Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:06, контрольная работа
Аннотация (от лат.annotatio - замечание) – краткая
характеристика содержания произведения печати или рукописи. Она
представляет собой предельно сжатую описательную характеристику
первоисточника. В ней в обобщенном виде раскрывается тематика публикации
без полного раскрытия ее содержания.
Библиографические ресурсы глобальных сетей обширны и разнообразны.
В них входят:
Начиная со второй половины 1990 годов, практически все ведущие программные продукты для автоматизации библиотек стали снабжаться встроенными модулями, обеспечивающими доступ к электронному каталогу через web-сайт библиотеки. Требования к "потребительским качествам" каталогов постоянно возрастают.
На сегодня их перечень сводится к следующим характеристикам:
Помимо правильного ввода ключевых слов, максимально точно выражающих информационную потребность, существенное значение имеет правильное применение условий, задаваемых через выпадающие меню. Именно они обеспечивают правильную трактовку введенных терминов.
Предлагается выбор из следующего перечня:
После этого необходимо определить поле/поля, в котором будет производиться поиск заданных терминов по указанным условиям.
Наиболее
важными из них
являются:
Keywords anywhere - Ключевые
слова во всех полях
(по сути - поиск по всем
полям)
Title - Заглавие
Personal Name - Индивидуальный
автор
Name Copropate/Meeting - Коллективный
автор (и временный и
постоянный)
Subject - Предметные рубрики
Subject Authorized - Предметные
рубрики из авторитетных
файлов
Есть возможность воспользоваться функцией Search Limits, которая позволяет ограничить поиск по дате (точный год, в пределах дат), языку, типу материала, месту издания.
Перечень результатов выдается в виде таблицы, представляющей описания в максимально сжатом виде. Щелчок мышью по конкретной записи делает ее более детальной (Brief record). Для получения полного представления о документе необходимо кликнуть на Full record (полная запись). Эта функция делает видимыми предметные рубрики, что весьма ценно при эвристическом поиске, когда область знания очерчена неточно.
В России аннотация использовалась уже в рукописных библиографических пособиях, например в единственном из дошедших до нас в полном смысле библиографическом указателе ("Оглавление книг, кто их сложил"). Чаще всего это краткие биографические сведения об авторах, заимствованные составителем из аппарата отражаемых книг. Аннотации, идентифицирующие содержание книги, включающие оценки и рекомендации, появляются в XVIII в., прежде всего в повременных изданиях. В любом случае аннотация носит промежуточный характер: между библиографическим описанием и рефератом.
Типологическая модель современной системы аннотаций. В основу ее положены три признака: функциональный, полнота отражения содержания и число аннотируемых изданий (произведений, документов, составных частей или единичной совокупности их). По наиболее существенному функциональному признаку мы выделяем следующие родовые категории аннотации: 1) сигнальную, или справочную, характерную для изданий государственной библиографии; 2) оценочную, отражающую в большей мере своеобразие научно-вспомогательной, или критической, библиографии; 3) рекомендательную, соотносимую с соответствующим видом библиографии. По полноте отражения содержания мы различаем две категории аннотаций - общую и аналитическую, по числу аннотируемых документов - групповую, включающую все перечисленные выше пять категорий аннотации.
Реферат. Еще более сложные информационные проблемы решает третья категория библиографической записи – реферат. Как мы уже упоминали, предпринимались попытки нормативно унифицировать эту систему [см. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация]. Приведенное здесь наше определение реферата, во-первых, основано на уже имеющемся теоретическом и практическом опыте его применения, во-вторых, дано с учетом специфики реферата среди других категорий библиографической записи.
В нашей квалификации рассматриваемой проблемы мы используем подход М.В.Ломоносова и опыт современной практики реферирования. В частности, именно на этом основании следует считать недостаточным определение реферата, данное в ГОСТ 7.0-84: "Краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему". Главный недостаток этого определения - в нем не заложен критерий, мера этого "краткого изложения содержания", тогда как у М.В.Ломоносова он есть - "приращение науки, приращение знания". Другими словами, реферат должен излагать не любое содержание документа - это больше функция аннотации, а только новое, ценное и полезное содержание, или информацию, которой до появления данного документа не было в системе соответствующей науки, в системе информационного общения. Из-за отсутствия необходимого критерия приходится прибегать к количественному ограничению этого "краткого изложения содержания". Так, были и специальные правительственные постановления, ограничивающие объем реферата по естественным и точным наукам: 800, но не более 1000 знаков. Теперь в действующем ГОСТ 7.9-95 рекомендуемый средний объем текста реферата определен в 850 знаков. В информационных изданиях по общественным наукам объем реферата не регламентируется. В экспресс-информации допускается публикация расширенных и сводных рефератов. согласно ГОСТ 7.23.
Обеспечение студентов учебниками и учебными пособиями определено содержанием обучения в соответствии с ГОСами специальностей.
Библиотечно-информационное
обеспечение студентов
Книжный фонд библиотеки составляет 29507 экземпляров, в том числе:
Для достижения основной дидактической цели может использоваться целый ряд модификаций метода работы с книгой:
Работа с книгой относится к числу сложных и трудных методов обучения. По этой причине значительная часть абитуриентов, поступающих в ССУЗ, так и не овладевает в должной мере этим методом обучения, не осознает смысла прочитанного и не воспроизводит его содержания. Это доказывает необходимость более широкого использования данного метода на до ССУЗовском этапе обучения будущих специалистов (А.К. Маркова, 1993; В.С. Селиванов, 2002).
На эффективность данного метода обучения определяющим образом влияет ряд факторов:
Все эти умения подлежат формированию и дальнейшему совершенствованию на всём протяжении образовательного процесса в ССУЗе.
13 июня 2003 года
произошло событие, имеющее
главной библиотеки Башкортостана: Национальная
библиотека им. А.З. Валиди
вошла в состав Ассоциации региональных
библиотечных консорциумов
(АРБИКОН).
Национальной библиотеки в системе «АС-Библиотека-2».
Ведется интенсивная
работа в этом направлении, установлен
и настроен АРМ читателя АБИС «Руслан»,
вскоре будет создан зал электронного
каталога со свободным и бесплатным доступом
к нему всех читателей. Электронный каталог
выставлен в сети Интернет,
планируется реализовать возможность
не только поиска, но и заказа изданий
для
зарегистрированных читателей. Ведется
работа по предоставлению доступа к базе
данных библиотек по протоколу Z39.50.
В ближайших планах:
- организация ретроввода
изданий, поступивших
до 1993 года;
- ретроввод изданий
на башкирском, татарском
и других языках;
- организация аналитической
росписи статей;
- формирование базы
данных читателей;
- введение штрихового
кодирования изданий
и читательских билетов;
- автоматизация книговыдачи.
Национальная библиотека Республики Башкортостан
как ведущая библиотека
республики и одна из крупнейших библиотек
России не может оставаться в стороне
от происходящих во всем мире процессов
внедрения в библиотеки современных
средств обработки информации. Время предъявляется
повышенные требования к
уровню технической оснащенности, предоставляемых
сервисов и информационного
обслуживания пользователей библиотеки.
Наша цель - развить автоматизацию
библиотечных процессов до уровня ведущих
библиотек.
Вхождение в число членов АРБИКОН позволяет
включить информационные
ресурсы библиотеки в национальное и мировое
информационное пространство,
значительно повышает уровень и престиж
Национальной Библиотеки Республики
Башкортостан, поддерживает статус библиотеки
как одной из самых передовых
библиотек России.
10
. Библиографическое пособие — упорядоченная в той или иной системе совокупность библиографических записей, предназначенная для помощи читателям в выборе и розыске изданий, произведений или иных документов. Библиографическое пособие может быть выпущено в виде отдельного издания, или входить в качестве составной части в не библиографическое издание как элемент его аппарата, или как самостоятельное приложение к нему.
Виды библиографических изделий различают по различным признакам:
Информация о работе Основы библиотечно-информационного дела. Библиотека как информационный центр