уровня развития технологий безопасного хранения информации, исключает возможность считывания секретного ключа ЭЦП клиента.
В 2009 году изменения
произошли и в системе
Уже в 2010 году активное развитие получит специальный сервис для компаний, объединенных в группы или холдинги - «Центр финансового контроля», позволяющий централизованно управлять финансами с использованием системы «Интернет-банк». Появится возможность хранить ключи электронной цифровой подписи не только в «USB-токене», но и на специальной «Smart-карте». Получат развитие и сервисы, связанные с мониторингом операций, клиенты смогут отслеживать информацию о выданных кредитах (договоры, графики погашения) и т.д.
Одним из новых направлений дистанционного обслуживания клиентов банка стал сервис «смс-банк» - управление карточным счетом при помощи мобильного телефона. Он сочетает в себе практически весь функционал системы «Телебанк» наряду с быстротой подключения, удобством и мобильностью. Узнать баланс по карточному счету, получить выписку об операциях по карте, оплатить услуги операторов связи, ЖКХ и других, управлять лимитами по банковским картам, узнавать банковский курс конвертации валют, все это позволяет делать инновационный сервис, установленный в мобильном телефоне клиента.
Что же касается перспектив развития банка, то ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», будет продолжать развиваться как универсальный розничный банк, уделяя внимание услугам, которые наиболее востребованы как среди частных клиентов и субъектов малого предпринимательства, так и крупных корпоративных клиентов.
Информация о работе Особенности учета кассовых операций в банках