Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 07:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы определить роль малого бизнеса в рыночной экономике и выявить его проблемы развития в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть становление малого бизнеса и его современные критерии;
обосновать необходимость малого бизнеса в экономике,
рассмотреть его роль и выявить основные функции;
уделить особое внимание проблемам развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3
Тенденции развития основных типов фирм в постсоциалистическую эпоху………………………………………4
Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний…………………………………………………………….6
Конкурентоспособность отечественных и импортных товаров как фактор гипертрофированного развития коммутантной стратегии в переходной экономике…………………………………………….10
Роль государства в формировании эффективного сообщества компаний……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………..……………...18
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

теория конкуренции СУРС.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

           4. Роль государства в формировании эффективного сообщества компаний 

     Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективный  сектор экономики, постепенно увеличивающий  свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

     К настоящему времени сложилась и  функционирует единая система поддержки  предпринимательства, имеющая следующую  структуру:

     - департамент по предпринимательству  Министерства экономики как государственный  орган, отвечающий за осуществление  государственной политики по  поддержке предпринимательства; 

     - управление предпринимательства  комитета экономики Минского  горисполкома, которое отвечает  за реализацию государственной  политики на региональном уровне;

     - Белорусский фонд финансовой  поддержки предпринимательства; 

     - субъекты инфраструктуры развития  и поддержки предпринимательства  (центр поддержки предпринимательства  и два инкубатора малого предпринимательства);

     - общественные объединения предпринимателей.

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определены основные направления государственной поддержки  малого предпринимательства, реализация которых осуществляется в соответствии с республиканской и программой государственной поддержки малого предпринимательства на 2006-2008 годы, разработанной Мингорисполкомом. [4]

     В целях дальнейшего В 2010 г. реализован план по либерализации экономики, который состоял из 52 разделов, охватывающих основные направления развития экономической и социальной сфер страны. В план включены мероприятия:

     - по дальнейшему совершенствованию  налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений  (оптимизация размера арендной  платы за недвижимое имущество,  усовершенствование и упрощение  порядка проведения аукционов  и конкурсов, урегулирование залоговых  отношений, обеспечение доступа  заинтересованных к информации  об имуществе), ценового и антимонопольного регулирования, административных и технических процедур;

     - по упрощению сертификационной  деятельности и процедур, связанных  с проектированием, строительством  и вводом в эксплуатацию объектов, включены меры по совершенствованию  инвестиционной деятельности, развитию  финансового рынка страны, регулированию  денежно-кредитных отношений и  банковской деятельности, стимулированию  рынка труда; 

     - по дальнейшему упрощению налоговой  системы, совершенствованию порядка  исчисления и уплаты таможенных  пошлин, упрощению таможенных процедур (дальнейшее снижение налоговой  нагрузки за счет отмены ряда  действующих налогов и сборов (включая местные), упрощение порядка  исчисления отдельных налогов  и увеличение периодов уплаты  налогов и сборов, введение в  действие Национальной автоматизированной  системы электронного декларирования  экспорта).[3]

     Совершенствование ценового и антимонопольного регулирования  предусматривает предоставление возможности  предприятиям-экспортерам, имеющим  на своих счетах валюту, полученную от экспорта продукции, использовать ее в виде авансовых платежей для  покупки сырья, материалов, комплектующих, необходимых для дальнейшего  производства продукции на экспорт. Будет усовершенствован порядок  очередности осуществления платежей со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расширены сферы  применения свободных цен, тарифов, торговых надбавок. Будут усовершенствованы  и усилены меры антимонопольного регулирования.

     Увеличения  объема привлечения инвестиций предусматривается  освобождение от налогообложения доходов  нерезидентов, полученных ими от еврооблигаций  и синдицированных кредитов.

     Для развития инвестиционной деятельности иностранным инвесторам планируется  предоставить право при реализации инвестиционных проектов привлекать для  разработки проектно-сметной документации иностранные проектные организации. Облисполкомы и Минский горисполком  получат полномочия на заключение международных  инвестиционных договоров от имени  Республики Беларусь.

     Помимо  изложенного план предусматривает  реализацию таких мероприятий, как  закрепление правового статуса  холдинга, создание и функционирование белорусских венчурных компаний, введение требований о формировании финансовой отчетности и ведении  бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

     Реализация  указанного плана направлена на активизацию  экономической деятельности, включая  развитие предпринимательства, а также  на повышение инвестиционной привлекательности  Республики Беларусь. Произошедшее улучшение  условий деятельности субъектов  хозяйствования на отечественном рынке  сказалось на положении Беларуси в рейтинге стран группы Всемирного банка по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. В последнем исследовании банка наша страна попала в 30 стран по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

     Государственная политика в сфере предпринимательства  и далее будет направлена на создание благоприятных условий для его  развития, стимулирование активизации  инвестиционной, инновационной и  экспортной деятельности субъектов  предпринимательства, их деятельности в сферах производства и оказания услуг.

     В настоящее время решением Минского городского Совета депутатов принята  Программа государственной поддержки  малого предпринимательства в г. Минске на 2010-2012 годы. Целью Программы  является создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию малого предпринимательства, формированию рациональной отраслевой структуры  предпринимательской деятельности, стимулированию его дальнейшего  развития путем совершенствования  форм и методов государственного регулирования данного сектора  экономики.

     Несмотря  на рост количества частных предприятий, структурно развитие этого сектора  застыло. При этом если до кризиса  росту частной инициативы в большей  степени мешали организационно-правовые условия ведения бизнеса в  стране, то сейчас основной проблемой  становятся сокращение спроса и неплатежи. Таким образом, белорусский бизнес сталкивается с системными препятствиями, которые не решить политикой либерализации  или улучшения бизнес климата. Более  того, вхождение страны в топ-30 рейтинга «Doing Business» Всемирного Банка и усилия, направленные на упрощение условий хозяйствования, привлекут в страну иностранные компании, что ещё больше усложнит функционирование местных компаний.

     Высокие издержки и падение спроса приводят к падению экономических и  финансовых показателей МСП. Как  результат, компании мало занимаются модернизацией, инвестиционной и инновационной  деятельностью, а значит в условиях улучшения доступа иностранных компаний на внутренний рынок и усиления конкуренции они столкнутся с серьёзными вызовами и проблемами, грозящими банкротством. Поскольку только масштабная модернизация позволит компаниям оставаться конкурентоспособными.

     В условиях нарастания кризисных явлений  в экономике, с одной стороны, и желания поддержать развитие отечественных  МСП – с другой, особую актуальность приобретает комплексная и стратегически  верная экономическая политика. На сегодняшний день важно не просто точечно изменять законодательство, но изменять основы принципиально новой  политики по стимулированию развития МСП в стране.

     Так, на наш взгляд, представляется важным не столько совершенствование основ  бизнес - среды, сколько конкретные мероприятия, поддерживающие желательные для власти направления бизнеса. Например, понятно, желание правительства поддержать производственные, а не занимающиеся импортом потребительских товаров МСП.

     Однако  пока в этом плане мало что делается. Несмотря на имеющую место реформу  арендных ставок, призванную их снизить, согласно проведенному исследованию, у 40% МСП ставки аренды в 2010г выросли (у 35% - не изменились). А ведь имеются  ещё и повышенные (несубсидируемые, как у населения) тарифы на услуги ЖКХ. Более того, ничего не делается для упрощения возможности для производственных арендных предприятий выкупить арендуемые у государства площади (наоборот, этот способ приватизации исключён из новой редакции Закона «О приватизации»), что значительно сократило бы издержки и технически усилило производственные предприятия.

     Важной  реальной формой поддержки могут  стать на деле равные условия хозяйствования частных и государственных предприятий (и по оплате услуг и по общему отношению властей, и по возможности  защищать свою позицию в разных инстанциях). Так, вступая в противоречие с  проводимой в стране политикой по улучшению бизнес – климата, работа с частным сектором начала строиться  по «остаточному принципу – всё, что  можно скидывается госпредприятиям». Даже в области импортозамещения предприниматели отмечают несправедливый и ведомственный подход, когда «лоббируются интересы отдельных МСП, а директоров госпредприятий вынуждают у них покупать».

     В Директиве по либерализации и  поддержке МСП можно отметить и приоритет успешных и развивающихся  малых и средних предприятий  при конкурировании с убыточными государственными предприятиями (пока на деле всё наоборот). То же самое  и с налоговой политикой –  безусловно необходимо менять её общие контуры в соответствии с тем, как это принято в цивилизованных странах.

     Особой  политикой, направленной на поддержание  отечественных МСП, в первую очередь занимающихся производством, может явиться политика приватизации. Многие белорусские МСП, занимающиеся производством, хотели бы участвовать в приватизации. Белорусский бизнес несколько побаивается участия в приватизационных сделках, однако при определённых условиях он готов принять в ней участие.

       Таким образом, в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса государство должно проводить взвешенную экономическую политику, позволяющую не только облегчать доступ на внутренний рынок новым компаниям, но и создавать условия для стабильной работы уже имеющихся компаний; более того, поддерживать и стимулировать их развитие путём создания соответствующих механизмов, имеющих как экономическую, так и административную природу. 
 

     Заключение 

             Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.

       Малый бизнес Республики Беларусь  представляет сегодня перспективный  развивающийся сектор, постепенно  увеличивающий свою роль и  значение в обеспеченности общего  экономического роста страны.

     Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются  гибкими и эффективными с точки  зрения затрат, они быстро приспосабливаются  к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или  определенные виды услуг. Но малые предприятия  эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая  политика, которая позволила бы и  в Беларуси полностью реализовать  потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться  и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и  поручительств, связанных с финансированием  субъектов, сложность проведения процедуры  сертификации и стандартизации товаров  и услуг и др.

     Для активизации малого предпринимательства  в Беларуси необходимо устранить  факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень  его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых  услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний