Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что налогообложение, учёт и отчётность представителей субъектов малого предпринимательства на территории Российской Федерации постоянно изменяются и корректируются.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве 5
1.2 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства 8
1.3 Система налогообложения предприятий малого бизнеса 13
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 18
2.1 Способы ведения упрощенной системы бухгалтерского учета 18
2.2. Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Перечень видов предпринимательской деятельности, по которым законом субъекта РФ может быть установлена система налогообложения в виде налога на вмененный доход перечислен в п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ. Законодательные органы субъектов РФ вправе выбрать все (или часть) из установленных видов деятельности. Устанавливать иные виды деятельности или вводить какие-либо ограничения по субъектному составу региональные власти не могут.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, который определяется как потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период.
Планируемое Госдумой введение нормы об обязательном ведении бухгалтерского учета с 2012 г. юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в т.ч. перешедшими на упрощенную систему налогообложения, несколько смягчено Минфином, который разрешил предпринимателям малого бизнеса вести упрощенный бухгалтерский учет.
Критерии отнесения к малому бизнесу:
- численность работников в прошедшем году не более 100 человек;
- выручка за прошедший год или остаточная стоимость материальных и нематериальных основных средств не более 400 млн. руб.
Упрощенная система бухгалтерского учета основывается на следующих принципах:
- полное и своевременное отражение экономического содержания фактов хозяйственной деятельности;
- первостепенное отражение расходов и обязательств, открытость создания резервов;
- соответствие данных аналитического и синтетического учета;
- рациональная форма учета в зависимости от специфики и объема деятельности.
Правильная организация бухгалтерского учета предприятия - залог успешного бизнеса и отсутствия проблем с законом. Сегодня, наверное, уже нет ни одного человека, который, собираясь открыть собственный бизнес, не понимал бы, что ему потребуется платить налоги, и, соответственно, вести бухгалтерский учет.
Законодательство России определяет четыре возможных способа ведения бухгалтерского учета:
Ведение бухгалтерского учета руководителем предприятия
Ввод в штат должности бухгалтера, который и отвечает за бухгалтерский учет
Учреждение бухгалтерской службы, как структурного подразделения, под руководством главного бухгалтера
Внешнее бухгалтерское обслуживание
Выбранный способ ведения бухгалтерского учета диктуется соображениями наибольшей целесообразности.
Учреждение бухгалтерской службы под руководством главного бухгалтера требуется крупным предприятиям, имеющим большой штат работников и солидный документооборот, и потому для малого бизнеса, как правило, не подходит.
Для индивидуального предпринимателя или предприятия малого бизнеса больше подходят три других способа ведения бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета руководителем предприятия. Мало кто из предпринимателей профессионально разбирается в вопросах бухгалтерского учета. Несмотря на введение упрощенной системы бухгалтерского учета, все равно придется учиться методом проб и ошибок, а ошибки, допущенные в бухучете, слишком дорого обходятся предпринимателю. К тому же требуется знание тонкостей сдачи отчетности, соблюдение налогового календаря, время на ожидание в очередях в налоговых инспекциях, а также необходимо знать адреса внебюджетных фондов, в которые тоже надо сдавать соответствующие отчеты. Поэтому, как правило, учет ведется периодически, часть первичных документов утрачиваются, в итоге в налоговую инспекцию относят неверных или неправильно оформленных отчетов. О необходимости платить взносы и носить отчеты в пенсионный фонд и фонд обязательного страхования порой вовсе забывают. Неприятности, которые впоследствии начинаются, связаны не со злонамеренностью предпринимателя, а попросту с тем, что, занимаясь бизнесом, он не успевает разобраться во всех вопросах бухгалтерского учета.
Ввод в штат должности бухгалтера. Этот вариант - более верный, поскольку грамотный специалист сможет избежать ошибок, свойственных новичку, а ведение учета будет вполне удовлетворительным. Но и тут есть минус: зарплата хорошего бухгалтера выльется в кругленькую сумму, а объем работы по бухгалтерскому учету и составлению отчетности у частного предпринимателя невелик.
Внешнее бухгалтерское обслуживание. В этом случае бухгалтерское обслуживание индивидуальный предприниматель доверяет фирме, оказывающей такие услуги. Такое обслуживание стоит в несколько раз дешевле, чем оплата собственного бухгалтера, а качество и своевременность отчетов будут гарантированы фирмой. Прибавьте к тому отсутствие проблем с больничными, отпусками и декретами, а также неожиданным увольнением бухгалтера, и вы увидите, что этот способ ведения бухгалтерского учета для ИП наиболее выгоден.
Упрощение бухгалтерского учета достигается за счет сокращения части синтетических счетов:
- для учета производственных запасов используется только счет 10 «материалы» вместо счетов 07 «оборудование к установке», 10 «материалы и 11 «животные на откорме»;
- для учета затрат на производство и реализацию продукции (услуг) используется счет 20 «основное производство» вместо счетов 20, 23, 25, 26, 28 и 29, отражающих основное, вспомогательное и обслуживающее производство, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, брак производства;
- товары и готовая продукция учитываются по одному счету 41, а не раздельно по счетам 41 и 43;
- дебиторская и кредиторская задолженность учитывается по счету 76 «расчеты с дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76 и 79, учитывающих раздельно расчеты с покупателями и заказчиками, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям, с учредителями, с дебиторами и кредиторами и внутрихозяйственные расчеты;
- денежные средства в банках учитываются по счету 51 «расчетные счета» вместо счетов 51, 52, 55 и 57, учитывающих раздельно расчетные, валютные и специальные счета, а также переводы в пути;
- учет капитала производится по счету 80 «уставной капитал» вместо счетов 80, 82 и 83, учитывающих уставной, резервный и добавочный капитал:
- финансовые результаты отражаются по счету 99 «прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99, учитывающих продажи, прочие доходы и расходы и прибыли и убытки.
Таким образом, при упрощенной системе бухгалтерского учета используется 7 синтетических счетов вместо 27. Субъекты малого бизнеса, совершающие до 30 хозяйственных операций в месяц, не связанных со значительными затратами материальных ресурсов, освобождаются от ведения регистров бухгалтерского учета, регистрация хозяйственных операций производится в журнале учета предпринимательской деятельности. Остальные субъекты малого бизнеса могут применять упрощенные ведомости, учитывающие операции по одному бухгалтерскому счету, что упрощает ведение регистров бухгалтерского учета.
Минфин разрешил также для упрощения бухгалтерского учета не применять ряд положений по бухгалтерскому учету:
- по кассовому методу учета расходов и доходов;
- по переоценке основных средств и нематериальных активов;
- по обесценению нематериальных активов и финансовых вложений;
- по созданию резервов будущих расходов (оплаты отпусков, вознаграждений по итогам работы за год, расходов по гарантийным обязательствам);
- по отложенным налоговым обязательствам.
Субъектам, применяющим упрощенную систему бухгалтерского учета, разрешено сокращать объем отчетности, самостоятельно принимать решение о форме отчетности, сокращать детализацию по статьям, исправлять ошибки учета предшествующего отчетного периода. Изменение принципов бухгалтерского учета должно оформляться приказом руководителя малого бизнеса, не должно искажать достоверность учета. Цель применения упрощенного бухгалтерского учета - сокращение трудоемкости ведения учета для субъектов малого бизнеса.
В Письме Министерства финансов РФ № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика - это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008).
Учетная политика должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
Предпочтительными формами ведения бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства рекомендованы следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета:
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично руководителем.
Данные варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Сокращенный вариант рабочего плана счетов. Для практической реализации требования рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
Упрощенный вариант рабочего плана счетов | Счета, которые можно заменить |
Производственные запасы | |
Счет 10 «Материалы» | - счет 07 «Оборудование
к установке»; - счет 10 «Материалы»; - счет 11 «Животные на выращивании и откорме» |
Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) | |
Счет 20 «Основное производство» | - счет 20 «Основное
производство»; - счет 23 «Вспомогательные производства»; - счет 25 «Общепроизводственные расходы»; - счет 26 «Общехозяйственные расходы»; - счет 28 «Брак в производстве»; - счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» |
Готовая продукция и товары | |
Счет 41 «Товары» | - счет 41 «Товары»;
- счет 43 «Готовая продукция» |
Дебиторская и кредиторская задолженность | |
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | - счет 62 «Расчеты
с покупателями и заказчиками»; - счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; - счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; - счет 75 «Расчеты с учредителями»; - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; - счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» |
Денежные средства в банках | |
Счет 51 «Расчетные счета» | - счет 51 «Расчетные
счета»;
- счет 52 «Валютные счета»; - счет 55 «Специальные счета в банках»; - счет 57 «Переводы в пути» |
Капитал | |
Счет 80 «Уставный капитал» | - счет 80 «Уставный
капитал»;
- счет 82 «Резервный капитал»; - счет 83 «Добавочный капитал» |
Финансовые результаты | |
Счет 99 «Прибыли и убытки» | - счет 90 «Продажи»; - счет 91 «Прочие доходы и расходы»; - счет 99 «Прибыли и убытки» |
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях