Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 07:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы определить роль малого бизнеса в рыночной экономике и выявить его проблемы развития в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть становление малого бизнеса и его современные критерии;
обосновать необходимость малого бизнеса в экономике,
рассмотреть его роль и выявить основные функции;
уделить особое внимание проблемам развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3
Тенденции развития основных типов фирм в постсоциалистическую эпоху………………………………………4
Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний…………………………………………………………….6
Конкурентоспособность отечественных и импортных товаров как фактор гипертрофированного развития коммутантной стратегии в переходной экономике…………………………………………….10
Роль государства в формировании эффективного сообщества компаний……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………..……………...18
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

теория конкуренции СУРС.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

     2.Нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность (не способствует уверенности и возможности планировать бизнес на средне- и долгосрочную перспективу).

     3.Высокие  издержки входа  на рынок (предприниматели полностью зависят от власти, выступая в роли просителей лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны). Свободные границы, более низкие издержки и более либеральное законодательство в соседних странах (Польша, Литва, Россия и Украина) способствуют выводу капитала и созданию бизнесов в этих странах. Сложные и дорогостоящие процедуры регистрации бизнеса в Беларуси объясняются борьбой чиновников с фирмами-однодневками.

     4.Низкий  покупательный спрос.

     5.Проверки  контролирующих органов  и давление со  стороны местных  властей (наличие более 20 контролирующих органов).

     6.Ограниченные  возможности предпринимателей  лоббировать собственные  интересы. Около 80% малого и среднего бизнеса не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение или нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня и собственные карманы чиновников. Изменить отношение в обществе к предпринимательству могут СМИ.

     7.Деструктивным  фактором в развитии  малого и среднего  предпринимательства  является также  отсутствие уверенности  их руководителей  в завтрашнем дне. Около половины руководителей крупных и мелких, старых и новых, столичных и региональных, торговых и производственных предприятий не могут спрогнозировать развитие собственного бизнеса в самой ближайшей перспективе.

     Плодотворной  почвой развития нечёткого менеджмента  является отсутствие детализированной достоверной информации, которая  сигнализирует об изменениях во внешней  среде. Всё это обусловливает  необходимость внедрения хорошо налаженной системы управленческого  учёта и отчётности на всех уровнях  управления.

     Эффективно  функционирующая система управленческого  учёта на предприятии должна явиться  базой для разработки финансового  плана, без которого результативная работа предприятия невозможна.

     При финансовом планировании формулируются  цели деятельности предприятия, выражаемые в конкретных показателях; рассчитывается потребность в ресурсах для осуществления  хозяйственной деятельности; выявляются существующие проблемы и определяются направления их решения.

     К основным мероприятиям по ликвидации дефицита денежных средств  следует  отнести: сокращение сроков предоставления товарного кредита покупателям; увеличение по согласованности с  поставщиками сроков предоставления предприятию  товарного кредита; увеличение размера  ценовых скидок при реализации продукции  за наличный расчёт; обеспечение частичной  или полной предоплаты за продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке; привлечение стратегических инвесторов; выпуск облигаций; продажу части долгосрочных финансовых вложений.

     Сокращение  запасов готовой продукции может  происходить путём снижения объёмов  её производства, постановки маркетинговых  исследований на качественно новый  уровень, планирования объёмов производства на основе прогнозного объёма продаж.

     Сокращение  дебиторской задолженности может  происходить путём усиления претензионной  работы с неплательщиками в целях  полного и своевременного её взыскания, факторинга.

     Развитие  товаропроводящих сетей может быть обеспечено путём формирования дееспособных маркетинговых служб в рамках крупных хозяйственных групп; координации  усилий в рамках отрасли и республики со специализированными организациями, оказывающими услуги в сфере продаж; подготовки и обеспечения маркетинговых  служб квалифицированными кадрами.

     Для активизации структурных преобразований в экономике и улучшения инвестиционного  климата в стране необходимо решить следующие задачи:

  • повысить инвестиционную привлекательность промышленных предприятий;
  • развивать нормативно-правовую базу ценных бумаг;
  • обеспечить предоставление государственных гарантий частным инвесторам;
  • сконцентрировать ресурсы и трансформировать их в инвестиции,  необходимые для проведения рациональной промышленной политики, направленной на поддержку государством приоритетных отраслей и предприятий, выпускающих  конкурентоспособную и социально значимую продукцию;
  • развивать здоровую конкурентную среду в инвестиционной деятельности;
  • совершенствовать механизм трансформации сбережений в инвестиции;
  • оптимизировать систему налогообложения предприятий реального сектора экономики;
  • предоставление более полной и систематизированной информации о возможностях экономики.

     Факторы, способствующие развитию малого и среднего бизнеса. Для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к качественному бизнесу. Среди институтов, способствующих экономическому росту, в рыночной экономике выделяют:

  • надёжные права собственности;
  • развитые финансовая и банковская системы (стабильная валюта и цены);
  • конкурентные рынки;
  • свободную торговлю с иностранцами, открытую экономику;
  • доверие между агентами экономики, обязательность партнёров;
  • законность и правопорядок, доминирование правового решения деловых проблем над неформальными и силовыми;
  • высокий уровень корпоративного управления;
  • прозрачность компаний, использование международных стандартов финансовой отчётности. [2]

     Для снижения регуляторной нагрузки и стимулирования развития частного сектора в Беларуси необходимо выполнение следующих рекомендаций:

  • упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путём введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности;
  • определить единый перечень документов для регистрации и закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учёт в налоговые и другие органы;
  • внести изменения в Налоговый кодекс, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на предприятия;
  • законодательно запретить все формы административного регулирования цен и тарифов кроме узкого перечня товаров и услуг;
  • создать законодательство, регулирующее взаимоотношения с государством в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений, введение института собственности на землю);
  • существенно сократить количество лицензируемых видов деятельности;
  • либерализовать законодательство в сфере сертификации товаров, работ, услуг (упрощение порядка сертификации и удешевление её процедуры);
  • принять закон «О едином порядке установления и применения экономических санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;
  • провести ревизию законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, в целях упрощения порядка налогообложения и отчётности, обеспечения и защиты прав предпринимателей;
  • активизировать систему государственной поддержки предпринимательства путём оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса.

     Реализация  этих и других мероприятий позволит существенно сократить барьеры  входа на рынок, а также транзакционные издержки большинства представителей малого и среднего бизнеса, что будет  являться лучшей предпосылкой для повышения  активности внутренних и внешних  инвесторов.

     Среди основных причин, способствующих  увеличению продаж, предприниматели называют эндогенные для их бизнеса факторы – изменение ассортимента, качества, производственной мощности, системы реализации и продвижения. Осознание того факта, что внешняя для их бизнеса среда будет меняться медленно, приводит к необходимости уделять особенно пристальное внимание кадровой политике предприятия. Обучение персонала, изменение мотивации и рост компетенции становятся важнейшими источниками роста компаний малого и среднего бизнеса. 

     
  1. Конкурентоспособность отечественных и  импортных товаров  как  фактор гипертрофированного  развития коммутантной стратегии

     в переходной экономике 

     Конкурентоспособность организации – это относительная  характеристика, которая выражает степень  отличия развития данной организации  от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность  организации характеризует возможности  и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции и зависит  от ряда факторов, таких как емкость  рынка (количество ежегодных продаж), легкий доступ на рынок, вид производимого  товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий уже работающих на этом рынке, возможность использования  технических новшеств.

     Конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:

     1) качество продукции и услуг;

     2) наличие эффективной стратегии маркетинга;

     3) уровень менеджмента и квалификации персонала;

     4) технологический уровень производства;

     5) налоговая среда, в которой действует предприятие;

     6) доступность источников финансирования[6].

     В последнее время уделяется значительное влияние ключевым факторам успеха предприятия (КФУ). Думается, что к таковым  следует отнести: платежеспособность (1), прибыльность (2), стратегичность управления (3), адаптивность системы управления (4), финансовую и управленческую прозрачность (5), управляемость бизнеса (6), инвестиционную привлекательность (7) (рис. 6.) [9].

     

     Рис. 6. Составляющие конкурентоспособности предприятия

     Важную  роль в деятельности белорусских  предприятий на международном рынке  играют реальные факторы успеха и  неудач, существенно влияющие на результативность внешнеторговых операций. К этим факторам относятся следующие (рис. 3)[7].

     

     Экономика Белоруссии является открытой, что делает ее в высокой степени зависимой от мировых экономических процессов. В качестве одного из критериев открытости принято считать отношение внешнеторгового оборота к ВВП. По этому показателю республика входит в число стран-лидеров. Одна из причин сохранения высокой степени открытости национальной экономики – продолжающаяся ориентация на выпуск ресурсо- и энергоемкой продукции при отсутствии соответствующей базы. Доля же экспортируемой наукоемкой продукции очень мала (1%), тогда как в экспорте промышленно развитых стран она приближается к 40%.

     При высокой степени открытости белорусской  экономики следует отметить очень низкий уровень инвестиционных ресурсов.Инвестиционные и финансовые решения очень чувствительны к налоговым изменениям и налоговым особенностям. Как развитые, так и развивающиеся страны включились в активную конкурентную борьбу за привлечение капитала посредством создания преференциального налогового климата – снижения налоговых ставок, освобождения от налогов инвестиций и др.

     Один  из факторов, отрицательно влияющий на экспортный потенциал, – растущее технологическое отставание отечественной промышленности. Белорусские производители вытесняются зарубежными конкурентами с рынков из-за слабой оснащенности отечественных производств высокими технологиями.

     Неразвитость  инфраструктуры, обеспечивающей эффективный сбыт товаров на внешних рынках, отрицательно сказалась на объеме экспорта отечественной продукции. В первую очередь это касается фирменной торговли и сервиса. Значительное количество белорусских товаров попадает на рынки не напрямую от товаропроизводителей, а через официальных дилеров белорусских предприятий и многих посредников. Часто фирмы, которые специализируются на продвижении белорусской продукции, не рекламируют свои товары и не имеют приемлемых финансовых показателей в течение длительного времени. Отсутствие сервисных центров не позволяет производителям бороться за выгодные заказы и тендеры.

     Одним из факторов, отрицательно влияющих на деятельность белорусских предприятий, является значительная налоговая нагрузка

     Персонал – это главный ресурс и основное конкурентное преимущество белорусских предприятий. В технологической сфере РБ работают специалисты высокого уровня. В то же время в республике нет практики поощрения высококвалифицированного труда. Белорусские предприятия столкнулись с проблемой утечки квалифицированных кадров и отсутствия пополнения технологического персонала молодыми специалистами. Причина этому – низкая заработная плата[5].

     В силу рассмотренного выше, следует  сконцентрировать внимание на развитии коммутантной стратегии  среди белорусских  фирм.

     Коммутантная  стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента.  
По своей природе спрос всегда имеет точечное, локальное происхождение: у данного потребителя в связи с такимито обстоятельствами появилась надобность в определенном товаре. Совпадение в общих чертах запросов больших групп или отдельных слоев потребителей плюс наличие технической возможности поставить их удовлетворение на поток создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но условия эти выполняются далеко не всегда. И тогда на сцену выступают коммутанты.  Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать каждую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего производственногопрофиля. Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области или научнотехнических заделов – словом, всего, чем сильны другие фирмы – приводит к тому, что коммутантам (в рамках разумного) почти все равно, чем заниматься. Такая незаметность и даже безликость послужила основой присвоения коммутантам названия «серые мыши». Фирмы мыши, однако, имеют и свойственные только этому типу преимущества. Им легко идти на столь резкие изменения сферы коммерческой деятельности, на которые другие фирмы неспособны. В свою очередь, повышенная гибкость становится источником силы коммутантов в конкурентной борьбе. Дух свободного предпринимательства с его постоянной нацеленностью на получение прибыли и готовностью прибегнуть ради нее к любым средствам проявляется в деятельности коммутантов в наиболее чистой и законченной форме. 
Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых белорусских частных фирм. Старейшие из них начинали как производственные кооперативы, в своем развитии пережили бум компьютерной торговли, период «иномарок», поменяли еще целый ряд специализаций. Да и по сию пору любое изменение таможенных пошлин или сравнительной рентабельности работы с разными товарами порождает массовую смену рода деятельности частных предприятий.  С точки зрения интересов всей экономики роль фирм коммутантов вполне почтенна (хотя, в здоровом хозяйстве в отличие от нынешнего белорусского они, в основном, концентрируются не в торговле импортными товарами, а в производстве и сфере услуг). Компаниикоммутанты появляются там, где:

  1. другие предприятия неэффективны (как, например, во многих случаях крупное хозяйство на селе в сравнении с фермерским);
  2. других предприятий просто физически нет (местная, «ближайшая» бензоколонка, кафе, магазин);
  3. прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту (парикмахерская, косметический салон)[8].

       Исходя из вышесказанного, развитие экспорта – одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Белоруссии. Расширять присутствие белорусских предприятий за рубежом престижно и выгодно, а потому необходимо. Завоевание новых рынков сбыта требует от отечественных производителей больших усилий, современных подходов, создания условий для доставки товаров буквально каждому потребителю. Достижения белорусских предприятий в увеличении своего экспортного потенциала очевидны как на рынках СНГ, так и на рынках дальнего зарубежья, что подтверждено ростом стоимости белорусского экспорта. Закрепление достигнутого успеха требует максимальной отдачи на всех без исключения этапах пути, ведущего к успеху и процветанию страны.

      
 
     

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний