Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что налогообложение, учёт и отчётность представителей субъектов малого предпринимательства на территории Российской Федерации постоянно изменяются и корректируются.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве 5
1.2 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства 8
1.3 Система налогообложения предприятий малого бизнеса 13
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 18
2.1 Способы ведения упрощенной системы бухгалтерского учета 18
2.2. Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов, рекомендуется применять простую форму бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Субъектам малого предпринимательства сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не применять ряд ПБУ (таблица 3). Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями.
Таблица 3
Послабления субъектам малого предпринимательства | Основание | Примечание |
Использовать кассовый метод учета доходов и расходов | - ПБУ 1/2008;
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99); - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) |
За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 | Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) | За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета | Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) | |
Не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета. | Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07) | |
Не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете | ПБУ 14/07 | |
Признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности | ПБУ 10/99 | |
Признавать все расходы по займам прочими расходами | Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) | За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. п. объекты | Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) |
При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении. При выполнении данных условий субъектам малого предпринимательства дано право воспользоваться рядом послаблений при представлении бухгалтерской отчетности (таблица 4).
Таблица 4
Послабления субъектам малого предпринимательства | Основание | Примечание |
Составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме | - Приказ Минфина
РФ от 02.07.2010 № 66н; - Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) |
За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности | Приказ № 66н | |
Включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям | Приказ № 66н | Начиная с отчетности за 2011 год |
Не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности | Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), | За исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе |
Не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности | Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) | |
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях приводить обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности | ПБУ 4/99 | |
Отражать любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету | ПБУ 1/2008 | Кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода | Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) | За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
В целом субъектам малого предпринимательства предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета.
Особое внимание следует уделить рабочему плану счетов. Например, представляется целесообразным вместо счетов 51, 52, 55, 57 вести один счет 51 «Расчетный счет». А вместо счетов 80, 82, 83 - счет 80 «Уставный капитал». Но тем субъектам хозяйственной деятельности, у которых есть движение валютных средств, все-таки целесообразнее вести полноценный счет 52 «Валютные счета».
При этом целесообразность применения счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79 не столь очевидна. В этом случае надо исходить из конкретных условий хозяйствования, а именно из количества контрагентов, подотчетных лиц и других определяющих факторов.
Также вызывает вопросы применение счета 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99. Поскольку подавляющее большинство субъектов предпринимательской деятельности ведет учет с применением программных средств, а они настроены на ведение счетов 90, 91, 99, представляется целесообразным вести счета 90, 91, 99. Любую программу можно настроить так, как нужно бухгалтеру конкретного предприятия. Для упрощения можно вести учет всех доходов на счете 90 «Продажи», не применяя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Этот вопрос надо решать исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности.
Серьезным облегчением для бухгалтера будет и сокращенный вариант представления бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
С учетом всех приведенных послаблений для субъектов малого предпринимательства в отношении бухгалтерского учета, а также соответствующей его организации ведение полноценного бухгалтерского учета для предприятий применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета не будет трудоемким и сложным процессом.
В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны. Насущный вопрос о новых формах государственной поддержки малого бизнеса стоит уже давно. Необходимо разработать новую нормативную правовую базу, которая введет в действие те правила игры, те механизмы поддержки малого бизнеса, которые используются в развитых странах мира и работают.
Поддержка малого бизнеса в России еще только развивается, но уже достигла неплохих результатов. Важным аспектом в ней является расширение границ предпринимательской деятельности на территории государства. Это способствует развитию предпринимательства по всей стране, и во многом упрощает начинающим бизнесменам решение проблем связанных со строительством и открытием своего дела.
В современной России малые предприятия довольно часто сталкиваются с большими проблемами. Основной проблемой малодостаточность ресурсной базы, как материально-технической, так и финансовой.
Еще одной основной проблемой является законодательная база, на которую в частности опирается малый бизнес. Она неокрепшая и зачастую невразумительная, в некоторых моментах практически вообще отсутствует.
Отсутствие кадров также является проблемой. Из-за не достаточной подготовленности предпринимателей штат предприятий малого бизнеса не только не увеличивается, а во многом убывает.
Исходя из вышеуказанных данных, государством были разработаны законодательные и нормативно-правовые акты, связанные с поддержкой малого бизнеса, для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности.
Также в поддержку малого предпринимательства были снижены налоги, с 2003 года был принят закон об упрощенной системе налогообложения.
С реализацией программ поддержки предпринимательства были созданы около 1300 инфраструктур, помогающих в развитии малого бизнеса. Большинство таких инфраструктур созданы на региональном уровне, но распределение их по территории государства неравномерно.
Государственное кредитование внесло значительный вклад в развитие малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса государством осуществляется путем частичного либо полного кредитования на развитие предприятия.
Поддержка малого предпринимательства является залогом к успешному росту предпринимательства в стране, и возможно, в будущем заметно увеличит основной бюджет государства.
Первый проект это создание бизнес-инкубаторов.
Обычно у малого бизнеса на старте присутствуют две глобальные проблемы - помещение и финансы. Эти трудности поможет преодолеть проект по созданию бизнес-инкубаторов, подготовленный Минэконом-развития РФ.
Бизнес-инкубатор - это помещения площадью 1,5-2 тыс. кв. м. и больше, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется, в зависимости от потребностей, 2-3 рабочих места либо небольшая комната (20-30 кв. м). В результате один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий предприниматель выходит из инкубатора, а на его место приходит другой.
Субъекты малого бизнеса, в свою очередь, получают доступ к инкубатору на конкурсной основе. Для региона создание инкубаторов - это налоги, новые рабочие места, а на выборах - голоса избирателей. Об этом не стоит забывать, ведь предприниматель - человек рискующий, имеющий свою точку зрения, который сталкивается с властью не только на бытовом уровне, но и на деле.
Второй проект - поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Есть достаточно большое количество маленьких фирм и предпринимателей, которые пытаются пробиться на внешние рынки, но этот выход требует слишком больших расходов.
Третье направление - поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов).
Поддержка кредитных кооперативов - это помощь наиболее нуждающейся части малого бизнеса.
Четвертый проект это поддержка малых инновационных компаний.
Суть данного проекта в том, что совместно с регионами создаются несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные предприятия.
По истечение срока окупаемости проекта (который обычно составляет лет пять), государство может из него выйти, продать свою долю в бизнесе и вернуть себе вложенные средства. В том числе и сам предприниматель может выкупить эту долю. И в результате государство поучаствует в проекте, и уйдет. А малое предприятие будет работать.
Государство пытается снизить налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, а также облегчить налоговый учет. Для исполнения этих целей предназначены специальные налоговые режимы и упрощенные формы бухгалтерского учета.
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях