Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что налогообложение, учёт и отчётность представителей субъектов малого предпринимательства на территории Российской Федерации постоянно изменяются и корректируются.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1 Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве 5
1.2 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства 8
1.3 Система налогообложения предприятий малого бизнеса 13
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 18
2.1 Способы ведения упрощенной системы бухгалтерского учета 18
2.2. Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
- другие нормы и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Для субъектов малого бизнеса может предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.
Важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.
Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 25 ПБУ.
Основные из них:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н. (ред. от 24.12.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106 н. (ред. от 08.11.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №34 н. (ред. от 08.11.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 9.06.01г. №44 н. (ред. от 25.10.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26 н (ред. от24.12.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32 н. (ред. от 08.11.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99г. №33 н. (ред. от 08.11.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина от 27.12.2007г. №153н (ред. от 24.12.2010).
Таким образом, разработка документов второго уровня обусловлена необходимостью обобщения и трактовки применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложения основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, и возможных методов применения бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.
Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94н, в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 08 ноября 2010 г. № 142н);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов;
Четвёртый уровень составляют внутренние рабочие документы организации, разрабатываемые руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.
К основным задачам бухгалтерского учета и налогообложения деятельности малых предприятий относятся:
- совершенствование законодательной и нормативной базы;
- унификация и упрощение учетных регистров;
- упрощение рабочего плана счетов;
- совершенствование документооборота и сведение к минимуму количества бухгалтерских документов;
- сокращение форм отчетности;
- упрощение баланса за счет укрупнения и исключения статей, не являющихся исключительно информативными для государственных органов;
- упрощение налогообложения.
Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса начинается с формирования учетной политики, составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерского учета и состава применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота, которые утверждает руководитель предприятия
В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством финансов РФ.
Каждой форме бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Приспосабливая регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, малые предприятия должны соблюдать: единые методологическую основу бухгалтерского учета, которая предполагает ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи, взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета, сплошное отражение в учете всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, накопление и систематизацию данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Применяя единую журнально-ордерную форму счетоводства, предприятие составляет и разработочные таблицы на основании первичных документов. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной книги.
По первичным документам, отражающим хозяйственные операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга.
В настоящее время существуют несколько систем налогообложения малых предприятий:
1. Общеустановленная (традиционная) система, при которой малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, на имущество НДС и иные налоги.
В соответствии со статьёй 18 Налогового кодекса РФ (НК РФ) в настоящее время субъекты малого предпринимательства могут использовать:
2. специальные налоговые режимы:
-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроиз-водителей (единый сельскохозяйственный налог)
- упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» вступила в силу с 01 января 2004 года на основании Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
При применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщиками уплачивается единый сельскохозяйственный налог, исчисляемый ими по результатам их хозяйственной деятельности за отчетный период. Уплата единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций. Иные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками, перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в общеустановленном порядке. Кроме того, указанными налогоплательщиками уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений).
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, если в общем доходе от реализации товаров, доля дохода от реализации составляет не менее 70%.
Состав основных средств и нематериальных активов, а также их оценка определяются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Налоговой базой по единому сельскохозяйственному налогу признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Ставка единого сельхозналога составляет 6 процентов.
Сумма не учтенных налогоплательщиками при исчислении налоговой базы за налоговый период убытков подлежит переносу на будущее.
В настоящее время большинство субъектов малого предпринимательства применяют упрощенную систему налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете в частности с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», 14/2007 «Учет нематериальных активов» ПБУ.
По единому налогу при упрощенной системе налогообложения установлено два вида объекта:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком до начала налогового периода.
При установлении любого вида объекта налогообложения доход является его неотъемлемой частью. Поэтому данные положения распространяются на всех налогоплательщиков.
Доходы и расходы определяются кассовым методом. Показатель «расходы» используется только теми налогоплательщиками, которые установили в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при упрощенной системе, установлен ст.346.16 Налогового кодекса РФ.
Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год.
Если объектом налогообложения являются «доходы», налоговая ставка устанавливается в размере 6%, а при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» - 15%.
Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Единый налог на вмененный доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя).
Все иные налоги и сборы по этим видам деятельности уплачиваются в общеустановленном порядке.
Для расчета налога используются корректирующие коэффициенты базовой доходности: K 1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор в 2012 году равен 1,4942; К 2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности.
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях